Небольшой участок низменной равнины между горой Тарки-Тау и Каспийским морем благодаря своему выгодному географическому положению имел важное значение. Через этот "дагестанский коридор" проходил Волжско-Каспийский торговый путь. За право контроля над столь важной территорией в разные эпохи боролись гунны, арабы, персы. В VII веке здесь находилась столица Хазарии - город Семендер, позднее занятый арабами в ходе их экспансии. Столица Хазарии была перенесена в Итиль на Волге, а вернувшийся под ее контроль кавказский город стал именоваться Анжи-Кала (жемчужная крепость). В 966 году Анжи-Калу захватил и разрушил во время разгрома Хазарского каганата киевский князь Святослав. После этого здесь находился город Тарки, который являлся столицей кумыкского Тарковского шамхальства. Это государство контролировало обширную часть территории нынешнего Дагестана. Спустя 600 лет после князя Святослава сюда вновь пришли русские войска - последний Рюрикович, царь Иван Грозный, задумался о покорении Кавказа. К этому времени к России были присоединены Казань и Астрахань, а кабардинские князья попросили у царя военной помощи против шамхала. В 1560 Тарки захватил и сжег астраханский воевода Иван Черемисинов. Впоследствии военные конфликты между Московией и шамхальством возникали еще не раз, здесь в 1591 году теряются следы основателя Самары князя Григория Засекина, который командовал войском в очередном походе на Тарки. Русские войска за это время неоднократно овладевали Тарками, но удержать их не могли. Перелом здесь наступил только в 1722 году, когда во время Персидского похода сюда пришли войска Петра Великого. В августе 1722 года на горе Анжи-Арка русские встали лагерем перед походом на юг, место это, на котором стоит маяк, известно до сих пор как "Петровская горка". До 1735 года эти земли вошли в состав Российской Империи, затем здесь опять господствовали персы. Наконец, в 1797 году шамхалы Тарковские стали вассалами Империи, а эта территория окончательно вошла в состав России.
Но несмотря на столь богатое историческое прошлое дагестанской земли, Махачкала - город относительно молодой. Его история началась в 1844 году, когда было заложено укрепление Петровское, названное в честь русского императора. 24 октября 1857 года укрепление Петровское стало портовым городом Петровском. Первыми вымощенными булыжником и освещенными фонарями улицами были: Барятинская (с 1920 - ул.Буйнакского), Привольная (ныне ул.Даниялова, до 1922 - Садовая, до 1998 - Маркова, в 1998- 2000 - Насрутдинова), Соборная (ныне ул.Манташева, в советский период - Оскара) и Инженерная (ныне пр.Р. Гамзатова, до этого - ул. Комсомольская, в 1977-2005 - проспект Ленина). В 1881 году было закончено продолжавшееся 21 год сооружение искусственной морской гавани, а в 1893 - 1896 город был соединен железнодорожной линией с Владикавказом и Баку. Петровск развивался и рос, появлялись промышленные предприятия. Население Петровского Порта выросло с 118 человек (1861 г.) до 24,8 тысяч человек (1914).
Мне было интересно взглянуть на то, что же осталось до наших дней от дореволюционного Порт-Петровска. Первые дома этого периода я увидел сразу вблизи вокзала станции Махачкала-II-Порт (в 1894 -1929- Петровск-Порт) на улице Эмирова (бывшей Вокзальной).
Водонапорная башня на Эмирова, построенная в 1910 году для обеспечения станции водой
Гостиница "Экзотика" в доме 1914 года постройки на Эмирова
Весьма примечательный дом на улице Заманова (бывшая Нагорная, затем до 1995 - Краснофлотская) с топором и якорем под крышей. Построен в 10-х годах прошлого века управлением железной дороги, о чем и говорит эмблема Ведомства путей сообщения - перекрещенные топор и якорь.
На небольшой улице Пугина (до 1923 - Миллионная, в 1923-1967 - Портовская). Дом 10, построен в 1907 году, принадлежал купцу Г. Омаришеву
Дом 3, построен в 1908 году
Розовый дом - Пугина,6 (1905 год). Исписанная стена - здание Дагестанской филармонии.
