Тонкое наблюдение великого русского писателя в полнейшей мере относится, как показывает практика, к объявлению иностранными агентами разных неприятных американскому глазу организаций, а равно и отдельных личностей. Стоило испробовать однажды этот легкий и эффективный (и, разумеется, сугубо правовой - в демократическом обществе иного ведь даже и представить себе нельзя!) метод воздействия - а уж далее соблазн использовать его снова в затруднительных ситуациях стал практически непреодолимым.
Вообще-то когда этот неоднозначный закон, известный как FARA (Foreign Agent Registration Act), принимали в 1938 году, авторы обосновывали его необходимость конкретной исторической обстановкой. Да, говорили они, закон этот, пожалуй, не очень хорошо сочетается с Первой поправкой к Конституции, а также вообще с духом свободы, который буквально насквозь пронизывает всё американское общество. Но - посмотрите, что происходит в мире! Гитлер создал в Германии агрессивный режим, который не только преследует собственных граждан (а к этому времени уже вовсю шли расправы над евреями - тогда ещё собственными, немецкими - что в Америке, с её огромной еврейской диаспорой; причём по большей части состоявшей из евреев, бежавших от погромов в России и прекрасно понимающих, что это такое, вызывало весьма живую реакцию); он начинает оккупировать другие страны.
И не только на Европу он смотрит - с этим ещё как-то можно было бы смириться; но уже в Америке начали активно проявляться сторонники нацизма, причем источники их финансирования явно указывают на Германию. И если мы не можем в рамках закона прямо запретить Гитлеру вербовать своих сторонников в Америке и влиять на органы власти через подкуп, давайте заставим агентов влияния нацизма, по крайней мере, открывать народу своё истинное лицо. Налицо чрезвычайная ситуация, и она оправдывает столь же чрезвычайные меры.
Вот в каких условиях, с какой примерно аргументацией и под какие задачи - если вдруг кто позабыл - был в 1938 году принят FARA.
В 2017 году - тоже напоминаю на случай, если кто позабыл - этот закон был внезапно реанимирован, чтобы через требование объявить себя иноагентом попробовать усложнить жизнь некоторым СМИ, которые рассказывают неприятные для американского правительства новости. Между прочим, с некоторым успехом (хотя и не таким, на который рассчитывали).
Но если инструмент, извлечённый с пыльной полки, внезапно оказался вполне работоспособным, вроде случайно найденной в чулане старой электродрели - ты гляди! пусть выглядит неказисто, однако дырки-то вертит! умели, черти, умели раньше делать надёжные вещи! - то просто грех не использовать этот инструмент для разных оказий.
Например, хочется сделать неприятность некоему человеку. Законы он, правда, сволочь, соблюдает, и налоги тоже платит. А просто так, из ничего, на него дело завести затруднительно - денег на порядочного адвоката, скотина, скопил с избытком.
Вот в такой затруднительной ситуации как раз и пригодится старая берданка образца 1938 года, вытащенная из чулана. Надо просто найти какую-нибудь историю, в которой он, возможно, помог какой-нибудь подозрительной стране. Ну, или не помог, но мог помочь. Ну, или хотел помочь. И ему за это та страна заплатила. Ну, или похоже, что заплатила. Или, может, не успела заплатить - но похоже, что собиралась.
Ведь чем этот старый инструмент так прекрасен? А тем, что его применять можно практически без ограничений. Это ж вам не суд, который будет приставать со своими занудствами про отсутствие доказательств. Не верите?
Есть в Америке такой довольно известный предприниматель по имени Стив Уинн (Steve Wynn). Нынче он отошёл от дел - лет немало, да и претензиями на тему сексуальных домогательств бывшие сотрудницы замучили. Всё, как у всех богатых людей, словом. Про некоторые из принадлежавших ему ранее объектов собственности вы, думаю, слышали, даже если никогда не бывали в Лас-Вегасе - вроде знаменитых отелей «Мираж» (тот самый, перед которым периодически извергается бутафорский вулкан) и «Белладжио» (тот самый, где снимались «11 друзей Оушена»). Были у него казино и в других частях мира. В том числе - внимание! - в Макао. А это - формально часть Китая, хоть и с особым режимом. То есть уже понятно, кто мог манипулировать Уинном, коль скоро в России от него, к сожалению, никаких следов не нашлось?
С учетом того, что он был одним из крупнейших спонсоров кампании Трампа и Национального комитета Республиканской партии, любое обвинение в его адрес просто обречено было быть воспринятым с радостным криком «Ну мы знали, знали! Чего ж и ожидать от такого человека? Натурально, агент!».
Обвинителем оказался Гуо Венгуй - китайский бизнесмен, человек с не менее интересной биографией, которого на родине очень хотят увидеть лично, поскольку он заочно осуждён за взятки, воровство и мошенничество. А он, понятно, на родину возвращаться совершенно не хочет. Что любопытно, это тоже весьма близкий к Трампу человек - достаточно сказать, что памятного всем помощника бывшего президента Стива Бэннона арестовывали именно на яхте Венгуя.
Бывает, однако, что даже братья ссорятся - а что уж говорить о политических союзниках, верно? Вот так и тут вышло. Вроде бы Уинн пытался убедить кого-то в правительстве, что не к лицу Америке держать у себя вора, взяточника и мошенника, и стоило бы упомянутого Венгуя выдать китайцам. Доказательств этого нет, и вообще точной информации нет, но об этом сообщил журналистам один человек, который это вроде как знает. Правда, он просил своего имени не называть.
С такой ошеломительной доказательной базой не объявить Уинна агентом китайского правительства было бы попросту странно. Тем более, что предположительная жертва его коварства, т.е. сам Венгуй, это решение горячо приветствовал словами «они его должны отдать под суд за то, что он - корыстолюбивый шпион Коммунистической Партии Китая».
Ну да. В самом деле: человеку с официальным состоянием в 3,8 миллиарда долларов китайские коммунисты, разумеется, запросто могли сделать такое финансовое предложение, от которого он никак не мог отказаться. А раз могли - так уж наверное сделали. По-моему, доказательства совершенно убийственные, только полный болван может сомневаться.
Итак, Министерство юстиции США вчера сообщило, что Стив Уинн обязан зарегистрироваться в качестве иноагента в соответствии с FARA. Если он этого не сделает, его по закону могут посадить в тюрьму.
Какое значение этот статус имеет в жизни 79-летнего Стива Уинна, миллиардера, ушедшего из бизнеса? Ну, в общем, никакого. Просто любые деньги, которые он, став иностранным агентом, захочет пожертвовать на любые цели, отныне автоматически тоже получают статус «иностранных».
То есть если он внесет хоть доллар в предвыборный фонд республиканского кандидата X, неподкупный телеканал CNN теперь будет иметь полное право начать выпуск новостей с сенсационной новости: «Министерство юстиции США официально подтвердило нам, что кандидат от республиканцев Х получает деньги от иностранного государства».
Ну, и дальше эта новость будет развиваться так, как CNN умеет её развивать - возможно, лучше всех в мире.
Вот что значит вовремя раскопать в чулане на пыльном чердаке старое приспособление, выпущенное еще до войны. Работает штуковина-то. Работает! Умели наши отцы делать крепкие вещи! А главное - демократия наша крепка и незыблема, и всё в ней происходит строго по закону.
Хе-хе-хе...