Давно собирался написать что-нибудь про пенсионеров. Не очень я их люблю. То есть, не их, а … ну, скажем, такую «положительную дискриминацию» в их пользу, своеобразный пенсионерский феминизм, который как вспух в советском геронтократическом обществе, так и растет в головах до сих пор. И, как мне кажется, корни «пенсионерского феминизма» переплетаются с корнями феминизма обычного. Речь сейчас не об общественно-политических движениях, речь о реальных переменах в умах.
Когда-то давно, в незапамятные времена Традиции (ну то есть, примерно до конца XIX, а в деревнях даже и до начала XX в.) высокий статус пожилых людей был более или менее обоснован, связан с их реальными заслугами. С опытом, управленческими способностями, а главное, наличием реальной власти, главенства, причем в первую очередь в семье. Как можно не уважать главу семьи? Особенно если все три-четыре поколения этой семьи живут под одной крышей. Тут и вопросов не возникает: кто старше, тот и главнее, тому и уважения больше. Отец - старший сын - остальные дети и т.д. Отец сына и побить мог, и решение его отменить, даже если тому самому уже лет 40 стукнуло. Такова жизнь - кто старше, тот и главнее, влиятельнее, опытнее и т.д.
Но даже в этой благостной картине отметим сразу: вертикаль власти касалась почти всегда только мужчин. Мать семейства почиталась за главнейшую уже далеко не всегда, только если показывала руководящую силу и «держала дом». Наоборот, образ старушки за прялкой или колыбелью внука, а то и вообще лежащей на печи - вот типичный образец. Причем «старушка» - это относилось уже к женщине за 50, а то и раньше. Вон, Арине Родионовне было 41 на момент рождения поэта, а туда же: «выпьем, бедная старушка».
Начало перемен было положено в раннем СССР. И, казалось бы, сначала вроде все рухнуло: почтение к старшим (почет не у старейшего, а у комиссара с наганом, «конец домашнего рабства» и т.д.), вообще вертикаль (любой мальчишка мог дослужиться до таких кабинетов, где решал уже точно не возраст). Особенно это ярко проявилось в 20-е - 40-е годы.
Но одновременно с этим, в коллективизацию и, особенно, в войну и сразу после нее резко усилилась роль женщин в обществе. Да, казалось бы, время было военное, руководство жесткое и вообще мужское, в почете военные. Но вот в конкретной семье, в конкретной деревне (а село тогда еще кое-чего значило) мужиков катастрофически не было. И произошло то, чего не было никогда раньше. Если вспомнить народную поговорку «для щей женятся, для мяса замуж идут», то получилось так, что «мясо» приносила в дом теперь женщина. И замуж стало … ну, не то чтобы совсем не нужно, а именно экономически не нужно.
Вообще, как мне кажется, доля правды в марксовском «бытие определяет сознание» определенно есть. Вот эта экономическая независимость: женщин от мужчин, детей от родителей, семей от общины/колхоза - она определила тот постмодерн, то общество-без-авторитетов в котором мы и живем. И тут подняло голову бабство. Точнее, подняло оно ее гораздо раньше, с первым распространением власти большевиков и началом работы женщин не на семью, а на государство - все эти Землячки, Коллонтай, комсомолки и революционерки, затем Паша Ангелина и другие. Теперь же бабство (под бабством я понимаю, кстати, не равноправие женщин, но желание именно присматривать, контролировать, управлять) пришло в школы, в комсомол и партию, в суды и далее везде. Нехватка мужчин + соответствующее воспитание = обабливание государства.
Я, может быть, живу в нетипичном окружении, среди нетипичных людей. Но только почти все мои родственники и родственники жены женского пола младше 1920 г.р. - бабушки (как минимум, с моей стороны), ВСЕ семь теть (про мам деликатно умолчу) - теточки весьма себе сильные духом, реальные главы семейств. Везде речь идет именно о главенстве, о полном доминировании, а не какое-нибудь там радуловское «ну пусть он хоть посуду моет, с собакой гуляет и мимо унитаза не писает». Что это? Бабство. Наверное, оно закономерно, но от этого не более приятно. Постмодерн, фигли.
