Что произойдёт, если маленький человек попробует обратиться к президенту России за защитой, не согласовав это предварительно сямо и овамо? История матери-одиночки из Краснодара, растящей ребёнка с органическим поражением ЦНС, даёт весьма однозначный, хотя и предсказуемый ответ.
И это очень хорошо иллюстрирует самую суть нынешней России, где управляемая вертикаль наталкивается на круговую поруку. Тут оказывается, что…
и сам всевластный президент - бессилен.
А началось всё с банальности. Один краснодарский застройщик сдал в эксплуатацию жилой дом с мелкими недоделками - вполне распространённая практика сейчас от Москвы до самых до окраин. Ибо местные органы власти, уполномоченные разрешения на ввод выдавать, сплошь и рядом закрывают глаза на различные несоответствия построенного СНиПам и планам, а также на строительный брак. В данном случае госкомиссия не заметила некачественных тротуаров у дома, плохую гидроизоляцию подземного паркинга и прочие мелочи, на которых сэкономил застройщик.
И действительно, чего заморачиваться на деталях? Железобетонная коробка ведь выстроена? Крышей покрыта? Окна-двери установлены? Лифты, пусть и со скрипом, ходят? Ну так и живите себе, пока дом не начнёт разваливаться…
Иногда на такое соглашаются не все, впрочем. Елена Скиба, которая переехала в одну из краснодарских новостроек вместе с больным ребёнком несколько лет назад, оказалась не в меру активной в борьбе за свои права. Она бомбардировала письмами местную администрацию, а когда поняла, что бьётся лбом о бетонную стену, пошла выше. В феврале 2018 года она обратилась к Владимиру Путину через интернет-приёмную на президентском сайте.
Что было дальше, представляете?
Ну, да, вы же не настолько наивны, чтобы поверить в хэппи-энд… Так и вышло.
Письмо вернулось в Краснодар. И вот тут закономерно начался кошмар для матери-одиночки.
Ведь строительную фирму, на которую неосмотрительно пожаловалась простая гражданка Елена Скиба, возглавлял уважаемый человек, местный депутат Аслан Нехай, а управляющую компанию, которую жильцам - и это также укоренившаяся практика - навязал застройщик, основала жена депутата, Гошнаго Нехай. Возглавлял же её тоже уважаемый человек, Владимир Набатников, до этого занимавший руководящий пост в краевой госжилинспекции
В общем, уважаемые люди страшно обиделись на молодую женщину и послали к ней киллеров
обратились в суд. Там же, в Краснодаре.
Москвичи, наверное, помнят, что у столичного мэра в команде были очень хорошие юристы, благодаря которым он не проиграл ни одного иска о защите чести и достоинства. У поименованной выше троицы юристы оказались ещё лучше: их усилиями Прикубанский райсуд Краснодара взыскал с молодой женщины 70 тыс. рублей компенсации морального вреда за «нравственные страдания», понесённые застройщиком, т.е. юридическим лицом. Хотя ещё в 2013 году в ГК РФ были внесены уточнения, что организация может взыскивать только репутационный вред.
У нормальных юристов
судебный вердикт, где в мотивировочной части говорится, что правила о защите деловой репутации гражданина применяются к защите деловой репутации юридического лица, за исключением положений о компенсации морального вреда, а в резолютивной таки взыскивается с ответчицы в пользу АО МПМК «Краснодарская-1» компенсация именно морального вреда, вызвал сильное недоумение. Ведь помимо нарушения норм ГК РФ судья Ирина Бровцева проигнорировала и требования АПК РФ, где говорится что дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности должны слушаться не в суде общей юрисдикции, а в Арбитражном суде.
Но и в краевом суде этот приговор устоял! И судебные приставы Краснодара необычайно резво бросились взыскивать с ответчицы всю сумму компенсаций, даже не дождавшись завершения дела в кассационной инстанции…
Вот что значит - уважение к закону и законодателям.
Конечно, тут можно сказать, что и сама Елена Скиба накосячила много, не обратившись к хорошему адвокату из Москвы. Но, с другой стороны, какие у матери-одиночки с больным ребёнком были возможности нанять себе того же Анатолия Кучерену или Павла Астахова?
И что, скажите, делать маленькому человеку, столкнувшемуся с огромной системой?