О дури от Мадуры… А что, так можно было?

Dec 05, 2023 07:01



Всё гениальное - просто!

Например, у соседа находят что-то ценное. Пусть даже и #нефть, хотя дни её сочтены, как уверяют некоторые.

В ответ ты откапываешь в архивах старую карту, где никакой Украины нет земли соседа когда-то принадлежали тебе, проводишь в своей стране референдум с вопросом, не хотят ли сограждане вернуть эти богатые нефтеносные районы, незаконно отторгнутые коварными англосаксами, с лёгкостью получаешь 95% «за!» - и дело в шляпе. Ибо в подлинно демократическом обществе «нельзя игнорировать волю народа»!

А главное - хрен кто чего тебе возразит, кроме глубокой озабоченности. Но casus belli создан. Бери - и пользуйся.

Бли-и-ин!

Если уж недалёкий, по всеобщему мнению, венесуэльский президент Николас Мадуро дотумкал до такой простенькой комбинации, то почему другой «мастер многоходовочек» до неё не допёр?

Не там он проводил свои референдумы, ох «не там»!

Конечно, территориальный спор Венесуэлы и Гайаны имеет почтенную историю. Тяжба за провинцию Эссекибо на западе Гайаны ведётся Венесуэлой с начала XIX века.с тех пор, как нынешняя Боливарианская республика обрела независимость в 1811 году. В Каракасе всегда считали Эссекибо «своей землёй», упирая на то, что во времена испанского колониального владычества этот регион находился в границах Венесуэлы, а также заявляя, что река Эссекибо естественным образом демаркирует границу. А вот по мнению властей Гайаны, точка в конфликте была поставлена еще в 1899 году, во времена британского колониального правления, когда Международный арбитражный трибунал определил нынешние границы между двумя странами. Женевское соглашение 1966 года, эти границы не подтвердило, но и не опровергло, сделав упор на необходимость искать решение территориального вопроса дипломатическим путём.

Довольно долго венесуэльцы не вспоминали про претензии к соседям, хотя во всех национальных учебниках по истории и географии Эссекибо неизменно изображалась как часть венесуэльской территории. Территориальный спор обострился после 2015 года, когда в этом регионе нашли #нефть. За последние годы международные нефтяные компании открыли в Эссекибо почти полсотни месторождений, что потенциально вывело небольшую Гайану в число крупнейших по запасам «чёрного золота» стран мира: свыше 11 млрд баррелей,больше, чем у Кувейта или ОАЭ. А заодно превратило богатую не только углеводородами, но и месторождениями золота, алмазов и алюминия землю в ещё более лакомый кусочек для Венесуэлы.

То есть, борьба развернулась за конкретные и осязаемые природные богатства, а вовсе не за «суверенитет» или удобную гавань для флота, роль которого стремительно деградировала за последние годы. Но вот методы…

С другой стороны, реакция на них в мире пока сдержанная. Международный суд #ООН не стал запрещать венесуэльский референдум, но предостерёг Каракас от любых действий по реализации его решений. #США мягко намекнули, что «однозначно поддерживают» мирное разрешение территориального спора между Гайаной и Венесуэлой. Власти Бразилии, граничащей с обеими странами, нарастили военное присутствие у границ. Правда, и Николас Мадуро заявил, что планов вторжения в регион нет, а сам референдум проводится для того, чтобы власти страны заручились поддержкой населения в возможных переговорах. Но мало ли кто чего заявлял накануне…

И вот что по тенденциям последних месяцев отчётливо наблюдается в мире.

Вторгаться на территорию соседней страны под предлогом «возмездия», превращать в руины её населённые пункты и выгонять мирных жителей куда подальше - можно.

Обстреливать больницы, школы и другие гражданские объекты на основании предположений, что в подвалах «могут» прятаться террористы - тем более можно.

И даже решать путём внутреннего плебисцита вопросы территориальной принадлежности кусочков государства-соседа - теперь тоже можно.

А чего тогда нельзя в этом вашем «международном праве»?

#ООН, право, #суд, суд, ООН, #кризис, геополитика, кризис, #нефть, #право, торговые войны, безопасность, #безопасность, США, #США, #геополитика, нефть

Previous post Next post
Up