Вспоминая старую аудиотехнику

Jul 11, 2016 03:45

Думаю, что не сильно ошибусь в том, что нынешняя двадцатилетняя молодежь (хотя я сам не намного старше) очень плохо представляет, что такое аудиокассеты, или катушки с магнитной лентой. Время летит слишком быстро и кажется, что это было так давно, что покрылось пылью и различными мифами.

Между тем, я соприкоснулся довольно тесно с этой аппаратурой и пользуюсь до сих пор во многом благодаря тому, что однажды вдруг стал поклонником творчества Владимира Высоцкого. Произошло это довольно неожиданно. В 2002 году я гостил у бабушки в Борисоглебске и приобрел на местной барахолке вот такую пластинку-миньон с песнями Высоцкого - всего за 1 рубль, что по тогдашнему курсу равнялось 17 украинским копейкам.

Прослушать эту пластинку тогда мне было не на чем и я ее засунул поглубже. Прошло некоторое время. В школе задали выучить стихотворение Пушкина "Мой первый друг (И. Пущину)". За неимением книжки с этим стихотворением я обратился к соседке, а она меня решила немного напрячь, попросив отнести на мусорник радиолу с проигрывателем. Вот с тех пор все и заверте...

Впрочем, по порядку.





Кассетный магнитофон "Весна-205"
Пожалуй, первый аппарат в моей жизни, который я помню достаточно смутно. Был куплен моим отцом еще в студенческие годы, потом отец в полурабочем состоянии подарил его одному из своих друзей.
Считался по тем временам не таким уж и плохим - госцена 215 рублей.



Стереомагнитола "JVC-RC-W210"
Этот магнитофон достался отцу, когда он работал на Точмаше, что в Киевском районе Донецка. Дело было в самом начале 90-х, завод устроил что-то вроде "лотереи" - подобные товары реализовались не то в счет зарплаты, не то за часть стоимости... С этим магнитофоном у меня связано множество детских воспоминаний - в возрасте трех лет мой дед мне показывал, как правильно нажимать кнопку "Запись" и что нужно делать, чтобы эта кнопка не нажималась - выломать на кассете специальный упор, а в случае необходимости заткнуть отверстие кусочком ваты. В магнитофоне также содержалась функция ускоренной перезаписи с кассеты на кассету.
Благодаря встроенному приемнику я помню, что до 1995 года в Донецке можно было слушать радио Маяк, а позже на этой же волне появилась первая в Донецке частная радиостанция "Радио ДА!", в эфире которой впервые в жизни я осознанно услышал записи Владимира Высоцкого.



Эта запомнилась больше других, благо, никакого "Нового звука" тогда еще не существовало.



Электрофон "Россия-323"
Вот такой проигрыватель мне отдала соседка, который я так и не донес до мусорника, а наоборот, включил и начал слушать, благо, он был в рабочем состоянии. Тут-то и пригодилась та самая пластинка, с которой я начал собирать различную информацию о Владимире Семеновиче.
С этим проигрывателем также связаны определенные "эксперименты", если так можно выразиться. Однажды в нем сломалась игла, и я недолго думая достал набор мелких швейных иголок и стал слушать пластинки с их помощью, поскольку почему-то достать новую нормальную иглу было проблемой.
Впрочем, однажды я "дослушался", ниже запись с одной из таких пластинок, можно слышать характерное шипение в одном из каналов. Была еще пара пластинок со свистом. После этого я навсегда прекратил подобные "эксперименты".





Радиола "Вега-323-стерео"

Этот аппарат, только без колонок, пришел на замену проигрывателю "Россия". Я достал на него нормальную головку с иглой (ГЗКУ-631Р) и около года он мне служил верой и правдой. Правда, приемник в нем запускался от удара кулаком, да и ловил при этом только "Перше українське радіо", но это уже детали...



Магнитофон "Карпаты-205"

Этот магнитофон, сородич "Весны-205", появился у меня почти одновременно с проигрывателем "Россия". К тому времени "JVC" успел "отойти в мир иной", этот же магнитофон мне достался хоть и в довольно потрепанном, но вполне рабочем состоянии. До меня он использовался в качестве "автомагнитолы", работал от прикуривателя, я же благодаря ему узнал очень много кассетных фокусов.
С тех пор я не протираю головку, прижимной ролик, тонвал и прочие узлы одеколоном, водкой и прочими "народными средствами", а только спиртом. Поскольку пришлось столкнуться с одним неприятным нюансом. Вода, эфирные масла и прочие компоненты, попадая на магнитную ленту, действуют на запись таким образом, что кажется, будто лента зажевана, частоты в этом месте сильно плывут.
Также убедился на практике, что советские кассеты МК, в отличие от своих китайских "собратьев" обладают корпусами, сделанными строго по ГОСТу, и лентопротяжные механизмы подобные кассеты "жуют" меньше. Приходилось неоднократно искать "донора", чтобы переставить пленку вместо "наждачной", изначально содержащейся в корпусе МК.
Магнитофон этот работал у меня с некоторыми особенностями, почему-то оставляя "щелчки" на записи, если нажать стоп раньше времени. Приходилось терпеливо дослушивать кассету до конца.
Сейчас от него у меня остался штепсель, который виден на фото, и где-то валяющийся темброблок.