Но довольно о бабстве. После сталинского культа молодости, силы, телесного здоровья, после идеологии свершений и мировой революции 20-х - 40-х, после мобилизации и строек 30-х, после подвига Войны, после космической и атомной гонки Хрущева - пришел застой. Геронтократия. Застой сам по себе - чем не аллегория старости? Скорее всего именно отсюда у воспитанных в СССР такой культ, такое поклонение старости. Хоть и пропаганда не такая заметная, как в 30-е, все больше через кино, через книги, а там вроде как нет такой прямой пропагады «старый значит достойный». Это больше общее ощущение, общее состояние умов. Как 40-летняя женщина бывает, выглядит на 30, а бывает, на 55. И разница происходит от мироощущения, от взгляда на себя и мир. И вот все эти запреты рок-музыки, нарядной одежды - они очень старческие по своей природе. 70-е - 80-е - это именно старческий, брежневско/сусловско/фурсенковский взгляд на мир. Молодым уже не везде у нас дорога. Старение и не-обновление кадров, руководителей привело к старению социума в целом, прежде всего моральному.
Так вот, возвращаясь к современным пенсионерам: говоря про родственников, точку «младше 1920 г.» я обозначил (точнее, она сама как-то обозначилась) не случайно. Потому что девочки, выросшие только в СССР, теперь массово стали пенсионерками. Понятно, да?
Моя прабабушка 1907 г.р. и, соответственно, дореволюционного воспитания была милейшим человеком и, я бы даже сказал, праведником. Как говорил герой Д.Лондона: «такие теперь не родятся». Пенсионерки же 1920 г.р. и младше - это же страшно сказать что такое. Это постаревшие героини Румянцевой (вот уж кого не люблю!), Гурченко, Муравьевой, Мордюковой, тьфу! надоело даже вспоминать. Фильмы-то талантливы, спору нет. Но талантливы они именно тем, что отлично отображают действительность, а она …
С бабушками понятно, а как же дедушки? Да в том-то и дело, что дедушек кого поубивали на фронте, кого в лагерях (я думаю, никто не будет спорить, что сидело в разы больше мужчин, чем женщин), а остались… те, что остались.
Они же тоже выросли в СССР, наши дяди, дедушки (про отцов тоже уж не буду). И если кто-то пытался добиваться хоть сколько-нибудь высоких целей, да что там, даже хотя бы приструнить жену (или жить хотя бы на равных), то кто-то даже и нет - советское воспитание-то в обе стороны работало. Еще дедушка Фромм доказал, что при появлении в социуме тех, кому нравится власть, обязательно найдутся и те, кому нравится подчинение. Так уж как-то.
Особенно, если тебе мозги каждый день полощут на тему подчинения, «вливания в ряды», «противопоставления себя коллективу», а также, что важно, ведущей и направляющей роли «старшей женщины» (сестры, матери, старшеклассницы, учительницы).
Причем, что интересно, идеология уже в 20-х - 30-х годах начала активно продвигать образ старшей, опекающей женщины. Об этом было у Крылова в ЖЖ (
1,
2), там много, всего упоминать не буду. Навскидку: книжки Гайдара типа «Тимура» или «Военной тайны», Анка-пулеметчица, Багир->Багира (в «Маугли») и прочие «я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».Про влияние на воспитание мужчин таких факторов как отшибание личной инициативы, невозможность хоть как-то что-то решать за свою семью, детей (место работы, жительства, учебы) - я уже и начинать не хочу. И если теточки, не имея возможности решать что-то за себя, начинали решать за других (взять хоть безумное количество бабенок-разведенок в школах, детсадах, детдомах, ЗАГСах), то мужики опускали руки… С соответствующими последствиями для общества в целом и семьи в частности. Кстати про семью. Одной из особенностей семьи является то, что в подавляющем большинстве случаев набор ценностей и поведенческих стереотипов в ней один на всех. И вырабатывает его старший, реальный глава семьи. Да что там, собственно, именно так и можно понять, кто глава - не тот, кто решает, какого цвета машину купить, а тот, кто генерирует ценности и стереотипы. И соответственно, если глава женщина, если при этом она ведет себя как героиня Гурченко/Мордюковой, то и муж, и дети перенимают эту модель мировосприятия и поведения. Кстати, чаще всего несознательно, как-нибудь типа «жена у меня с головой, соображает, дело говорит». Потому что принимать неправильную точку зрения под давлением - не комильфо. А если представить, что она правильная, то вроде как и не под давлением, а просто «так разумнее».
