Памир - крыша мира. Поездка по зову.

Sep 13, 2017 10:37

Перетащу тему сюда. Целее будет


Поездка на Памир состоялась еще в прошлом году (2016) в июле по август. Но надо рассказать с чего она началась и как меня занесло на Памир. После отчета о Таджикистане (Незнакомый Таджикистан) http://www.indostan.ru/forum/13_7110_0.html, я не была в Таджикистане пять лет и вроде бы и не и собиралась.Но внутренняя тоска по одной местности на Памире не оставляла в покое. Тоска эта появилась еще лет 20 назад. Тянуло туда очень. Местность ощущалась как "Ишкашим, Рушан". Доехать раньше почему то до Ишкашима не получалось , хотя это не сложно , с Душанбе в ту сторону ходит такси.
В 2016 году , в феврале подумала , что могу умереть и вдруг почувствовала, что будет очень неправильно умереть не посетив МЕСТО МОЕЙ ТОСКИ )) Написала в Душанбе свому геологу, мол так то так , надо мне на Ишкашим !) Ответил, что давай , приезжай , в этом летом в ту сторону будет экспедиция.  В мае прилетела в Душанбе и стала ждать. Экспедиция чисто геологическая , сложная , дорога очень длинная, сложная , с моей больной посчницей почти нереальная.


Наш Путь через перевалы. Душанбе- Ванч-Ишкашим- Харгуш-Аличур- Сарыташ- ДжартыГумбез- Мургаб-Каракуль-Акташ- Кокуйбель- Танымас-Кудара-Барчедив- Емс- Рушан- Душанбе. Организатор сначала обещал взять , потом отказал , вообщем заставил понервничать. Уже хотела поехать одна , на такси , но вдруг все разрешилось ) Поехали.

Заехали в Ванчскую долину. Последний раз я там была в студенческую эпоху ))



Едем дальше до Ишкашима. Я внутренне волнуюсь думаю, что же там есть такого ..что не оставляет меня в покое уже много лет. Доехали.. Пыль закрыл горизонт, плохая видимость , гор Гиндукуш не видно и ....я ничего не чувствую ))) Спрашивают (нас четверо) , ну как , какие ощущения ? Говорю , не знаю...обычное вроде селение, горное , только очень далекое и рядом Гиндукуш )).


Кстати , сейчас в Таджикистан для иностранцев с ЕС и США , визу можно подучить онлайн , в упращенном порядке , поэтому на Памир едут много велотуристов , так же встречаются и мототуристы . Несмотря на плохие памирские дороги, они едут на Памир. Но через год -два должны построить дорогу до Язгулема , проект вроде уже подписан.
Польские мототуристы в Ишкашиме.


БМВ ребят




Наша машина над Ишкашимом.


Крыша памирского дома.


Хозяйка дома , где мы ночевали.


Памирочка) Внучка хозяев.

Через пару дней едем дальше через Лягнар , мимо Вханского коридора. На той стороне Авганистан.




Переваливаем в Харгуч, высота 4200, дышать трудно , сердце скачет , холодно! Среди этого лунного пейзажа ощущаю себя пришельцем ).


Наша машина в Харгуче, высота 4200 метров.


Ваханский хребет. Авганистан.


Местность Харгуч. Лунный пейзаж.


Цветы восточного Памира на высоте 4200.


За сурками пошли.


Походная провизия )
Вдруг до меня доходит что "отпустило!" Тоски нет , она растворилась. На место тоски появилось ощущение свободы и радости. Ура! Значит все правильно, надо было посетить Ишкашим)) Но впереди еще много ночевок выше 4000 метров , настраиваюсь как то выжить , трудно дышать и сердце дает о себе знать. ))
Через пару дней выезжаем на Алучурскую трассу, отмечаемся на Сарыташ , доезжаем до ДжартыГумбез. Здесь отель "Интерохота", горячие источники , здесь наш ждут. Купаться в горячих источниках выше 4200 метров пробовали ? Температура воды 60 градусов, вообщем жесть.


Атабек. владелец Интерохоты, наш друг , говорит, что это лучшее место на Земле, и что, он ни на что его не променяет. В его хозяйстве несколько джипов, профессиональные охотники. По реке Истык элельвейсы.




Въезжаем на Мургаб.




Высота Мургаба 3600м.


Рынок в Мургабе - это контейнеры и вот такие палатки. Одна женщина спряталась )

Ночевать пустили в домиках памирской экспедиции. Когда то тут бурлила жизнь...


