Jun 27, 2016 12:24
Удивительно, что в нынешней кутерьме с выходом/невыходом Британии из ЕЭС как-то незаслуженно мало пишут про того, кто все это придумал - премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона. А это очень несправедливо. Референдум ведь никто не заставлял Британию проводить. И его не навязала правительству какая-то группа энтузиастов-"антиевропейцев" из числа оппозиционеров. Нет, референдум этот, создавший колоссальную головную боль и всей Британии, и партии консерваторов, и лично Дэвиду Кэмерону, и заставивший его в итоге подать в отставку, придумал лично Дэвид Кэмерон.
Иначе говоря, референдум, который вообще не должен был состояться (и тогда никакой проблемы бы не было в принципе), по собственной инициативе организовал тот самый политический лидер, который затем кучу сил положил в борьбе за то, чтобы британцы на нем проголосовали за сохранение членства Британии в ЕЭС. А впоследствии, потерпев поражение, обвинил в этом, разумеется, того, кто вообще виноват во всем плохом, что происходит сегодня в мире, включая наводнение в Париже и землетрясение в Гондурасе - громогласно уличил тирана и деспота Путина в поддержке британцев, которые пожелали выйти из ЕЭС (т.е. большинства населения собственной страны).
Вам не кажется, что для стороннего наблюдателя такая последовательность событий выглядит некоторым абсурдом - когда человек лично, своими руками и по собственной инициативе, создает проблему, с которой затем оказывается не в состоянии справиться? На самом деле, у этой ситуации есть не только объяснение, но и совершенно определенный исторический прецедент. Давайте с него и начнем.
Совершенно аналогичная ситуация была описана в известном стихотворении Гете Der Zauberlehring - "Ученик чародея", известном русскому читателю по переводу Бориса Пастернака. Можно вспомнить еще написанную на тот же сюжет музыкальную фантазию Поля Дюка, а также мультфильм Уолта Диснея, где эта музыка использована (но - внимание! - не чудовищный голливудский фильм под тем же названием; он как раз не имеет к этому сюжету никакого отношения).
Ну, или можно еще проще: помните песню "Волшебник-недоучка", которую некогда пела Алла Пугачева? Сюжет там несколько иной, но фабула та же: школяр, выучивший несколько магических заклинаний, пускает их в дело - и пробуждает к жизни волшебные силы. "Я у чародея//Перенял слова//И давно владею/Тайной колдовства".
Однако тут выясняется, что он не в состоянии этими силами управлять. "Как унять готовность эту?//Я забыл слова запрета!". В доме начинается потоп. Говоря современным языком, дому наступает полный Brexit.
Изучение классики позволяет нам не только описать ситуацию, но и предсказать ее развитие. Потому что в итоге у Гете все завершается благополучно. "На защиту от потопа//Входит чародей маститый". Или, используя для выражения той же мысли фразу из известного анекдота, "а потом пришел лесник и разогнал всех к е...ей матери".
Думаю, что именно это в итоге и произойдет. Наворотил дел наш чернокнижник-двоечник, конечно, изрядно, и одним заклинанием дипломированного колдуна-мастера этот потоп не ликвидируешь, как у Гете (а также у Диснея). Часть мебели будет в результате сильно подмочена и списана, как пришедшая в негодность. Впрочем, опытный завхоз вам на это заметит, что в такой ситуации есть свои значительные плюсы: когда факт потопа признан официально и оформлен соответствующим актом, под него можно много чего списать...
Как минимум одна репутация этим потопом будет очень сильно подмочена. Однако политика - занятие, построенное на сугубом прагматизме. Даже очень мокрые репутации сегодня не списывают, а потихоньку сушат и потом заново пускают в дело. Если, конечно, это репутация не какого-нибудь чужака, а своего парня.
Но почему Кэмерон - это именно свой парень? И зачем все-таки ему понадобилось играть в ученика чародея и выпускать на волю могучие силы, с которыми он оказался не в состоянии справиться? Это - темы уже для следующего поста, а то этот и так что-то разросся чрезмерно.
политика,
Великобритания,
brexit