О долге Украины перед российскими гражданами

Jan 20, 2017 03:08



Как ни крути, но Украина всё ещё должна россиянам - и должна немало.

Тоскливые разбирательства по этому поводу, перемежаемые взаимными обвинениями, тянутся уже который год, и конца-краю им пока не видно. Время от времени появляются сообщения, что процесс идёт, но ни результат его, ни сроки предсказать никто не берётся.

И пока что выходит, что крайними оказываются российские пенсионеры - как нынешние, так и будущие.

Речь, понятное дело, о долге Украины перед Россией в размере 3 млрд долл. по кредиту, который был предоставлен в конце 2013 года и оформлен как выпуск украинских еврооблигаций по английскому праву. Первый их транш был размещен на Ирландской фондовой бирже 20 декабря 2013 года и полностью выкуплен российским Фондом национального благосостояния. Официальное назначение этого суверенного фонда РФ - служить источником средств, когда возникает необходимость покрывать дефицит бюджета Пенсионного фонда России.

Новые власти Украины перво-наперво отказались признавать этот еврооблигационный заём частью суверенного долга страны, настаивая на его якобы коммерческом характере. Когда же с такой трактовкой решительно не согласился МВФ, Киев экстренно ввёл мораторий на любые выплаты России по этим обязательствам. Как раз за пару дней до того, как подошёл срок первого платежа - 18 декабря 2015 года.

В начале 2016 года российский Минфин, пройдя все формальные стадии досудебных претензий, обратился в Высокий суд Лондона с иском к допустившему дефолт должнику. Колёса британской судебной машины завращались с натужным поскрипыванием. И вот, почти год спустя, завершились предварительные слушания сторон по этому делу, на которых Россия просила ускорить . Теперь судье Уильяму Блэру предстоит вынести решение.

Это были чрезвычайно полезные объяснения, - заявил тот после трёх дней заседания. - Мне потребуется некоторое время для того, чтобы их рассмотреть, и в положенное время вы будете уведомлены о решении.

Знакомые с британской судебной системой юристы полагают, что принятие такого решения может занять от нескольких недель до нескольких месяцев.

Формально позиции российской стороны представляются незыблемыми с правовой точки зрения. Выпуск еврооблигаций был оформлен по всем правилам, бумаги выкуплены государственным институтом, МВФ признал суверенный характер этого долга (что не помешало ему кредитовать Украину). Но есть нюансы.

Контрдоводы Украины сводятся к следующему. Во-первых, это был не обычный кредит, а взятка тогдашнему президенту страны Виктору Януковичу за отказ от евроинтеграции, причём заём был привлечён с нарушением бюджетных лимитов, а полученные средства якобы так и не дошли до конечных бенефициаров, бесследно растворившись неизвестно где. Во-вторых, кредит был навязан российской стороной, а на самом деле Украина в нём не так уж и нуждалась. И, в-третьих, дальнейшие действия России - аннексия Крыма и поддержка войны на Востоке Украины - дают Киеву основания отказаться от выплат государству-агрессору.

При объективном рассмотрении эти аргументы выглядят притянутыми за уши и противоречащими друг другу. Скажем, навязанная взятка - это форменный правовой нонсенс, а попытка возложить на страну-кредитора ответственность за целевое использование полученных средств государством-заёмщиком и вовсе не имеет прецедентов в долговом праве. Разбирательства же по поводу событий 2014 года и вовсе не могут иметь отношения к кредиту, выданному в 2013 году...

Допустим, вы одолжили у соседа 3000 долл. под расписку, а затем поссорились, и нанятые им хулиганы изрядно попортили экстерьер вашей машины... Даже если ваши убытки сильно выше занятой у соседа суммы, суд его иск к вам должен удовлетворить, поскольку долг есть долг, а прочие обстоятельства к нему отношения не имеют (впрочем, если к моменту суда вина соседа в порче вашей собственности доказана в уголовно-процессуальном порядке, вы можете подать встречный иск - но это явно не тот случай, который применим в отношении долгового спора России с Украиной).

С другой стороны, британское правосудие - это всё же вещь в себе, а к России в Лондоне отношение сейчас, мягко говоря, не очень. Потому сюрпризы не исключены, хотя и маловероятны. Ведь решение в пользу Украины - возможно, эмоционально оправданное, - откроет ящик Пандоры на долговом рынке.

Как вы думаете, чьи шансы на успех выше?

право, облигации, государство, кризис, Россия, суд, Украина

Previous post Next post
Up