После развала союза на Памире живут плохо , скорее выживают ... даже не вериться , что в союзе это был самый обеспеченный регион.

Далее нам надо доехать до Каракуля. Это огромное высокогорное озеро на высоте 4000 метров, соленое. Но для этого надо подняться на Акбайтал , самый высокий автомобильный перевал СССР 4 655 м. Думала, что перевал очень крутой , но оказалось, что нет, незаметно поднялись ..но ночевать там отказались. Воздуха не хватает , сердце как будто увеличивается в размере.
кароче,  на фиг там ночевать.


Перевал Акбайтал. Самый высокий автомобильный перевал СССР 4 655 м.


Доезжаем до Куракуля ...я в шоке ..огромное ..не огромнейшее озеро !


вид на гору Кукчукурбаши.
Мы тогда только юго-восточную часть только видели) . Впечатляет да.








Поставить палатки у озера не решились , ветер , спускаемся в маленькому озеру. Спустилась к озеру , надо же попробовать на вкус ! ) Кисло соленая вода.


Далее наш путь- вдоль берега Каракуля , обходим озеро по западу по солончаком, по огромным озерным дюнам и ставим лагерь  на реке Акташ.






Пишут что здесь Рай ))


Вид на пики.

После наш путь идет на Кокуйбуль. Красно- коричневого цвета горы впечатляют. Атмосфера там какая то особая..что то в этом есть. Когда топографы составляли карту Памира , они спрашивали название рек, хребтов у местных. Про название "Кокуйбель" есть смешная история. Сидит киргиз над пропастью, мимо идут топографы. Спрашивают его- "как называется это место ?" . Мужик отвечает : кокой бель ишак , какой бель, жалко , убился".






Кто то рыбу хотел поймать )
После Кокуйбель нам надо было спуститься на долину Танымас по оочень крутому перевалу. Перепад до километра, дорога для одной машины , двум там не разойтись. Жуть. Места  дикие , никаких туристов мы там не встретили , иногда какой нибудь ООН - овский джип нас обгонял по трассе, а в сторону от трассы вообще никого. Только перед спуском на Танымас , мы встретили велотуриста из Франции. На перевале мы увидели домик , так как, у нас закончился хлеб , я решила попросить у местных. Выходим с машины , вижу женщину совсем не похожую на киргизку. Приветствую на русском , мол , привет , не дадите ли хлеб. Женщина улыбается , показывает на домик , иду туда. Там объясняю на трех языках, что нужен хлеб , нам дают лепешку. Сама все время думаю, кто эта женщина ? Отъезжаем и видим палатку перед спуском с перевала. Рядом с палаткой велосипед. Как она добралась одна на эти места, сотни километрах от памирской трассы ? Главное зачем ? )) Почему европейцев , привыкших к удобствам и сервису тянет в эти места ? Может удобства и сервис надоедают ?


Вид на долину Танымас. Идем на спуск. Геолог решил пофотографироваться и чуть не полетел вниз.
Сложными битыми, запутанными тропами-дорогами-перевалами мы как то добрались до кишлака Барчедив , последнего кишлака перед Сарезом. 18 километров по тропе и ты на Сарезе! ))


Барчедив кишлак.


Слияние рек Кудара и Мургаб. Так образуется река Бартанг. Пик Ляпназар




часть дома из валуна


пшеничные поля в кишлаке Барчедив. Академик Вавилов когда то приезжал сюда для изучения памирской пшеницы.


На крыше дома сушат абрикос. Солнечные батареи.


Памирка и ее коса )


тропа на Сарез.


Абрикос сушат и на крыше и на валунах
Едем через Рошерв вниз по реке Бартанг.




Самый большой кишлак по долине Бартанг Рошорв.


Едем по Бартангу.
И остановимся на 11 километрах от Рушана ,в кишлаке Емс.


Именно там я поняла ,зачем и почему я поехала на Памир. Все было предопределено заранее.
В кишлаке Емс мы не должны были остановиться , это не входило в планы геологов. Суть работы геологов заключается в фиксировании движения материковых плит.


