.
начало здесь Два слова о стихотворениях, номинированных мной в этом (августовском 2009 года) туре.
ГАЭТАН "Мед или смола?"
Михаил ПЕРОВ "Фонари"
Дмитрий СОКОЛОВ "Телефонные линии заняты, как ни крути"
По классификации, предложенной в прошлом туре уважаемым Кириллом Анкудиновым (
ankudinovkirill)*, это - "красивые" стихи. Не вижу в этом ничего страшного. Наоборот, именно сейчас, когда многие авторы стремятся потрясти воображение читателя безднами мрака и безысходности, хочется вспомнить о том, что одно из предназначений поэзии - доносить до нас красоту окружающего мира, мира сложного, противоречивого - и все-таки прекрасного. Однако фокус состоит в том, что нельзя передать красоту, специально задавшись такой целью, поскольку она неизбежно превращается при этом в "красивость". Уверен, что авторы представленных стихов не задумывались, какое впечатление они произведут на читателя - они просто рассказали о том, что их волновало.
Стихотворение Гаэтана - о вечности, о неостановимом времени, о том, ради чего мы живем, и что остается после нас. Контраст, на котором оно построено, делает мысль автора неожиданной и точной. Михаил Перов вложил в хорошо известный и достаточно широко используемый в поэзии образ новое, неожиданное и пронзительное содержание. На мой взгляд, в его стихотворении сказано больше, чем вмещает в себя объем шести поэтических строф. Дмитрий Соколов, казалось бы, просто передал сиюминутное настроение, связанное с очередной сменой времен года - но сделал это так, что каждый может найти в стихотворении отражение собственных переживаний. А три приведенных Дмитрием географических названия (всего три!) создали ощущение полета над огромной, печальной и неустроенной страной, придав стихотворению должный ракурс и масштаб.
Поэтому осмелюсь предположить, что это не просто "красивые" стихи - это стихи о важном, о вечном, о достойном разговора с читателем, порядком подуставшего от того, что его то и дело дергают по пустякам. И при этом - стихи, исполненные на высоком техническом уровне. Эти два слагаемых, как мне кажется, и дают в сумме редкое в наши дни ощущение ценной поэтической находки.
--------------------------
*Кирилл Анкудинов был экспертом предыдущего, июльского тура конкурса. Отбирая десятку луших, на его взгляд, стихотворений он изложил
в своем обзоре интересную теорию:
Все стихи, вошедшие в «лидерскую десятку», чётко разделяются на «простые стихи», «сложные стихи» и «красивые стихи». «Простые стихи» - стихи, которые специально писались как «простые»; «сложные стихи» - стихи, которые писались как «сложные»; красивые стихи - создавались «для красоты» (они - в соответствии с этой исходной задачей - в меру просты, в меру сложны).
Такое прослеживающееся распределение - не очень хороший признак: ведь лучшие стихи всегда бывают и просты, и сложны, и красивы одновременно. Поскольку их авторы не заботятся о том, чтобы специально написать «просто», «сложно» или «красива». Их интересуют иные цели.
(c) Кирилл Анкудинов
--------------------------
Итак, сами номинированные стихотворения:
1. ГАЭТАН "Мед или смола?"
http://stihi.ru/2008/10/16/4363 Спилили сосну, а быть может, разрезали плод:
Откуда-то сверху - на головы, крыши и плечи -
Стекает медлительной нитью смола или мёд,
В тенётах баюкает суетный рой человечий.
Воздушные капли прозрачны, уютны, теплы,
И кажется - вдохов немерено, годы и годы.
Нас море несёт в батискафе янтарной смолы,
Мы плаваем кролем в бассейне гречишного мёда.
Никто не опустит в пучину спасительный трал,
Не вызволит мух, не успевших почувствовать страха…
Минута - и мягкая капля смолы - минерал,
Минута - и вязкая струйка медовая - сахар.
Занятное чтение - что у кого на роду…
Зачем же до времени ты рассказала, тоска, мне
Про сладкую смерть в загустевшем кристальном меду,
Про горькую вечность в дешёвом поделочном камне?
2. Михаил ПЕРОВ "Фонари"
http://stihi.ru/2008/06/18/2153 Когда шум и ворчание дня ненадолго украдены,
Когда сказки и сны возвращаются в город на миг,
Фонари…
Проливают на улицы свет белокурыми прядями
И рисуют палитрой теней окружающий мир.
Им идет репутация легкой небрежной порочности,
От которой усталые стекла немного мутней.
Фонари…-
Это яркие капли любви на столбах одиночества,
Это тонкие пальцы блудниц с маникюром огней.
Прикрываясь от ветра стеклянным заснеженным воротом
Смотрят светом печальным куда-то в полночный февраль.
Фонари…-
Одинокие люди, забытые каменным городом,
Маяки, обреченные ждать утонувший корабль.
Они могут быть злыми, коварными или капризными
Но во мраке потерь мы не можем прожить без огня.
Фонари…-
Поминальные свечи надежды на кладбище призраков,
Лица близких людей, не доживших до этого дня,
И мечтами заветными, может быть, детскими, давними
Они в память врываются, словно весна в январе.
Фонари…-
Это мачты фрегатов, идущих по улицам к гавани,
И бокалы вина с послевкусием дальних морей.
