О людях в отчаянной жизненной ситуации

Mar 25, 2017 03:04



Внешне у них всё хорошо и даже лучше, чем у многих. Нормальная работа, неплохой доход, стабильная жизнь. Но красивый фасад, как это часто бывает, скрывает ворох личных проблем и бездну настоящего отчаяния.

Последнее отчётливо проявляется в том, что именно эти люди - в прекрасном возрасте 45-54 лет, когда ещё жить-поживать и добра наживать - массово сводят счёты с опостылевшей жизнью. Иногда быстро, убивая себя в буквальном смысле. Но чаще медленно, топя своё отчаяние в алкогольном угаре или наркотических видениях.

И у всех у них постфактум обнаруживается одно общее.

Нечасто бывает, чтобы рутинное академическое исследование демографических трендов порождало самый неподдельный интерес журналистов, цитировалось в прайм-тайм на популярных телеканалах и заполняло страницы ведущих СМИ. Но так случилось с работой Энн Кейз из Принстона и Ангуса Дитона из Brookings Institution. Всё дело в том, что в ней обнаружился шокирующий вывод.

Уровень смертности вследствие суицидов и причин, прямо связанных со злоупотреблением алкоголем, табаком или наркотиками (в терминологии социологов - смерти от отчаяния), у белых американцев в возрасте 45-54 лет со средним или средним профессиональным образованием существенно выше, чем в любых других расовых когортах США. И этот уровень существенно вырос в последние 10 лет.



Более того, это чисто американская проблема.



Здесь на левом графике показана динамика смертности от всех причин людей в возрасте 45-54, а на правом - смертность в связи с употреблением алкоголя, наркотиков и суицида в той же возрастной группе.

Анализируя эти графики, учёные заключили, что дело тут вовсе не в уровне доходов: у испанцев или афроамериканцев в таких же возрастных группах доходы в среднем ниже, чем у белых.

Всё дело в ломке устоявшихся трудовых стереотипов. Белые американцы из группы синих воротничков могли когда-то рассчитывать на стабильную работу, крепкую семью и светлое будущее. Но в 1970-е годы начался перенос промышленных производств за пределы США, и люди со средним образованием начали терять высокооплачиваемую работу. В 1990-е эти процессы достигли своего апогея, в том числе благодаря буму высоких технологий, который требовал уже высшего образования. Вместе с тем из-за пропаганды индивидуального выбора в американском масс-культе люди стали чувствовать больше личной ответственности за свои собственные успехи или неудачи. Даже когда те напрямую связаны с глобальными макроэкономическими трендами.

Потеряв традиционные опоры, белые всё чаще стали прибегать к химическим костылям. Алкоголизм вырос. Суициды резко увеличились. И наркомания пустила корни в среду некогда благополучных синих воротничков. Сейчас уже больше американцев умирают от передозировки наркотиков, чем в дорожно-транспортных происшествиях. Причём среди жертв наркомании подавляющее большинство составляют белые американцы.

Как полагают социологи, всех их убивает не перспектива бедности, а отсутствие перспективы обеспеченности. Ни школьный аттестат, ни диплом колледжа, ни даже степень бакалавра уже не дают гарантий на более высокий уровень жизни. При этом уровень притязаний и стандарты lifestyle растут год от года. А реальные доходы - стагнируют. Образовавшийся разрыв становится непреодолимой пропастью, особенно для тех, кто закончили только школу и пошли работать. По невыясненным причинам, с этим диссонансом между желаемым и действительным хуже всего справляются именно белые.

Можно было бы считать это чисто американской историей. Но в современной России начинают создаваться экономические условия, аналогичные тем, что сейчас приводят в отчаяние белых американцев. Реальные доходы населения снижаются уже третий год подряд: в 2016 году они упали на 5,9%, в 2015 году - на 3,2%, в 2014 году - на 0,7%. Растёт число работающих бедных, кому честный труд не позволяет выбраться из нищеты. И перспективы экономического роста на ближайшие 5-10 лет остаются весьма скромными, что означает в лучшем случае застой в зарплатах и доходах, а также прощание с надеждами на достойную старость.

Можно, конечно, уповать на силу русского характера и власть государственных запретов (сейчас в Думе спешно вводятся новые ограничения на алкогольные напитки). Но поможет ли всё это людям зрелого возраста не впасть в депрессию и отчаяние от осознания, что перспектив жить как белые люди у большинства из них нет и не будет?

Россия, общество, статистика, труд и капитал, США, средний класс, финансовый кризис, здоровье

Previous post Next post
Up