Такэси Китано ответил на вопросы Татьяны Розенштайн
Постоянный участник Венецианского кинофестиваля японский режиссер Такэси Китано представил свой фильм "Беспредел-2", посвященный японской мафии. "Огонек" поговорил с режиссером
- В Венеции за последние два фестиваля произошли большие изменения, поменялся художественный руководитель, закрылся легендарный отель Les Bains. Радует лишь одно: вы не изменили своего отношения к фестивалю и регулярно участвуете в конкурсной программе.
- К Венецианскому фестивалю у меня отношение особое, он мне как старый добрый друг, с которым растешь, живешь и стареешь. Впервые я приехал сюда в 1997 году со своим седьмым фильмом, "Фейерверк", за который получил "Золотого льва". Эта награда, как и сам фестиваль, принесла мне удачу. Именно с Венеции началось мое признание как в Японии, так и во всем мире. Венеция заставила японцев посмотреть на меня как на серьезного режиссера. Не сразу, постепенно. Сначала все снисходили до моих фильмов, потом из-за повышенного внимания европейцев начали интересоваться. Мой первый "Беспредел" даже побил кассовый рекорд.
- В нашем последнем интервью вы сказали, что в отличие от голливудских коллег не любите снимать продолжения. "Беспредел-2" - ваш первый опыт на этом поприще...
- С фильмов про организованную преступность я начал свою карьеру. Однако меня интересует не только якудза (японская мафия.- "О"), но и тема коррупции и насилия, которая присутствует не только в мафиозных кругах, а и на правительственном уровне и среди представителей закона, если вы помните мой самый первый фильм, "Жестокий полицейский" (1989). В классическом Голливуде персонажи часто делятся на "хороших" и "плохих". В моем творчестве нет такого разделения. Например, один из моих персонажей-полицейских в "Беспределе-2" говорит: "Настоящий полицейский считается своим как среди коллег, так и среди мафиози". Конечно, вы спросите, почему после многочисленных артхаусных проектов, таких как "Куклы", "Затойчи", "Банзай, режиссер!", "У каждого свое кино", "Ахиллес и черепаха", я снова вернулся к истокам и старым темам. Во-первых, я начинаю скучать, если приходится долго работать в одном стиле, будь то артхаус или коммерческие проекты. Я ищу баланса. Во-вторых, возвращение к старым темам обусловлено наступлением зрелости. Этот процесс можно сравнить с чтением литературы, когда одну и ту же книжку хочется перечитать несколько раз, с перерывом в несколько лет. Каждый раз в ней открываешь все новые и новые перспективы, и это связано не с тем, что в первый раз книга была невнимательно прочитана, а с тем, что с годами приходит опыт и мудрость, а значит, меняются и взгляды на жизнь. Первый "Беспредел" стал самым кассовым фильмом в моей карьере. Этот феномен я могу объяснить лишь тем, что японцы не любят сложных и вдумчивых фильмов, им нужно развлекательное и зрелищное кино. Много лет назад такое отношение вызывало у меня депрессию, но с возрастом я стал спокойнее и терпимее относиться к национальному кино, может быть, я даже стал к нему ближе, поэтому и пошел на эксперимент с сериями.
Читать далее:
http://kommersant.ru/doc/2014605