В российском законодательстве отсутствует понятие whistleblower - информатор-разоблачитель. Это плохо. Это очень плохо.
Нравится это кому-то или нет, в реальной жизни часто возникают ситуации, когда для того, чтобы защитить закон и поступить по совести, человеку приходится самому проходить по грани закона, а иногда и заходить за эту грань. Примеры таких ситуаций каждый может вспомнить - их вокруг полно.
В идеале при разрешении таких ситуаций проявить мудрость и ответственность, т.е. защитить информатора, должен суд. В реальности это происходит довольно редко - судьи (даже добросовестные и честные) в основном предпочитают судить «строго по закону», не заморачиваясь всякими глупыми вопросами, типа «А что в итоге получило общество?» или «А как должен был в такой ситуации поступить честный человек?». Судья, который в такой ситуации примет решение в пользу информатора, сам становится объектом подозрений. Да и в апелляции такое решение, скорее всего, не устоит, как незаконное.
Даже добиться того, чтобы все судьи были просто честными, пока не удается. О том, чтобы в судьи попадали исключительно люди истинно мудрые, мужественные и высокоморальные, можно пока только мечтать - причем в любой стране мира. Россия, естественно, не исключение.
Тот минимум, который можно сделать быстро, прямо сейчас - это ввести в российское законодательство упомянутое выше понятие «информатор-разоблачитель», т.е. человек, который сообщил обществу важную информацию о нарушениях закона, для чего ему самому могло понадобиться пойти на нарушение закона.
Даст ли это гарантию информаторам иммунитета от судебного преследования? Нет, конечно - мировая практика показывает, что у тенденциозного или поддающегося манипулированию судьи всегда будет возможность игнорировать этот статус. Самый яркий и свежий пример - абсолютно незаконное, в том числе с прямыми нарушениями закона, судебное преследование Джулиана Ассанжа судебной системой США.
Но это, по крайней мере, даст честным российским судьям (а их немало, поверьте) формальный повод отказывать некоторым не по уму ретивым преследователям.
Пока по той информации, которая у меня есть, ситуация Сергея Савельева имеет признаки сходства с ситуацией Джулиана Ассанжа.
А преследование Ассанжа, по моим представлениям, ничего общего с правосудием не имеет. Хотя он, разоблачив отвратительные преступления американских военных, формально вполне мог нарушить какие-то американские законы.
Такие дела.