Построенное в 1904-1905 годах для дворянского собрания, это здание на ул. Тихонова (бывшей Набережной), 7, успело побывать складом, швейной фабрикой и клубом, с января 1944 передано филармонии.
Как видно, пребывает в аварийном состоянии, что очень печально
В этом здании в 1931 году на комсомольской конференции выступала сестра Ленина Мария Ульянова
Здание мирового суда Кировского района Махачкалы на улице Капиева (до 1938 - Артиллерийский пер., в 1938-1954 - ул. Осоавиахимовская)
На центральной улице Петровска - Барятинской (ныне Буйнакского) находится одно из самых легендарных зданий старого города - дом-корабль, построенный в 1901 году. По легенде его строил капитан дальнего плавания, и он действительно напоминает корабль, имеет форму трапеции, содержит в себе крытый внутренний дворик.
Буйнакского, 46
Буйнакского, 51
Угол улиц Буйнакского и Герцена, дом построен в 1899 году
На проспекте Р. Гамзатова (бывшей ул. Инженерной) о Петровске мало что напоминает. Пожалуй, с тех времен сохранились только здание Следственного комитета по Дагестану (в прошлом - женская гимназия, затем школа №2, при Амирове - МУП "ГЕРЦ" (городской единый расчетный центр жилищно-коммунальных платежей), да Дагестанский Исламский Университет им. имама аш-Шафии на фото ниже. Это здание построено в 1900 году для мечети, в советское время тут был Дагестанский филиал Академии Наук ДагАССР, потом - музыкальное училище. С 1990 это медресе, а с 1991 - первый на Северном Кавказе исламский институт
К 1917 году Порт-Петровск занял первое место среди городов Дагестанской области как по численности населения, так и по экономическому значению. И это несмотря на свой невысокий официальный статус центра Таркинского наибства Темир-Хан-Шуринского округа. Здесь были построены пивоваренный, гвоздильный, нефтеперегонный и бондарный заводы, бумагопрядильная и табачная фабрики, железнодорожные мастерские, открыты городское четырехклассное и три начальных училища, две гимназии, кинотеатры, больница, библиотека, гостиницы, магазины и т.д. Завелся и немногочисленынй пролетариат, который в остальном Дагестане почти отсутствовал.
Политический центр Дагестана в 1917 году находился в Темир-Хан-Шуре, где у власти оказалась местная интеллигенция и аристократия. В Петровске в ноябре 1917 года местные большевики во главе с Уллубием Буйнакским организовали Военно-революционный комитет в здании Ларийских казарм. Небольшая часть этих казарм сохранилась до наших дней в парке за зданием мэрии
Большевики в силу своего безбожия и негативного отношения к частной собственности поддержкой жителей Дагестана не пользовались. Их симпатии были на стороне таких людей как религиозные деятели имам Нажмутдин Гоцинский, шейх Узун-Хаджи и Дагестанского областного национального комитета. На выборах в Учредительное собрание именно список Гоцинского и Узун-Хаджи получил две трети голосов, оставшуюся треть получили социалисты во главе с Махачом Дахадаевым, в честь которого позднее назвали Порт-Петровск. Махач, имея социалистические взгляды, вовсе не был пролетарием. Женившись на внучке прославленного имама Шамиля Патимат, развелся с ней и женился на ее младшей сестре Нафисат. Получив в приданое кинжальный завод в Темир-Хан-Шуре, Махач поставлял его продукцию в русскую армию и был вполне процветающим коммерсантом. Но с началом революции захотел большего - власти и примкнул к большевикам. Пытаясь собрать наемников в свой отряд, был убит и ограблен в горах. Добычей его убийц стали 2,5 миллиона из большевистской кассы и золотые зубы новоявленного революционера.
