Если гора не идёт к Магомету, Магомет идёт к горе. Именно так думали розничные торговцы ещё совсем недавно. И под горой они понимали себя, считая покупателей обречёнными на дальний путь магометами. Возводили огромные здания универмагов и супермаркетов, тратили миллионы на зазывную рекламу и... снимали сливки.
Но времена изменились с точностью до наоборот. Реклама шопинга на уик-энд перестала работать. А правило насчёт горы и Магомета устояло, но действует теперь с точностью до наоборот. Горой стал Его Величество Покупатель.
И что же делать ритейлерам?
Идти в народ.
Люди оказались и ленивы, и бережливы. Тратить кучу времени на походы по километровым рядам бутиков и длиннющим торговым рядам уже никто не хочет. Продажи растут лишь у тех, кто теперь оказывается ближе всех к своему клиенту.
На этом фоне совсем не вызывает удивления, что традиционные точки розничных продаж закрываются в Америке уже не десятками, а сотнями.
Хотя часть покупательского спроса перешла в магазины на заправках и аптеки (помимо лекарств там продаются товары повседневного спроса от еды до бытовой химии), оказавшиеся неожиданно ближе всех к местам обитания клиентов, интернет-витрины рулят. Amazon недаром вкладывал тучи денег в обустройство мегаскладов, пока традиционные ритейлеры скидывались на мегамоллы.
И в Россию начинают проникать подобные веяния, в том числе из-за рубежа. Покупатели из 20 крупнейших городов России
будут получать заказанные на «AliExpress Молл» товары уже на следующий день. Для жителей ещё 50 городов сроки доставки сократятся до одного-трёх дней.
Кажется, Гуцериевы, Шишхановы и Керимовы, по старинке вложившиеся в торговые моллы во всех крупных городах страны, столкнутся с неприятностями по причине онлайн-конкуренции. Или они сумеют пролоббировать какой-нибудь драконовский налог на интернет-продажи?
А вы покупаете в интернете что-нибудь не электронно-книжное - например, еду, одежду, обувь?