Как я провел минувшее воскресенье (репортаж с "Бу!феста")

Aug 30, 2010 23:04

.


1.
Правду говорят - никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Не далее как вчера я в этом убедился. Пошел на один концерт, а попал сразу на два, а главное - побывал в очень интересном месте и в очень интересной компании.

Началось с того, что Алексей Караковский karakovski пригласил меня на выступление его музыкальной группы «Происшествие» в рамках фестиваля «Бу!фест». Для кого-то смысл этой фразы ясен, как Божий день, для кого-то, наоборот, сказанное - темный лес. Поэтому я все-таки расшифрую для непосвященных.

Алексей Караковский - если не человек-легенда, то уж человек-ракета - это точно. В свои 32 года он освоил специальности прозаика, поэта, литературоведа, публициста, редактора, издателя, путешественника, музыканта, певца, создателя сайтов, организатора фестивалей, историка рок-н-ролла, etc, etc. Подумаешь, - скажете вы, - мало ли сейчас поэтов, музыкантов и организаторов фестивалей. Но дело-то в том, что Алексей принципиально отличается от многих и многих, пашущих ту же ниву, тем что практически все его проекты и начинания оказались успешными и долгоживущими. Литобъединение и Интернет-сайт Точка зрения, литературно-музыкальный конкурс «Бекар», издательство «Современная литература в Интернете», журнал «Контрабанда», фестиваль «Пересечение границ», рок-группы «Каникулы» и «Происшествие» - всё это детища Алексея Караковского и его единомышленников. Алексей не просто одаренный человек - он обладает редким даром нести искусство в массы, привлекать свежие силы к реализации своих идей и собирать широкую и искренне заинтересованную аудиторию. А уж в вопросах «раскрутки и продвижения» Алексей просто гуру, причем заниматься этим нелегким делом ему всегда приходилось в условиях явного недостатка «лишних» денег, проявляя чудеса энергии и изобретательности.

Группу «Происшествие» Алексей Караковский создал в 1994 году и возродил в 2006-м, уже в новом качестве. До недавнего времени она состояла из трех человек: Алексей Караковский (гитара, вокал); Наталья Караковская soyons_polis (вокал); Алексей Шмелёв shmelev23 (гитара, вокал). В таком составе я впервые увидел «Происшествие» в начале нынешнего года. За несколько последних месяцев в коллектив влились: Альбина Вишнёва (аккордеон), Александр Вишнёв al_vis (бас-гитара) и Дмитрий Бебенин bob_nine (перкуссия, бэк-вокал). Мне ужасно нравятся эти ребята - молодые, задорные, заводные и заводящие, с морем идей, драйва и бьющей ключом энергией. У «Происшествия» есть свой сайт, вот только ссылки на песни, к сожалению, не открываются - надеюсь, что это временно. Так что если у вас появится возможность попасть на выступление ребят - сходите, получите массу удовольствия.

Вчерашнее выступление состоялось в рамках Третьего фестиваля вольных издателей «Бу!фест», на котором были представлены независимые издательства и их достижения. Одним из достижений оказался свежий номер журнала «Контрабанда». Основанный Алексеем Караковским в 2007 году, он имеет подзаголовок «Необычный журнал о современном искусстве» и помимо литературы, посвящен миру кино, театра и музыки. Тем не менее, литературная составляющая в «Контрабанде» явно преобладает. И если уж приводить примеры «стирания границ» между литературой «бумажной» и сетевой, то «Контрабанда» будет флагманом в этом процессе. Помимо множества новых авторов, которые открывает для меня каждый прочитанный выпуск «Контрабанды», я с удовольствием нахожу имена, хорошо знакомые по Сети. При этом немаловажно и то, что «Контрабанда» объединяет поколения - от таких ветеранов литературы как Лев Аннинский и Кирилл Ковальджи до 16-летней безымянной звезды Живого журнала, пишущей стихи и прозу под ником bantiki-vslezah («бантики в слезах»).

В общем, «Контрабанда» как две капли воды похожа на своих создателей - она креативна и напориста, умеет держать аудиторию, обладает здоровым чувством юмора и сатиры, склонна к эпатажу и хулиганству, и в то же время ничуть не страдает нигилизмом и очернительством.

2.
Удачно совместив концерт «Происшествия» с получением авторского экземпляра «Контрабанды», я уже собрался было уходить с «Бу!феста», но на ступеньках «лестницы, ведущей вниз» мне повстречался человек, чем-то подозрительно похожий на замечательного музыканта и барда Игоря Белого bujhm. На прямо поставленный нескромный вопрос человек подтвердил, что именно Игорем Белым он и является. Выразив Игорю свой восторг по этому поводу, а также по поводу его творчества, которое я давно люблю и почитаю, чтобы как-то закончить диалог, я сказал, что вот, мол, иду с концерта группы «Происшествие». И услышал в ответ: «А я сегодня тоже выступаю. В том же зале, через час. Если хотите - оставайтесь».

Я снова должен сделать лирическое отступление для непосвященных. Если старшее поколение отечественных бардов - это Анчаров, Галич, Окуджава, среднее - это Никитины, братья Мищуки, Егоров, Мирзаян, то младшее - это Игорь Белый и еще несколько человек, стоящих на одном уровне с вышеупомянутыми именами. Конечно, младшее поколение уже совсем не «младшее», и даже оно сильно поредело за последние годы, но Игорь Белый остается одним из символов современной авторской песни.

