Виталий Бианки: работа в Самаре могла стоить жизни

Jun 19, 2017 18:15



Виталий Бианки

Многие из нас в своем детстве познакомились с творчеством писателя-натуралиста Виталия Валентиновича Бианки. Он открывал в своих многочисленных рассказах, сказках и повестях из жизни животных удивительный мир природы, ее тайн и загадок. А написанная им «Лесная газета» стала настоящей энциклопедией природы, которая в увлекательной форме знакомила не одно поколение советских мальчишек и девчонок с окружающим миром. Ряд произведений В.В. Бианки были экранизированы в мультипликации, по его повести кинорежиссером Агаси Бабаяном снята прекрасная тетралогия о ручной рыси по кличке Кунак.
Был в жизни Виталия Бианки период, когда он жил в Самаре. И впоследствии ему за работу в нашем городе долгое время не давали покоя, подвергая репрессиям. Дело в том, что работа Бианки в Самаре пришлась на краткий промежуток власти Комуча, в подчинении одного из ведомств которого он тогда состоял. И позднее такая деталь в биографии могла стоить писателю жизни. Причем, угроза исходила как от красных, так и от белых.
Бианки был призван в армию в 1916 году, а после окончания ускоренного курса Владимирского военного училища в чине прапорщика его направляют в 1-ю запасную тяжелую артиллерийскую бригаду, формировавшуюся в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Здесь он участвует в февральской революции и избирается в Совет солдатских и рабочих депутатов, вступает в партию социалистов-революционеров, работает в комиссии по охране художественных памятников Царского Села.
Весной 1918 года его бригада была переведена в Поволжье и там прекратила свое существование вместе со всей российской армией. Виталий Бианки оказался в Самаре. Здесь с 10 сентября 1918 года Агитационным Культурно-Просветительным отделом Комуча был начат выпуск беспартийной крестьянской газеты «Народ».


Несмотря на заявленный статус «беспартийной», фактически газета «Народ» являлась печатным органом эсеровской партии, и ее лозунгом был - «Вся власть Учредительному Собранию». Редакция и контора газеты помещались в Самаре на улице Саратовской, дом 126.


ул. Саратовская (Фрунзе), 126

В этой газете и работал Виталий Бианки. Когда в октябре 1918 года Комуч покинул Самару, Бианки вместе с редакцией газеты оказался в Уфе, а потом в Екатеринбурге. Здесь он застал начало колчаковских репрессий против эсеров - 20 ноября 1918 года в гостинице «Пале-Рояль» был убит член Учредительного Собрания Максудов и арестованы находившиеся там учредиловцы. По счастливому стечению обстоятельств Бианки в тот момент в гостинице не оказалось. К тому времени он успел разочароваться в партии эсеров и активного участия в ее деятельности уже не принимал.
Поэтому он, справедливо опасаясь за свою жизнь и, что более важно, за жизнь семьи, выехал в Уфу, где сообщил руководству эсеров о своем окончательном разрыве с партией, а затем уехал в Томск, позднее в Бийск. Тревога Бианки была вполне основательна - эсеры вскоре поддержали советскую власть и встали на путь непримиримой борьбы с Колчаком. И если экс-председатель Комуча Вольский с группой соратников сумели перебраться в Советскую Россию, то бывший начальник Бианки, главный редактор газеты «Народ» Георгий Николаевич Саров был расстрелян в Омске 22 декабря 1918 года. А друг Бианки, под влиянием которого он и примкнул к эсерам, Викентий Викентьевич Соколов (Максимов), занимавший к тому времени пост начальника штаба 1-й народно-революционной армии Восточной Сибири, был убит по приказу печально известного подполковника Сипайло 6 января 1920 года на ледоколе «Ангара» и утоплен в Байкале в числе группы из 31 политзаключенного, которые были вывезены из Иркутска.
Бианки в Бийске жил под фамилией Белянина, под ней был мобилизован в колчаковскую армию, из которой дезертировал. С приходом советской власти был дважды арестован в 1921 году, а в сентябре 1922 под угрозой нового ареста выехал в Петроград.
Но и там ему не суждена была спокойная жизнь - самарский эпизод его биографии продолжал висеть над ним дамокловым мечом. 5 декабря 1925 года Виталий Бианки был арестован Ленинградским ОГПУ. Последовал запрос в Самару о его работе в городе в 1918 году.  Однако, справка Самарского Истпарта от 31 декабря 1925 г. о его самарском периоде деятельности, скорее всего, спасла тогда жизнь писателю. Сотрудники истпарта тогда не нашли ни одного упоминания о В.В. Бианки «в печатных материалах периода власти КОМУЧА», на основании чего ими был сделан вывод о том, что он играл «незначительную роль в деятельности комитета». В результате Бианки был всего лишь сослан на 3 года в Уральск, а в 1928 после многих ходатайств в адрес ГПУ (в числе прочих за него просил Максим Горький) ему разрешили вернуться в Новгород, а затем в Ленинград.  В ноябре 1932 года последовал новый арест. Через три с половиной недели он был освобождён «за отсутствием улик».
24 марта 1935 года Бианки как «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооружённого восстания против советской власти» был вновь арестован и Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к пяти годам ссылки, вместе с семьей, в город Иргиз Актюбинской области. 31 марта Иргиз был заменен на Уфу. 10 апреля по ходатайству жены Максима Горького Екатерины Павловны Пешковой (в прошлом - члена ЦК Партии социалистов-революционеров) ссылка была отменена. С тех пор Виталия Бианки наконец оставили в покое, дав ему возможность всецело посвятить себя творчеству.
Литература:
В. Ф. Гришаев. Дважды убитые: К истории сталинских репрессий в Бийске. Барнаул: Изд-во АГУ, 1999.
Митрофанова И.В., диссертация «Деятельность истпартов и партийных архивов в Среднем Поволжье (1920-1930-е гг.)», Самара, 2015 г

Самара, гражданская война, история, культура, наш край

Previous post Next post
Up