Неподвижно годами живут без излишеств и крайностей,
Улыбаются звездам и гаснут туманом с утра
Фонари…
Миллиардами слез, терабайтами маленьких радостей
Судьбы тысяч прохожих хранятся в их хрупких мирах.
3. Дмитрий СОКОЛОВ "Телефонные линии заняты, как ни крути"
http://stihi.ru/2007/08/06-498 Телефонные линии заняты, как ни крути,
Только с летними ливнями встречусь я после пяти,
И метро опрометчиво пустит меня погостить;
Мне рассказывать нечего, впрочем, могу наплести
Про туман над Катунью, про питерский легкий гранит,
Про вокзалов безумье, про то, как молчанье хранит
Вековечная Азия... Только прощаться пора,
Пусть в словах недосказанных бьются тугие ветра,
В набегающих сумерках бродят по улицам вдоль
Неизвестные, в сумме дающие все-таки ноль.
Ветер в городе северный, значит, не врет календарь,
Значит, ливни июльские сменит осенняя хмарь,
Значит, время - вперед, значит, поздно бросать якоря...
Я встречаю восход золотого, как мир, сентября.
20.07-3.08.2007
Не могу удержаться, чтобы не привести выдержки из обсуждения, которое спонтанно произошло под этими замечательными, на мой взгляд, стихами. Его участники - известные и уважаемые на Стихи.ру люди, поэтому к высказанным мнениям есть смысл прислушаться:
--------------------------
честно говоря, на мой взгляд, это всё-таки литературщина.
сделано гладко, профессионально, образы есть. но - не цепляет абсолютно.
впрочем, Гаэтана выделю. Гаэтан - это особь статья.
помимо красивости, в стихах должно быть ещё нечто. душа. или её осколок.
Фима Жиганец
...в стихе Перова и правда украшательства - чересчур.
кроме того, я сколько раз читала стих - столько же раз на Окуджаву сбивалась. прямо голос окужавский звучит.
а про душу судить не берусь. возможно, она и есть, но тут ее красивости и правда вытеснили.
это не красота, а весьма расхожие поэтические красивости. позолота.
Анука
именно. красивости.
Фима Жиганец
да, Саша. здесь согласна.
а у Соколова!
там красивостей нет, вроде. но.. а что есть-то??
мне понравилась ровно одна строка. первая.
телефонные линии заняты, как ни крути.
(причем как ни крути - это немножко образный атавизм от тех, еще старых телефонов - с дисками. ну плюс еще и идеома)
хорошо.
но дальше!!
дальше автор что-то забормотал, потом сам это осознал - признался - мне рассказывать нечего!!! (и точно) но тем не менее, еще ровно на полстиха дальше наплел. обо всем сразу.
и где здесь хотя бы красота??? ( я считаю, что стихи не девушки и не красотой измеряются, но тем не менее)
ну что здесь красивого нашел Андрей Моисеев??
загадка.
а у Гаэтана - да - у единственного номинанта и правда та самая пресловутая красота присутсвует.
весьма эстетская, рафинированная.
ее - такую - можно принимать или нет.
но она есть.
Анука
вот это точно, Аня.
принимать или не принимать - тут вопрос. но всё-таки это немного отличается от красивостей и псевдоинтеллектуальных виньеток.
я вот чуть не до истерик сейчас в немногие свободные минуты перечитываю позднего Пастернака.
вот это, например - "На дальних поездах".
Шут его знает, какой же гениальностью надобно обладать, чтобы утреннюю сонную толпу в электричке вознести чуть ли не до "Одиссеи"!
плакать хочется от счастья, что у нас есть такой поэтище.
Фима Жиганец
"( я считаю, что стихи не девушки и не красотой измеряются, но тем не менее)" (с).
Аня, не подумайте тоже, что я всё на полном серьёзе :) но всё-таки... и девушки определённо не только красотой измеряются в самых разнообразных системах измерения :) и у стихов с девушками не менее определённо есть очень много общего... как-то, например, та самая тайна поэзии, которую невозможно определить словами, но все так или иначе чувствуют... :)
Ю.Цыганков
Анкундинов назвал "красивые" - Фима передергивает на "красивости". Откуда вы взяли в этих стихах "красивости"? Если человек умеет писать стихи, они невольно получаются красивыми. Красивостями приукрашают стихи дурные. Разница в понятиях грандиозная, хоть корень и один.
Ольга Чернорицкая
Откуда вы взяли в этих стихах "красивости"? (с)
как где. в стихе про фонари они - эти красивости - прямо кишмя кишат. тут у кажого - опять же - свои представления о красоте. кому-то и кофты с люриксом красивыми кажутся.
Анука
не трогайте рюликс, рюликс - форева
а если серьёзно, хорошее стихотворение можно сделать практически из одних штампов и дежурных красивостей, навскидку сейчас не припомню, но мне доводилось читать такое, важно, чтобы автор был талантливым и обладал филигранным чувством меры и вкусом
Павел Самсонов
наверное, можно. но к данным случаям не относится, по-моему.
Ольге:
я и не передёргиваю. Анкудинов считает - красота, я считаю - красивость.
завитушки.
Фима Жиганец
Вот такие мнения. А у вас сложилось собственное представление об этих стихах?
продолжение