Россия должна незамедлительно сделать три вещи. Во-первых, прекратить продолжающиеся боевые действия и "оккупацию" Украины, вернув ей Крым. Во-вторых, выполнить свои обязательства в рамках Минских соглашений об урегулировании ситуации на Востоке страны, где руководимые Россией сепаратистские силы сражаются с украинскими войсками. И, в-третьих, навсегда отказаться от попыток перекроить границы Украины.
Не правда ли, знакомая песня, в исполнении которой усердствовала предыдущая вашингтонская администрация. Даже не стоило бы цитировать её неизменные рефрены, кабы не одно но.
Это уже старая песня на новый лад.
Солирует, правда, не 45-й президент США Дональд Трамп, а 69-й госсекретарь США Рекс Уэйн Тиллерсон. Тем обиднее для Кремля, что в его устах прежние рулады звучат с невиданной доселе жёсткостью.
К примеру, предшественник нынешнего главы Госдепа, как правило, избегал употреблять слово оккупация применительно к положению дел на Крымском полуострове. Также Джон Керри обычно говорил о поддерживаемых Россией сепаратистах, тогда как Рекс Тиллерсон рубанул сплеча про руководимых. И пара более мелких нюансов. Кажется, что если бы речь ему писали подчинённые Павла Климкина, они не смогли бы выразиться суровей.
Конечно, в любом выступлении важен контекст. Вряд ли на заседании Комиссии НАТО-Украина могло прозвучать обвинение Киева в срыве Минских соглашений или оправдание российского референдума в Крыму. Тем более, что Рексу Тиллерсону надо было реабилитироваться в глазах союзников по НАТО за промосковский демарш - заявление о невозможности прибыть в Брюссель в ранее согласованные сроки, в частности, из-за планового визита в Россию и Китай.
Беда в том, что подобные аргументы в пользу леммы Трамп лучше Клинтон можно вытягивать из разных мест и притягивать за уши до бесконечности. Но нельзя бесконечно ждать от Вашингтона реальных шагов по улучшению отношений с Россией, на благосклонный приём которых Кремль уже обнамекался.
Похоже, там начали уставать от пустых ожиданий и идущих вразрез с ними заявлений. Представляется, что совсем не случайно пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая в прямом эфире АВС на вопросы Джорджа Стефанопулоса,
сказал буквально следующее:
Новая холодная война? Возможно, даже хуже. Может быть, даже хуже, учитывая действия нынешней администрации Белого дома в Вашингтоне.
Разумеется, чуть позже Дмитрий Песков всё же заявил, что имел в виду Администрацию Барака Обамы. Но похоже, что такая оговорка по Фрейду отражает растущее раздражение Кремля политикой уже нынешнего состава Белого дома.
Но у того и выбора-то особого, по сути нет. Если отталкиваться от американских интересов и забить на химеру многополярности, любой сидящий во главы Овального кабинета будет вынужден сохранять преемственность внешнеполитического курса в отношении России. И говорить, и
делать плюс-минус одно и то же. Иного вашингтонский истеблишмент не примет.
Похоже, напрасно наши политики и политологи
надеялись.
Меж тем, именно подобные надежды на потепление укрепляют сейчас российский рубль, немножко подталкивают деловую активность на 1/8 суши и понемногу притягивают инвестиции в реальный сектор национальной экономики. Стоит ветрам с Капитолийского холма чуть изменить направление или слегка похолодать - и прощай всё видимое благополучие!
Как скоро это может произойти? Послушаем глас народа.
Poll