Буду стараться писать чаще, в основном, свои размышления "о жизни, вселенной и вообще".
Вот, скажем, по результатам беседы с моим основным оппонентом (начальником Алексеем) в мозгу вырисовалась этакая грустная картинка.
Я еще в университете прочитал книжку 1984-85 года издания авторства Бестужева-Лады. Там он, живя в позднем социализме, ставил неожиданные для социализма вопросы. Основным из которых был вопрос досуга.
Ну вот, представим, говорил он, построили мы коммунизм, добились мы автоматизации, повышения производительности и т.д. Потребности удовлетворяются, рабочий день теперь 5 часов, да и то необязательно так напрягаться. Можно и вообще перейти на работу по желанию. И что будет делать рабочий/служащий/колхозник остальное время? Не, люди интеллектуально-творческого труда, положим, найдут себе занятие. Еще какая-то доля разглядит в себе скрытые до той поры таланты: спорт, искусство/творчество, наставничество и т.д.
И внимание вопрос: а что делать с остальными 50-80%?
Подавляющее число мыслящих людей соглашаются с той нехитрой мыслью, что человеку нужен труд, нужно созидание, хотя бы причастность к созиданию. Нужно для счастья, для осознания себя человеком. И нет ничего плохого или унижающего в том, чтобы признать, что многие люди не очень-то способны к творчеству или искусству (вот я неспособен, например). И такие люди реализуют себя в труде, в работе, в своем "деле", своей профессии. "Понедельник начинается в субботу" - это же не только про интеллектуалов. Это НОРМА. Для каждого человека, а для людей "созидающих" профессий (строитель, крестьянин, рабочий-специалист и т.д.) в особенности. Правда, с оговоркой, что все это я говорю про мужчин.
Вне труда, вне своего дела человек не столько живет, сколько существует. Даже воспитание отцом сына - это, в первую очередь, научение созиданию, научение "делу".
Поэтому Бестужев-Лада очень правильно прозревал такого рода трудности. Масса обычных, не-творческих людей, не-интеллектуалов, которая будет лишена (или почти лишена) труда, лишится тем самым и своего "смысла". Тут надо помнить, что соблазн лениться гораздо сильнее имманентной, но подсознательной тяги к созиданию. Поэтому, в такой ситуации неизбежно накопление такой экзистенциальной пустоты, потери смысла существования, потери счастья, потери вот этого ощущения себя Человеком.
И тут я перехожу собственно к беседе. Мы вообще-то обсуждали современные тенденции: постмодерн как рынок не вещей, но смыслов, искусственный экономический рост за счет подогревания потребительского спроса, сам спрос, подогреваемый культивируемыми пороками (тщеславие, зависть, жадность и т.д.).
И оно-то вроде все так и есть, мы тут даже и не спорили особо. Да, культивируется неразумное, истерическое потребление, для чего люди искусственно развращаются и "соблазняются". Да, экономический рост существует только благодаря нарастающему потреблению. Да, существует куча профессий и огромные рынки услуг по продаже "картинки", образа, смыслов. Это рекламщики, PR-щики, блогеры, фотографы, телевизионщики, дизайнеры. Это и значительная часть работников интернет-сферы, и финансисты, и банкиры, и многие юристы-экономисты с бухгалтерами, чего уж. Ну, в общем, понятно.
Но тут я вспомнил вот ту книжку из 80-х...
И вот тут у меня впервые появилось сомнение, что все это "just business". А что, если это просто ответ мира (или его "архитекторов", если они существуют) на тот самый вопрос? Да, ответ не очень-то приятный, но на вопрос он вроде бы отвечает.
Действительно, для собственно производства постоянного количества необходимых вещей и компенсации выбывающих из оборота общественных фондов нужно не так уж много людей и их труда. Это не будущее, это уже настоящее. А что в этой системе делать остальным?
Вот для них и нашлась работа. Да, в итоге от этого страдают все, но это пока незримо, неявно. Если и аукнется (а ведь обязательно аукнется), то это когда-нибудь, не сейчас. А зато сейчас, сегодня, все при деле, экзистенциальные, метафизические проблемы если и есть, то другого рода.
Этак начинаешь умом и понимать программы контроля за рождаемостью, всю эту нынешнюю гомо-идеологию вымирания. Не принимать, потому что все это, как минимум, анти-человечно. Не принимать, но в чем-то понимать эту механистическую логику.
Да, в глобальном смысле, в масштабе веков, это даже не ответ на тот самый вопрос, это только сиюминутное "затыкание дыры", просто отсрочка и смягчение процессов. Но логика здесь видна, это есть.
И, скажу больше, если говорить о более приемлемых рецептах, то тут все не так просто.
Вообще, я вижу только три пути в другом направлении. Ну, чтобы без «потреблядства». И оба они уже реализуются, правда, на бытовом уровне, в частном порядке.
Первое - это массовый отказ от женской занятости, переориентация женщин на традиционные ценности семьи. Ну, а из профессий останется, скажем, медицина, воспитательство, преподавание в школах (ограниченно), кулинария, искусство. Культивация навыков обустройства, творчества, педагогики. Возврат к ситуации конца XIX века, в общем.
Так вот, этот путь - это чистой воды утопия, проворачивание фарша обратно в мясорубку. Тут только если религиозный фундаментализм может «помочь», но совсем не факт, что это будет лучше для людей и их душ, чем то, что есть сейчас.
Второе - искусственное снижение производительности труда. Мастерские, семейные фермы и сады, ручной труд, артели и т.д. Переход от специализированного труда к низкоквалифицированному, «дауншифтинг». Стерлигов, ручное мыло и экопродукты - из этой серии. Это развивается, особенно в религиозных семьях. «Даже ездовые академики встречаются! Сам видел!»©
Это тоже проворачивание фарша, но в какой-то небольшой мере, видимо, может быть (и будет) реализовано, тенденции есть. Но тут есть и очевидный предел: ГЭС не построить с помощью артелей, даже какой-нибудь средний мост через реку - это уйма технологий и мощностей, и все они в обозримом будущем будут нужны.
Поэтому остается третий путь. С одной стороны, капитализму нужны новые колонии, а людям - место приложения труда, а с другой -
Земля колонизирована полностью. Ergo, нужно колонизировать Солнечную систему. Движение «ad astra» - наиболее очевидный выход из технологической ловушки. Опять же, ресурсов и технологий там нужно немерено. Стругацкие, фотонные звездолеты и туманности Андромеды - наше будущее. Иного приемлемого пути в долгосрочной перспективе просто не видно.
А если не космос - то остается потребительский рынок, тут как-то все грустно.
Дальше начинаются уже мысли о вполне земной политэкономии, это позже. To be continued.