Все это приводит к тому, что постаревшие Мягковы и герои Шукшина не меньше, чем их дамы,
устраивают драки в очереди за халявой, склоки в транспорте, жалуются на здоровье, на общество, на власть, ругаются, командуют, требуют особого почета и внимания.
Но есть еще их дети. Которые также воспитаны в СССР и притом именно в геронтократический его период. И они сейчас вносят немалый вклад в сотворение образа пенсионера-как цели-существования-государства. Я имею в виду, что ответы на вопросы «что власть делает не так?», «кого надо в первую очередь ублажить реформами и преобразованиями?» всегда сводятся к пенсионерам: их обижают, о них надо думать, они страдают, им мало денег, мало лекарств и т.д.
И вот эта-то пенсионеро-центричность подчас сильно раздражает. Эти пенсионеры, жалуясь на низкие пенсии, ностальгируя по СССР, вспоминают ли они, что пенсии в современном понимании, «для всех», появились только на закате СССР, в середине 60-х? Помнят ли они, что такое трудо-дни? Впрочем ладно, это отдельная грустная тема.
Мера богатства государства - его ВВП. ВВП создается работающими людьми, РАБОТАЮЩИМИ. (Я помню про нефть и газ, помню.) Им должно быть хорошо. Зарплаты должны быть высокими, не пенсии. Такими, чтобы можно было и на старость отложить. Садики, школы, больницы должны строиться, а не на пенсии полбюджета тратить.
Но есть еще реальное поведение реальных пенсионеров, даже, скорее, пенсионерок. Да-да, тех самых, 1920 г.р. и младше. Чей голос чаще всего можно услышать в очередях, в транспорте, в учреждениях, в школах? Какие интонации в нем преобладают? Что несет в себе этот коллективный пенсионеркин голос - мир? любовь? прощение? смирение? стремление к общему благу? О, если бы! Раздражение, вызов на склоку, осуждение, негатив и жалобы, жалобы.
Я не люблю пенсионеров? Возможно. Но я не люблю скорее их роль и их поведение в обществе. Я не люблю выплесков кристально чистого, незамутненного советского воспитания, этой активности в ругани и скандале, этих булгаковских Аннушек. Ужасно, когда за минуту общения с человеком начинаешь в два раза сильнее не любить СССР за то, что он сделал с людьми.
Я люблю таких стариков, как моя прабабушка: приветливых, спрашивающих и слушающих, а не жалующихся и ругающихся. Примиряющих, а не плодящих обиды. Впрочем, где же их взять-то, этих Арин Родионовн? Скорее всего, уже нигде, и в будущем пока не предвидится. Поэтому я не люблю современных стариков. Пусть они меня простят, если смогут.
P.S. Я как-то слишком много внимания уделил межполовым вопросам. Но это потому, что я вижу их неразрывную связь. Нынешние бабушки - это первое массовое поколение эмансипированных, свободных женщин. Впервые работающих не «в семью», а на государство. И не просто работающих. Сверхэмансипированных, руководящих, обучающих, воспитывающих. И еще мы имеем соответствующих им дедушек. Про них не буду, слишком грустно.