геологи запускают прибор
Каждый год геологи записывают координаты определенной точки (сами точки вдолблены в скалу  , а после сравнивают на сколько сантиметров сдвинулась данная точка за год, за три года , за пять лет и тд. Да, материки "плывут" на 2- 3 сантиметра в год по определенной траектории. Этих точек на Памире много, и выполняют работу разные группы геологов. Так вот, точка на кишлаке Емс не была "нашей" , но мы же не могли ее проехать , ведь все было предопределено заранее)) Геологи просто переиграли, оставили другой группе свою "точку" , а сделали чужую.
Приехали в Емс уже вечером , быстро приготовили поесть и уснули. Утром проснулась от жары ...выхожу с палатки , водитель тоже уже встал и говорит мне , что рядом Мазар (на востоке святое место ) , и уже с 4 утра туда приходят женщины с дарами, а мужчины после них эти дары (хлеб , печенье, деньги ) забирают. Мазар представляет с себя небольшой сад, с двумя калитками , а у входа стоит черный камень. Камень по форме напоминает "лингам Шивы", олицетворяющий мужское начало. Кароче , бездетные женщины просят у лингама рождения детей.)) Женщины приносят дары, а мужчины должны забрать эти дары. Типа так НАДО. Может это было бы нормально для Индии, но для Памира ...просить помощи у камня ... Странно это как то. Памирцы исмаилиты , шеиты , их пророк Али, духовный лидер Ага Хан, который всегда их поддерживает. А тут лингам Шивы ))


Лингам Шивы в кишлаке Емс. Рушан.

Подумала, что надо бы у местных поспрашивать , может там похоронен какой то древний мудрец. Оказалось , что никто на Мазаре не похоронен, а история оказалась мистической. Давным давно (видимо очень давно) здесь проезжал человек в белых одеждах на белом верблюде ... и на этом месте ВОШЕЛ В СКАЛУ (с верблюдом или без?) . Скала там почти вертикальная, ее хорошо видно на фото . Люди конечно очень большие выдумщики , но придумать такое...даже для старины это слишком. Но, с песни слов не выкинешь, такая вот история этого Мазара. Кстати верблюды на Памире до сих пор есть.
Основные 12 лингамов Шивы в Индии - это черные, округленные сверху камни. Согласно ведам двенадцать джьотирлингамов расположены в местах, в которых Шива являл себя в образе гигантского столпа света огромного столпа света, пронзившего все три мира.

Я собралась духом и рано утром решила помедитировать внутри Мазара , надо же потрогать скалу, вдруг я что то почувствую! ))) Пусть для местных это просто святое место, для меня же это "Портал"! )). Ничего не почувствовала , наверное меня "с той стороны" никто не ждет)) .. но медитировать получилось. Такую ясность внутри себя давно не чувствовала. Легко, ясно, кайф!


девочка с кишлака Емс.
После уже проанализировала, что не случайно я там очутилась. И скорее всего меня на Памире ТЯНУЛО именно на это место, и я не могла туда НЕ попасть. И поэтому маршрут был составлен именно такой, какой был, и "точку" эту решено было сделать. Меня ПРИВЕЛИ на это место, и ПОДКЛЮЧИЛИ. Был ли, жил ли этот человек в самом деле , или это чья то выдумка, не важно. Но место определенно странное! Я его назвала "Местом Шивы на Памире". Для желающих  , место это находиться в 11 км от Рушана , перед въездом в кишлак, прямо у дороги находится Мазар и черный камень. Местные говорят, что приезжают туда много иностранцев, подолгу медитируют, иногда останавливаются на недели . Мне было бы интересно их послушать, кто приезжает и что они думают об этом месте.

Немного фото авганской стороны. Сейчас есть проекты по строительству дороги в Пакистан через Ваханскую дорогу, и в Китай. С Куляба в Калайхумб дорогу уже строят. Китайцы же тянут электричество с Таджикистана в Китай. Говорят что проект дороги до Язгулема уже подписан. Почему до Язгулема , а не до Хорога ... не понятно. Логичнее было бы до Хорога. Еще увидела , что с афганской стороны сами афганцы построили дорогу. Узкую, но автомобильную! Сами взрывают в скалах, вручную расширяют. Адская конечно работа, но дорога уже почти дошла до Хорога.
Немного фотографий с афганской стороны.


Осел пограничник!


Афганская автомобильная "трасса" :)


Большой афганский кишлак в районе Ванча


река Пяндж


река Пяндж
Геологи.


старые геологи всегда молоды )) За их плечами 40 лет работы на Памире!


В следующий раз приеду , чтоб "уйти в скалу (портал)",  как тот человек ))

#Каракуль, #Рушан, #Сарез, #Шива, #бартанг, #Памир, #Ишкашим, #путешествие

Previous post Next post
Up