В Петровске 1(14) декабря 1917 на митинге Буйнакский от имени ВРК объявил об установлении Советской власти в городе. В Дагестане большевики начали гражданскую войну, захватывая предприятия и заложников из числа мирных граждан. 24 марта 1918 года ударом совместных сил Дагестанского полка князя Тарковского и войск Гоцинского петровские большевики были рагромлены и разбежались кто куда: Дахадаев - на север, Буйнакский с остатками сил на кораблях бежали в Астрахань за помощью, остальные большевики удрали в Баку. 20 апреля 1918 Петровск был занят красными, которые пришли морем из Баку, а 23 апреля в город подошел и карательный отряд из Астрахани. Совместно они отбили попытку Гоцинского вновь овладеть городом 27 апреля. Вскоре большевистские войска смогли установить советскую власть в большей части Дагестана. Но ненадолго - из Баку, теснимая турками, в Дагестан вошла Кавказская армия полковника Л.Ф. Бичерахова. 27 августа бичераховцы начали бои за Петровск, который был ими взят 2 сентября. Большевистские остатки традиционно погрузились на суда и убежали в Астрахань. Но турецкие войска продолжали наступать, и 8 ноября вошли в Петровск, оставленный Бичераховым. Одним из первых решений турецкой власти в этот день стало переименование города в Анжи-Калу. Это название продержалось неделю - уже 15 ноября 1918 года указом временного Правителя Дагестана полковника князя Нух-Бека Тарковского город был переименован в Шамиль-Кала "в видах сохранения памяти в горских сердцах имени нашего народного героя имама Шамиля". К 30 ноября 1918 после завершения Первой мировой войны турецкие войска покинули Петровск и Дагестан, а в декабре туда вошли британские войска.
В Махачкале сохранились здания, которые хранят память об этих событиях. Одно из таких - знаменитый в городе "дом с атлантами" на Даниялова, 33.
Он был построен в 1876 году купцом Аваловым, в 1903 перестроен, а в 1904 году куплен астраханским купцом II гильдии и рыбопромышленником Иваном Ванецовым. В 1910-1921 гг. в здании было открыто Петровское отделение Русско-Азиатского Банка, а в марте-сентябре 1918 года на втором этаже здания находился Порт-Петровский ревком. До 60-х годов тут располагался Дагестанский областной комитет КПСС, затем министерство сельского хозяйства Дагестана. В мае 2013 года передано Дагестанскому объединенному историческому и архитектурному музею. К сожалению, мне посетить музей не удалось - ремонт в здании не окончен. Но дом, и в самом деле, шикарный, пожалуй, лучший из осколков Порт-Петровска в Махачкале.
Напротив него - Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, построенный в 30-х годах прошлого века, до 1958 тут находился Верховный Совет ДагАССР. А соседствует с музеем управление полиции города (за елочками видна его часть), которое находится уже на ул. Горького (бывшей Бассейной). Построенное в 1908 г., до революции было известно как дом Крайнева, во время гражданской войны здесь жил некоторое время князь Тарковский, а в 1918 и в 1920 гг. помещался Порт-Петровский Военно-революционный комитет и жили большевистские лидеры Коркмасов и Тахо-Годи.
Еще одно достопримечательное здание - бывший Петровский Мировой отдел на улице Манташева (бывшей Соборной, затем Оскара). Тут с 10 до 12 июля 1919 года военно-шариатский суд, состоявший из пяти человек, четырех военных и мусульманского кадия, рассматривал дело главаря большевиков Буйнакского и его 12 сообщников. Процесс был гласным, прокурор обвинял, подсудимые защищались. В итоге Буйнакского и его пятерых подельников расстреляли по приговору суда, но неплохо бы сравнить "ужасы белого террора" в виде судебного процесса по всем правилам судопроизводства и бессудные расстрелы в чекистских подвалах при терроре красном. Сейчас в этом доме находятся автошкола и жилые квартиры.
Недалеко на той же улице Манташева - иранская (шиитская) мечеть 1895 года постройки
На пересечении улиц Горького и Даниялова находится бывшее здание Петровской мужской гимназии (1905 г.), в которой затем была школа № 1, а ныне - Муниципальная школа детского творчества.
