О слабом звене умных магазинов без кассиров и очередей

Apr 03, 2017 02:16



Всего лишь один неадекват у кассы способен превратить рутинную покупку в настоящую пытку. Если его тянет поговорить или поспорить, если супермаркет его главный способ уйти от вербального голода и грусти холостяцкого бытия, если жизнь дала трещину и денег в обрез, жди беды. Коллега Ольга olga_srb Серебровская этот случай замечательно изложила в недавней зарисовке с натуры.

Кажется, что кассы-автоматы совладают с этою бедой, но нет. Копуша и там сможет создать длинную очередь на ровном месте. Лишь полностью бескассовые магазины, где с покупателем расчёт происходит незаметно и автоматически, помогут нормальным людям совершать покупки с должным комфортом. Только Amazon Go, только хардкор!

Просто прилавки. Просто товары. Заскочил на минуту, взял нужное - и ушёл без очереди. Красота, становящаяся реальностью.

Но почему появился повод для тревоги в отношении первого такого магазина, открывшегося в конце прошлого года в Сиэтле?

Оказалось, у него есть слабое звено. Вот что показывают опросы покупателей.



В отношении того, что совершать покупки в такой розничной точке будет легко и приятно, голоса потребителей в пользу да и нет разделились почти поровну - с небольшим перевесом первых. И хотя большинство респондентов уверены, что электронный кассир будет ошибаться куда реже обычного, они сомневаются, что Amazon Go решит больше проблем, чем создаст. Но главное - мало кто готов смириться с повышенной наценкой, чтобы избежать очередей. Покупатели оказываются слабым местом автосупермаркетов.

Если вдуматься, это большая проблема для развития таких вот бескассовых магазинов. Им станет намного сложнее отбивать первоначальные вложения, априори более высокие в сравнении с обычными точками. Кроме того, как прикинули отраслевые эксперты, экономия на персонале будет скромной: кассиров станет сильно меньше, охранников - чуть больше. И прибавится также специалистов по IT. Плюс дополнительные издержки на повышенные страховки: пока страховщики не очень понимают процент краж товаров в подобных местах.

Так ради чего Amazon затеял этот эксперимент, проигнорировав негативный опыт Metro, чей проект Future Store в Дюссельдорфе так и не был растиражирован?

Один из основных ответов - создание розничной точки, чьей сильной стороной будет предугадывание потребностей клиентов на основе анализа больших массивов данных. И помимо товаров, она будет продавать производителям данные о покупательских предпочтениях, а также обобщённые портреты покупателей разных социальных, возрастных, гендерных и прочих групп. В результате возможна экономия на транспортировке, инвентаризации и доставки, а также увеличение объема продаж.

Идея тоже не нова. Известен случай, когда банк, проанализировав по данным карты изменение образа жизни своей клиентки, стал предлагать ей страховки для новорожденных и рекламу партнёрских проектов, ориентированных на продукцию для малышей. Но это пока не массовая история.

И получится ли у полностью автоматизированной розницы отбить свои затраты за счёт экономии, технологий и продажи данных?

общество, продажи, статистика, эффективность, конкуренция, ритейл, технологии, бизнес

Previous post Next post
Up