Беспрецедентная, тревожная и настораживающая новость пришла сегодня из #США. Крупный тамошний банк посягнул на святое, заморозив на своих счетах долларовые активы, которые прежде считались практически неприкосновенными.
И хотя русские в этом прецеденте - всего лишь представители б. #СССР, не имеющие отношения к России, выдыхать с облегчением рано. Как представляется, это в некотором смысле генеральная репетиция того, как теперь можно поступать с валютными сбережениями, причём ни разу не теневыми.
Средства национального суверенного фонда Казахстана заморожены в США,
сообщает Reuters со ссылкой на осведомленные источник. Под заморозку попали активы на 22 млрд долл., или 40% Фонда будущих поколений, который казахское правительство пополняет за счет доходов от экспорта нефти и использует в качестве инструмента для экстренного финансирования банков, поддержки национальной валюты и экономики в целом. И замороженная сумма составляет 17% ВВП Казахстана.
Деньги находились на счетах Bank of New York Mellon, который принял решение заморозить их по иску молдавского бизнесмена Анатолия Стати и его компаний против правительства Казахстана.
Стати и его сын Габриэль инвестировали в нефтегазовую отрасль Казахстана, а затем обвинили правительство страны в попытке рейдерского захвата своей собственности и потребовали возмещения убытков на сумму 4 млрд долл. В январе 2013 года арбитражный суд Стокгольмской торговой палаты установил нарушение со стороны Казахстана Договора об энергетической хартии и обязал правительство выплатить семье Стати компенсацию на 500 млн долл. Однако власти отказались.
Национальный банк Казахстана, управляющий валютными резервами, подал иск в Высокий суд Лондона с требованием отменить заморозку активов, в котором сообщил о "значительных, сложных для оценке убытках из-за невозможности получить доступ" к активам, завершить уже начатые транзакции и инициировать новые. Однако лондонский суд претензии отклонил без возможности апелляции. BNY Mellon в свою очередь ссылается на решение судов Бельгии и Нидерландов, в которых семья Стати пытается добиться исполнения решения Стокгольмского арбитража.
В этой истории прекрасно всё. И прежде всего, размер замороженного, намного превосходящий все суммы исковых требований. Кроме того, до сих пор суверенные валютные резервы под управлением нацбанка той или иной страны считались более-менее защищёнными от заморозок, реквизиций и конфискаций. Можно вспомнить, например, сколь безуспешны были попытки фирмы Нога Нессима Гаона арестовать резервы Центробанка РФ. Теперь, похоже, нашлась юридическая закавыка, позволяющая обойти тот факт, что ни один нацбанк не отвечает по долгам правительства.
И это весьма печально для России, в первую очередь для её суверенных фондов.
Впрочем, вполне возможно, истинной мишенью выступают как раз они, а на казахском Фонде будущих поколений прошла генеральная репетиция?