Можно расслышать "плавание", хотя лента совсем не "пожеваная". Это следы воздействия непотребных жидкостей.



Ореанда-204С

Этот аппарат мне запомнился до безобразия дурацкой лентопротяжкой с процессором и так называемой "программной шестерней", из-за которой зачастую срабатывали совсем не те команды - вместо воспроизведения могла включиться перемотка и т. п. К тому же, если во время воспроизведения внезапно сели батарейки, или прекратилась подача электроэнергии, до появления питания невозможно было физически извлечь кассету. Со временем отломались пластмассовые "открывашки" у кассетоприемников, а потом и вовсе один из "карманов" замолчал. Я "скооперировался" со своим другом, у которого был такой же аппарат, и мы из двух собрали один, который еще проработал какое-то время. Сегодня от этой "Ореанды" у меня остался только процессор и та самая "программная шестерня".



Катушечный магнитофон "Нота-304"

Первый бобинник, который у меня появился. На одной из бобин доставшихся в придачу, если не изменяет память, была аудиозапись с телеэфира передачи "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады", выпуски которой, кроме выпуска с Джо Дассеном считаются утерянными. Впрочем, тогда я этого не знал, и уже позже переслушал заново эти пленки и ничего подобного не обнаружил. Так что или ошибался, или стер.



Катушечный магнитофон "Снежеть-202"

Этот магнитофон содержал в себе функцию под названием "Трюк". Нажатием специальной кнопки отключалась стирающая головка и можно было записать речь на фоне музыки.
С эксплуатацией этого девайса мне не повезло - сразу же с мясом вылетела рукоятка переключения скоростей - ремонтировать это никакого желания у меня не возникло. Я и не помню уже, то ли я его выкинул, то ли кому-то отдал.


Радиотехника-301-стерео
Этот аппарат я использовал несколько лет в качестве усилителя.


Магнитофон "Астра-110-С"
Как пришел, так и ушел. Кто-то отдал мне, а я отдал кому-то. Что-то в нем не работало, чего стоило починить больших денег, которых тогда не было. Хотя, магнитофон весьма неплохой.


Маяк-205
Этот агрегат запомнился мне очень хорошо. Он и сейчас у меня имеется в качестве условно запасного. Всего их было у меня несколько, не то два, не то три, в конечном итоге я собрал из двух один. Когда-то в одном из экземпляров я заменил родные подкатушечники на подкатушечники с фиксаторами и превратил в "стоячий" магнитофон. Правда, посадив их на суперклей, когда понадобились, так и не смог отодрать))).
Существовала еще модель "Маяк-203", которая была дешевле 205, и несколько более толковой. В 205 реализована дурацкая идея выключателя сети рукояткой тембра низких частот, зато имеется режим "усилитель" и гарантийный срок два года. Кстати, часть деталей этого магнитофона производилась на небезызвестном заводе "Юпитер" в Припяти.

Запись с этого бобинника



Радиотехника МП-7220-С



Маяк-232-стерео

С этими двумя как-то не сложилось. Поработали они у меня совсем чуть-чуть да и отработались. Позже, правда, появился Маяк-233, исправно работающий по сей день.



Маяк-240-стерео

Зато этот поработал у меня два, или три года и физически "дожил" почти до появления у меня интернета в 2008 году. Прижимной ролик окончательно пришел в негодность, замены я ему не нашел, и однажды он "скушал" одну кассету, что меня сильно разозлило. Я его взял и разобрал, оставив на память люминесцентный индикатор и платы шумоподавителя.

А это запись, сделанная на этом 240 Маяке с пластинки "Алиса в Стране Чудес"

Вот такой "парад аппаратов", ранее "прошедший" через меня, хотя я, скорее всего, вспомнил далеко не всё. Сейчас большая часть из них не больше, чем музейные экспонаты, и приятно осознавать, что удалось столкнуться с ними не в музее, а в реальной жизни.

P.S. Фотографии не мои, в основном взяты с сайта Виртуальный музей и справочник - Отечественная Радиотехника ХХ века

ностальгия, лытдыбр

Previous post Next post
Up