Расправа с пленными в Новодевичьем, июнь 1918 г.

Feb 14, 2016 17:03

Многие интересующиеся историей Гражданской войны, наверняка, знакомы с воспоминаниями В.О. Вырыпаева "Каппелевцы". Помимо прочего там описывается захват красногвардейцами в Климовке в плен и последующее зверское убийство двух каппелевцев в Новодевичьем. О самом убийстве Вырыпаев пишет следующее: "Тут же крестьяне рассказали, как вчера пришедшие из Климовки пароходы привезли двух наших добровольцев, бывших часовых на пристани, и как эти юноши были начальством отданы красным на самосуд. Красные водили их по улицам села, нещадно били, отрезали им уши и носы. Били палками, так что у одного мученика был выбит глаз и зубы. Наконец, их умертвили и выбросили на ближайший островок. Привезенные нами после тела наших замученных добровольцев были обезображены до неузнаваемости".
Недавно попалась мне книга Д. Самарского "Партизаны Волги". М. - Л.: Молодая гвардия, 1925. Автор описывает собственные похождения в рядах левоэсеровской дружины Гая-Бжишкянца, который как раз и был военным противником Каппеля. Соответственно, Д. Самарский (вероятно, это псевдоним) пишет о тех же событиях и боях, что и Вырыпаев.


начальник левоэсеровской дружины Гай, будущий начдив и командарм
Описывает Д. Самарский и расстрел пленных каппелевцев в Новодевичьем.
"По прибытии в Новодевичье, наши партизаны расстреляли пленных белогвардейцев, мстя за погибших товарищей. Напрасно я уговаривал пощадить пленных.
Их перевезли на самарский берег и поставили в поле по-одиночке.
В последний момент один из них попросил разрешения продекламировать свои стихи, но ему  было в этом отказано, так как наши торопились. Тогда он, сняв с шеи иконку и, став на колени, прочитал шопотом молитву, после чего с закрытыми глазами подчинился своей участи. Другой, не говоря ни слова, вынул кошелек с 6 рублями и отдал стоявшему рядом с партизанами мальчику, затем выпрямился и принял смерть с открытыми глазами. Одному пуля попала в грудь, другому - в лоб.
Оставив тела на песке незарытыми, четверо партизан, участвовавших в расстреле, вернулись на наш берег.
Узнав от товарища, что трупы расстрелянных оставлены незакрытыми, я немедленно распорядился послать людей с лопатами для того, чтобы их зарыть.
Каково было мое удивление, когда посланные вернулись спустя три часа, уже под вечер, и сообщили, что трупов не нашли и что,повидимому, их унесли крестьяне ближайшей деревушки.
Впоследствии, спустя десять дней, мы прочитали в белогвардейской самарской газете нижеследующую заметку:
"Зверства красноармейцев"
"** июня были привезены в Самару найденные крестьянами два зверски изуродованных трупа: красные отрезали им уши и носы, выкололи глаза и,исколов штыками, расстреляли. Трупы жертв были выставлены для опознания и оказались: один - сыном уважаемого в Самаре купца Кузнецова, а другой самарским гимназистом Х.".



Эта заметка показала нам, что белогвардейцы не брезгуют никакими средствами для того, чтобы опорочить красных партизан в глазах обывателя, и даже не останавливаются перед умышленным изуродованием мертвецов.
Товарищи, присутствовавшие при расстреле, категорически утверждали, что никаких пыток или зверств не было, да я и сам, зная их, как испытанных революционеров, ни на минуту не допускаю мысли, чтобы кто-нибудь из них был способен на подобное.
Вообще должен заметить, что все буржуазные обвинения в утонченных зверствах, взводимые на нас, партизан, были злонамеренной ложью, рассчитанной на усиление  неприязни к нам со стороны зажиточного мещанства и кулацкого крестьянства. Обычай не брать пленных, практиковавшийся в то время у обеих сторон, был вызван официальным заявлением белогвардейцев и чехов, переданным в наш штаб по телефону из Климовки, с копией председателю Самарского ревкома, когда еще провод был цел, - о том, что пленных они брать не будут.
Ответственность за расстрелы пленных всецело ложится на чехо-словаков и белогвардейцев, первыми установивших у себя этот варварский обычай по отношению к нашим красноармейцам и партизанам, которые, конечно, были озлоблены и, при первом удобном случае, платили тем же".
Кстати говоря, расказывает автор "Партизан Волги" и о казненном командующем Сенгилеевским фронтом красных Мельникове, осужденном к расстрелу полевым судом. Он пишет, что Мельников сам перешел к белым с документами, картами и деньгами в 250000 рублей. А вот Вырыпаев приписывает Мельникову приказ о расправе над двумя добровольцами и указывает, что с собой у него после расстрела было найдено лишь 40000 бумажных рублей.
Не знаю, кто написал правду об истинных причинах убийства каппелевских добровольцев. Известно, что по этому факту в Самаре проводилось следствие. 10 июля 1918 года “Вестник Комуча” писал: “Чрезвычайная Следственная Комиссия, располагающаяся в доме Наумова на Дворянской, просит родителей добровольцев Народной Армии Кузнецова и Тихова, очевидцев и свидетелей зверского убийства их красноармейцами в Климовке, пожаловать для дачи показаний”.


Чем это следствие завершилось - неизвестно. Скорее всего, ничем.
Можно лишь констатировать, что Д. Самарский явно лжет о том, что пленных белогвардейцы не брали. Известно Информационное сообщение Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания «Об арестованных» от 19 июня 1918 года : "Комитет членов Учредительного собрания во избежание всевозможных слухов по поводу захваченных в плен большевистских банд и арестованных комиссаров и других лиц, содержащихся под арестом, постановил довести до сведения граждан следующее:
1) Все арестованные военнопленные и лица, о которых имеются сведения, что они участвовали в подготовке вооруженных выступлений против Российской Демократической республики, будут содержаться под арестом впредь до упрочения нами военного положения.
2) Комиссары и другие лица, за которыми числятся растраты, хищения, грабежи и т.п. преступления, будут переданы уголовному суду в обычном порядке.
3) Лица, не подходящие под вышеуказанные категории, по рассмотрении их дел следственно-юридической комиссией, будут немедленно освобождены".
Известно также, что в Самарской тюрьме, например, в августе 1918 г. находилось до 2 000 арестованных красноармейцев. Ведь если бы пленных белые действительно не брали, то тогда откуда им было взяться в тюрьме?

память, гражданская война, история, наш край

Previous post Next post
Up