Христианство для начинающих

Apr 28, 2018 19:22

Римская империя. Часть 5 (и последняя).
          Широко распространено мнение, что триумфальное шествие христанства в главной все ещё на тот момент, несмотря на начинающийся распад и уже начавшиеся набеги варваров, империи мира достигло высшей точки с царствованием имератора Константина. В самом деле: чего еще желать, когда религия получила официальный статус государственной (причем император лично решает вопросы правильного толкования веры), а прочие, неправильные религии находятся фактически под запретом - во всяком случае, храмы у них постепенно отирают и передают поклонникам единственно верного учения?
          Долгое время я тоже находился в плену этого ошибочного суждения. На самом же деле Константин, хоть ему христианские историки и присвоили за особые заслуги в продвижении правильной веры, как водится в христианской историографии, титул Великий, свою работу не довел до конца.
          В частности, христианское священноначалие после 325 года ещё не имело возможности, например, использовать регулярную армию государства для борьбы за правильное толкование веры. Да и вообще установленный порядок оказался излишне мягким по отношению к иноверцам.
          К тому же и сам Константин подкузьмил: со временем взял и стал вдруг склоняться к арианству, которое еще недавно преследовал.
          Настоящим христианским духом в Риме (я здесь имею в виду страну - больше, конечно, уже в Контантинополе) повеяло, когда императором стал Феодосий. В начале 380 года, едва получив полноту власти в стране, он издал эдикт под названием De fide catholica, в котором (а также нескольких разъясняющих его смысл законах) было просто и недвусмысленно объяснено: никакая другая религия, кроме христианства, а также никакая другая трактовка христианства, кроме как идущая от папы римского, в нашей гуманной империи более не разрешается. Все храмы подлежат либо преобразованию в христианские, либо разрушению. А всякого, кто не поймет, какую благодать на него излили, надо казнить.
          Вы еще помните, что христиане совсем-совсем недавно были угнетаемы и гонимы? Вы не забыли, как Тертуллиан красноречиво и логично, в общем, взывал к милости язычников ("не подобает религии насиловать другую религию)?
          Да, но то ж было совсем другое дело! Тоже мне, сравнили! Когда проклятые язычники предают смерти Себастьяна - это, ясное дело, преступление против человечности, за которое будете, гады, гореть в вечном огне.
          То ли дело - массовые убийства в 390 году в Фессалониках (ну, том самом городе, откуда Афанасий Солунский - навернка помните его по иконам), когда, даже по сдержанной поневоле оценке цековного деятеля Феодорита Киррского, было убито не менее семи тысяч человек (по другой оценке - около пятнадцати тысяч), причем "без всякого суда и без улики в сделанном преступлении". Это - типичное проявление подлинно христианского духа в монархе. Которого христианская история - кто бы сомневался - за его исключительную роль тоже называет Великим.
          Впрочем, для меня более важной датой в истории христианизации Рима является 385 год, когда "официальные" христиане, воспользовавшись только что данными им новыми, невиданными прежде полномочиями казнили за неправильные взгляды на христианство епископа (епископа!) Присциллиана и несколько его последователей (по одним данным епископ был сожжен на костре, по другим - обезглаавлен.
         Когда я впервые узнал эту историю, меня в ней сильно впечатлила именно дата. 385 год! Еще живы воспоминания (а может, даже и отдельные свидетели) последний гонений против христиан. И вот христиане получили власть - и тут же пользуются ей для того, чтобы убивать, причем даже не сторонников чужой религии, а инакомыслящих из числа своих же. Конечно, в истории таких случаев затем было множество, и количество жертв репрессий одних христиан против других давно исчисляется миллионами. Но в 385 году это произошло впервые (насколько мне известно, по крайней мере).
          Феодосий, помимо прочего, вошел в историю в связи с тем, что его указы сделали невозможным проведение Олимпийских Игр. Именно он прервал великую традицию, которая к тому времени насчитывала 11 веков.

религия

Previous post Next post
Up