Это - тоже улица Даниялова
Но вернемся к истории Дагестана. После всех перепетий гражданской войны, в ходе которой в нем более десяти раз менялась власть, Порт-Петровск был окончательно занят красными 30 марта 1920 года. Большевики к этому времени поняли, что одной лишь грубой силой Кавказ не взять, и прибегли к хитрости. Они пообещали горцам сохранить их национальные и религиозные обычаи, включая шариатские суды. Так, в одном из большевистских воззваний (апрель 1918 г.) говорилось: «Военно-революционный комитет не посягает ни на основы Ислама-Шариата, ни на нравы и обычаи Дагестана, ни на честь и достоинство его и немедленно приступит к организации духовного правления Шариатского суда во всем Дагестане». В 1918-1921 гг. при Дагестанском ревкоме даже работал Народно-шариатский отдел. И это обещание сработало - одной из основных сил, приведших к победе большевизма в Дагестане были партизанские отряды известного мусульманского религиозного и общественного деятеля накшбандийского шейха Али-Хаджи Акушинского, в Чечне красных поддержали отряды шейха Али Митаева. Сразу после завершения Гражданской войны и окончательного установления Советской власти в Дагестане и в целом на Северном Кавказе большевики вновь объявили о сохранении шариатских судов. 13 ноября 1920 г. на Чрезвычайном съезде народов Дагестана в Темир-Хан-Шуре Сталин, занимавший тогда должность наркома по делам национальностей, заявил: "Дагестан должен управляться согласно своим особенностям, своему быту, обычаям. Нам сообщают, что среди дагестанских народов шариат имеет серьезное значение. До нашего сведения также дошло, что враги Советской власти распространяют слухи, что Советская власть запрещает шариат. Я здесь от имени правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики уполномочен заявить, что эти слухи неверны. Правительство России предоставляет каждому народу полное право управляться на основании своих законов и обычаев. Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию. Если дагестанский народ желает сохранить свои законы и обычаи, то они должны быть сохранены".
Не все поверили большевистским посулам, в сентябре 1920 года в горных районах Чечни и северной части Дагестана вспыхнуло восстание, которое возглавили Нажмутдин Гоцинский и внук имама Шамиля Саид-Бей. Подавляли его целый год, но затем последовали новые восстания против безбожных властей. В числе руководивших подавлением восстаний против большевистской диктатуры был чекист Эфенди Махмудов-Кацранский. Остался дом на улице Даниялова, в котором он жил
На доме имеется памятная доска о столь видном борце за дело 3-го Интернационала, подавлявшем восстания в Ругудже и Согратле, Хунзахе и Гунибе,Чохе, Кегере, Кумухе, Касумкенте и Хасавюрте в 20-30-х годах. Он прожил 82 года в почете
Имам Н. Гоцинский же был взят в плен и расстрелян, также как и недавний союзник большевиков и член ревкома Чечни шейх Али Митаев. Али-Хаджи Акушинский умер в 1930 вскоре после ареста и высылки в Киргизию всех сыновей. А еще раньше, в 1926 году в Дагестане были разогнаны шариатские суды, ради которых Али-Хаджи пошел на союз с большевиками. Но к тому времени те уже решили, что с национальными традициями и обычаями горцев можно больше не считаться.
10 июля 1922 года решением ВЦИК г. Порт-Петровск был переименован в г. Махач-Кала, 15 декабря 1923 сюда перенесли столицу Дагестанской АССР. Улицу Армянскую в честь Дахадаева переименовали еще раньше, в 1921-м. На ней еще можно увидеть здания, построенные в те годы.
Здесь, судя по надписи было министерство. Только какое - уже не разобрать, многие буквы отвалились
А в 1971 году на Привокзальной площади был установлен и памятник Махачу Дахадаеву - коммерсанту, ставшему большевиком.
Бронзовый Махач стоит как напоминание о годах братоубийственной войны, трагедиях сотен тысяч дагестанцев и их несбывшихся надеждах на жизнь согласно вековым традициям и обычаям, которую обещали, но так и не дали Дагестану большевики.