Тарту и мое советское детство

Jun 01, 2014 02:40

 Я уже когда-то говорила, что в Тарту у меня часто возникает ощущение, будто я перенеслась на тридцать лет назад. Отчасти этому способствуют растения. Сразу за домом у нас есть небольшой пустой участок, весь в одуванчиках, подорожнике и глухой крапиве, мне там часто кажется, что я маленькая, даже если я тащу из магазина тяжелую сумку и веду за ручку уже своего ребенка. Вообще, у меня есть такие растения, с которыми только рядом постоять - и как будто в детстве побывала. Желтая акация, например, они около нашего дома тоже есть. Или мышиный горошек.
А отчасти так получается из-за советских строений и конструкций, всяких там железных лесенок дугой на детских площадках, заборов, гаражей и непонятных будок, по виду - чего-то для гражданской обороны.
 Вот на этом пустыре меня регулярно накрывает.






Тут все есть: и тропинки в траве, и крыша подземных гаражей, залитая битумом и присыпанная битым стеклом, и мох, и тропинки в траве, и маленький холмик, а в нем какой-то намертво приржавевший лаз вроде бомбоубежища, и будочка с деревянной зеленой дверью, крашенной последний раз, наверное, еще при советах. Да еще улица с пустыми тротуарами и неопрятными заборами. Похоже сразу и на пустырь за четыреста второй школой, и на те места, по которым мы ходили с папой, вроде дороги на Птичий рынок, папа почему-то часто выбирал такие вот промзоны. Только там на заборах не было цитат из Роберта Вальзера. На пустыре за школой был учебный окоп для кидания учебных гранат, очень хороший окоп, с кирпичными стенами и даже маленькой подземной комнаткой (в начальной школе мифологическое сознание моих одноклассников поселило туда страшного дядьку с выдвижной километровой рукой, он целую зиму наводил ужас; было известно, какие у него привычки и даже по какому расписанию у него бывают собрания с другими такими же дядьками, моя подружка во время собраний особенно боялась ходить мимо). А сейчас там дом и детская площадка.
 Как-то мы гуляли на этом (тартуском) пустыре все вместе, я ну просто раздвоилась вся, одна следит за ребенком, а другая погрузилась в 1984 год и вспоминает позабытое слово "быстрогорелка". Спросила мужа - а ему, оказывается, никак все это не отзывается, он ранние годы провел на Малой Ордынке. (Т.е. он в суперцентре, а я на дальней окраине, да еще из "непрестижных".)
 А вот эту картину я вижу почти каждый раз, когда иду из магазина (в соответствующее время года, конечно, сейчас-то все в зелени).


Это место мне ужасно напоминает то, что открывается взору, когда метро подъезжает к станции "Выхино". Не то чтобы я чувствовала ностальгию, но все-таки я черт знает сколько лет подряд ежедневно на это любовалась, так что некоторый трепет узнавания во мне пробегает. А потом я вспоминаю, что Тарту гораздо лучше, чем метро "Выхино", и мне становится совсем хорошо. (Это было отступление от детской темы.)
 А это место мне кажется ужасно похожим на Косино.


Где-то совсем рядом должен быть "Детский мир", набитый всякими волшебными вещами, которых не встретишь по эту сторону кольцевой дороги. Больше всего меня поражала лыжная мазь на первом этаже (летом, хе-хе), она была такая пахучая и разноцветная, что казалась действительно колдовской и обещала чудеса. Кажется, мне папа даже купил одну, а может, и нет.
 Но я очень рада, что Тарту менее советский город, чем я советский человек.

сенсации и замечания госпожи Курдюковой , мемуары, сентиментальный вздор

Previous post Next post
Up