Во многих бутиках на барселонской Passeig de Gràcia куда-то исчезли грустные блондинки с именами Natalja или Svetlana, выгравированными на бейджиках. Их сменили невысокие бойкие девчушки с характерными миндалевидным разрезом глаз. Они улыбчивы, вежливы, активны, при этом деликатны. И старательно учат русский язык.
- Sabes como se en ruso zapatos negros? - на хорошем испанском спрашивает одна у другой, пока я примеряю демократичные Geox. И сама же отвечает - чьорни ботики.
- Чёрные ботинки, - машинально подсказываю я, хотя до этого мы прекрасно общались на английском. Девушка не обижается, а старательно повторяет. Раз за разом её произношение становится лучше.
- Oh, Russian is so difficult for me, - вздыхает она и снова повторяет: чьорний ботинки.
Но её родной - китайский, и это неспроста.
Во всех универмагах El Corte Inglés появились новые постеры, рекламирующие карту для туристов с 10%-й накопительной скидкой. Теперь её преимущества объясняют иероглифы.
Аналогичные плакаты с кириллицей практически исчезли с самых видных мест. А среди персонала уже нетрудно отыскать шопинг-ассистента с маленьким китайским флажком на униформе. Куда сложнее найти такого же работника с российским триколором.
Спрос диктует предложение - и ритейл реагирует на его колебания весьма чутко. Рынок труда тоже, впрочем.
По данным Organización Mundial del Turismo, в списке «самых нескупых туристов планеты» первое место занимают китайцы, потратившие в разных странах на оплату покупок и развлечений 129 млрд долл. С каждым годом их денежный поток растёт, как и размер чека на одного покупателя. В прошлом году средгний китайский турист потратил в Испании 2008 евро, в этом ожидается рост на 15-25%. Кстати, вопреки устоявшемуся мнению, что все известные бренды шьют свою продукцию в Китае, сами гости из Поднебесной почему-то предпочитают везти популярные торговые марки из ЕС, а не брать их на родине.
С другой стороны, китайские банки всё активнее пробираются на европейский рынок финансовых услуг. Такой рекламой UnionPay, национальной платёжной системы КНР, заполнены магазины Duty Free в аэропорту El Prat.
На начало 2015 года выпущено более 4 млрд карт, а по совокупному объему транзакций UnionPay уже обходит Visa и выходит на первое место в мире. Правда, пока благодаря преимущественно внутрикитайским транзакциям. Но ситуация меняется...
Последние два года турпоток в Испанию из России снижается, из Китая, напротив, растёт - и быстрыми темпами. Пока русские сохраняют численное превосходство, но если сохранятся нынешние тенденции, услышим уже очень скоро:
Vete ruso, los chinos van!*
-------
*Посторонись, русский! Китайцы идут...