Про конгресс и еврейский фольклор

Jun 28, 2013 19:21

Вообще для меня по ощущениям конгресс закончился еще вчера. Первый день всякие там открытия, первые доклады, банкет и прочие радости.
Второй день на конгрессе был очень «еврейский». Видимо, из-за того, что конгресс в Вильнюсе, то целая секция, которая шла целый день, посвящена была фольклору литваков. А еще в пленарке в этот день был доклад про историю еврейской фольклористики в Восточной Европе. И мой доклад был в этот же день в параллельной секции про фольклор и социальные коммуникации, поэтому никто из евреев на него не пришел. Про доклад позже, сначала про еврейский фольклор. Вот, когда я увидела программу, обалдела от счастья: вау, такие люди, такие доклады, надо же про еврейский фольклор и в пленарке.

Но доклад в пленарке был просто никакой, нет, точнее он был очень информативный, я в очередной раз послушала про Ан-ского, ИВО и историю его создания, идишскую конференцию в Черновцах и прочее. Когда я читала в ПИИ лекции про еврейский фольклор, то читала очень похожую, только я меньше рассказывала про ИВО и больше про Ан-ского (ага, да, у меня самомнение выше крыши). Просто в середине пленарки люди аккуратно стали выходить из зала. Честно, половина моих коллег из Тарту аккуратно выползли, а после смотрели на меня, как на героя, который это вынес. Никакого анализа, никакого сопоставления с тем, что происходило в это время у других народов Восточной Европы в плане сбора фольклора и развития фольклористики. После пленарки ко мне подошла МЕ из Хайфы и сказала: «Ну, вот евреи опять перетянули одеяло на себя, какая тоска была. Но вообще ХБИ, типа, очень зажигательная тетка, почему тут получилась такое занудство неясно».
Потом я пошла на секцию про этот самый фольклор литваков… Сначала был доклад про Виленского Гаона, это было еще хоть как-то, ну книжный фольклор, религиозные тексты, скучно, но ладно. Дальше очередной доклад про историю и концепцию ИВО… А дальше был Бан-Амос. Я ваще тут вся просто ах! Но, блин, доклад был про фольклор Виленского гетто, это была страшная тоска, рассуждение про гетто, про фольклор у условиях гетто, про то, что было записано шуток - 6, песен - 13… И все, больше ничего. Потом я пошла на свой доклад, пропустила вторую часть заседания. Дальше был круглый стол про проблемы изучения фольклора литваков. И это было еще скучнее, в зале были люди, которые занимаются только еврейским фольклором или евреи, все остальные, кто случайно забрел туда, тут же выходили (единственный посторонний был ВВ из Венгрии, очень крутой исследователь, и тетка из Ирана). Из краткого пересказа докладов, которых я не слышала, поняла, что это был пересказ личных семейных историй. На круглом столе все происходило по принципу - да, вот мой дедушка литвак, да и моя мама тоже, да-да, вот у моего дяди здесь был театр в Вильно… Общие рассуждения, что литваки отличаются от галицийских евреев, и вот мы же да, мы потомки литваков. И еще да, сто раз сказанная фраза, что «Вильно - это литовский Иерусалим». Весь круглый стол я выскакивала из платья, думая о том, что я не услышала ни одного конкретного доклада с анализом текстов. Ведь, блин, кроме истории ИВО существуют же тексты, записанные этими замлерами, где хоть какой-нибудь анализ их. Можно же было сделать доклад про анализ городского текста Вильно у евреев по газетам, записям из ИВО, каким-то воспоминаниям. Нееет, мы поговорим о своих семьях, о том, кто у нас литвак, как это для нас важно…
Удивительная вещь, в последнее время я слушаю много докладов, которые не имеют отношения к моим темам вообще ни регионально - про Индию, Монголию, Тибет и пр., ни тематически - про истории о встрече с НЛО и пр., и мне это вполне интересно в плане подходов, анализа, материала. А тут ну, совсем никак, а уж людям, которые не в теме, там совсем было скучно и ни о чем. Что с еврейской фольклористикой не так? Почему про то, что ел Ан-ский, с кем он спал, как получал деньги на экспедицию, я знаю больше, чем про материалы, которые были им собраны? Почему я знаю про историю ИВО, я знаю про отдельных собирателей там, но я не читала ничего из материалов ИВО, кроме сказок, не видела анализа текстов из архива? Почему еврейская фольклористика такая странная, что с ней не так? Если бы я была еврейкой, мне было бы интереснее на этом круглом столе? В итоге, когда я вся извелась, а круглый стол заканчивался, встала та же ХБИ и сказала: «Ну, вот все эти разговоры же ни о чем. Вот в Еврейской в университете в Иерусалиме есть курс «Идишский фольклор», и кто туда ходит? Да никто».
Да, потом была экскурсия по еврейскому Вильнюсу, это было как раз хорошо, в прошлый раз, когда я была в Вильнюсе, все это как-то прошло мимо меня.
Да, а с моим докладом, на котором были одни исландцы, литовцы, эстонцы и одна грузинка, все хорошо. Мы обсудили, кем могут пугать детей в разных странах, какие еще бывают «кровавые» сюжеты и пр. Да, почему-то мой доклад стоял в секции с двумя исландскими девушками, одна из которых рассказывала про призраков, а другая про фольклор про инвалидов и отношение к ним.

Евреи, еврейский фольклор, конфер

Previous post Next post
Up