Здесь надо заметить, что только такой далекий от фестивально-тусовочной жизни человек, как я, мог придти на «Букфест» и удивиться, встретив там Игоря Белого, одного из трех учредителей и основателей фестиваля, руководителя вольного издательства «Меморис». Это, как говорил актер Борис Сичкин, «все равно, что придти в Мавзолей и спросить «Где у вас тут Ленин лежит?» Но вынужден сознаться - узнал я об этом только после концерта, заглянув в вездесущий Интернет.

Разумеется, получив «личное приглашение» от самого Игоря Белого, я не мог устоять. Пришлось слегка переиграть планы, а оставшийся час я замечательно провел за чашечкой кофе и чтением «Контрабанды». Помимо всего прочего, вычитал там очень дельную и выстраданную мысль Алексея Караковского. Цитирую:

Литературные проекты всегда достаточно четко делятся на две части: в одних люди подбираются под идею, в других - идеи под людей. Второе сейчас составляет 90% литературных проектов, а то и больше…
Сейчас на литературных чтениях в зале, как правило, сидят те же самые поэты, и это означает определенное нарушение функциональности: литература, предназначенная для широких кругов интеллигенции, доходит только до профессионального круга…
Когда же наоборот, на первый план выходит идея или хотя бы тема, и уже под нее подбирается всё остальное, выясняется сразу несколько вещей: 1) поэты не привыкли к такому обращению, потому что обычно любое мероприятие направлено только на их саморекламу; 2) ценность текста возрастает в разы - у него появляются новые контексты, литературное окружение и другие совершенно необходимые для функционирования вещи; 3) литература становится интересной тем, кто ничего не пишет, а их критические замечания приобретают особую значимость.

Я не утверждаю, что Алексей Караковский прав на 100% и что сказанное касается всех без исключения. Но на мой взгляд, здесь есть о чем задуматься. Тем более, что эти слова прозвучали из уст очень компетентного человека.

Но вернемся к Игорю Белому. Единственный раз я видел его выступление около десяти лет назад, что и позволило теперь узнать Игоря в лицо. Как любой по-настоящему творческий человек, нынешний Белый - совсем не тот, что выступал тогда. В начале века (или, вернее, на грани веков - так будет монументальнее :+)) я был в восторге от песни Игоря Морское наваждение и других, так или иначе на нее похожих. Это были очень молодые и очень свежие песни, а самого Игоря окружали такие же, как он, молодые и талантливые ребята. Но жизнь меняется и порой не спрашивает у нас разрешения. Восемь лет назад при штурме захваченного террористами «Норд-Оста» погиб друг и сподвижник Игоря Александр О’Карпов, с которым они очень весело и плодотворно работали. А в 2005 или 2006 году возник прекрасный дуэт Игоря Белого и Евгении Славиной Ойфн Вег («На дороге»). Начав с исполнения еврейских народных и авторских песен на трех языках - на идиш, на иврите и на русском - Игорь и Евгения сделали за эти годы еще два проекта - семейный спектакль «Гефилте Лид», основанный на еврейском фольклоре, и «Синерукие Джамбли», полностью состоящий из детских песен на стихи Эдварда Лира, Алана Милна, Вадима Левина, Ренаты Мухи и других детских поэтов.

Именно «Синерукие Джамбли», а также некоторые другие песни Игорь Белый и Евгения Славина показали вчера на «Бу!фесте». Зал был полон счастливыми детьми и не менее счастливыми родителями. Конечно, мне трудно описать словами, КАК это было, но я попытаюсь. Помните «Ежика резинового» и другие детские песни, которые пели Татьяна и Сергей Никитины? Так вот «Синерукие Джамбли» - не хуже, а в чем-то даже ярче, задорнее и своеобразнее. Одна английская поэзия с нет-нет да пробивающимися еврейскими интонациями придавала концерту непередаваемый шарм и обаяние. Но главными составляющими были, конечно, талант, высокий профессионализм и любовь к зрителям, которую явили нам Игорь и Евгения. Послушать их песни можно здесь, но лучше услышать дуэт «Ойфн Вег» живьем. Думаю, что такая возможность еще не раз предоставится всем желающим.

Помимо трофейного номера «Контрабанды» я унес с «Бу!феста» аудиокассету с записями Александра О’Карпова, которые его друг Игорь Белый бесплатно раздавал всем желающим. Он исполнил под занавес пару песен Александра, в том числе знаменитую Долгую дорогу в Дублин. Хорошо, что у меня пока еще есть на чем слушать эту кассету…

В заключение я должен покаяться. Обычно, отправляясь на какое-то мероприятие, которое обещает быть интересным, я:
- либо забываю фотоаппарат дома,
- либо забываю зарядить аккумуляторы, и они садятся на первом же снимке,
- либо вставляю заряженные аккумукляторы, но забываю дома флэшку.
Но в этот раз вам не повезло - я захватил с собой и флэшку, и аккумуляторы, и сам фотоаппарат, у которого давно сломан зум и имеются застарелые проблемы с качеством снимков (впрочем, у владельца аппарата этих проблем не меньше). Поэтому вынужден показать те жалкие картинки, которыми я попытался передать атмосферу, царившую в клубе «Гиперион» на Бу!фесте. Третьем «и дай бог, не последнем».



Слева направо: Александр и Альбина Вишнёвы, Алексей и Наталья Караковские, Дмитрий Бебенин, Алексей Шмелев









Евгения Славина и Игорь Белый





о вечере Михаила Сопина на Покровке
Previous post Next post
Up