Восточный экспресс. Личная рефлексия, ничего личного

Dec 01, 2015 00:25

Мастерский конвент "Восточный экспресс", Екатеринбург, 27-29 ноября

Про "Восточный экспресс" чуть подробнее.
Я не очень хочу писать длинный отчет, скорее, о моих впечатлениях от и некоторых рассуждениях по следам.

1. По-прежнему мне очень нравится, как делают интерактивы своей командой Юрген, Ланс, Теодор и иной раз примыкающие к ним Вай Цзы, или Декор и другие - это всегда что-то нужное и интересное.
У каждого из них совершенно свой стиль делать игры, но командой они делают совсем третье и уникальное.
На сей раз я не пошел на мини-игродел про психоделические игры, это было сильно, говорят, но чем-то схоже с тем, что делают Раймон и Лустберг, называя это этюдами. Не пошел, наверно, именно потому, что ложка хороша к обеду. - Просто делать ложки иногда полезно для овладения инструментарием, но без обеда ложка не очень нужна. Обедом здесь является конкретная игра, и, чтобы добиться ее стильности, и нужны этюды/психоделические игры.

2. От этой же команды с удовольствием посетил семинар-интерактив о том, как работать с идеей. - Получил впечатление о том, кто и что считает идеей, а что работой с нею. Иногда происходит, по-моему, путаница между этими двумя - но не это важно. Метод - это то, что отторжимо, на то он и метод, и его можно применить и для поиска идеи, и для обработки ее.

3. "Никто никого не слушает!" ((с), Крайк)
Это правда. - Многие приезжают на конвенты вообще и мастерские конвенты в частности "обменяться" или "научиться". - Однако! РИ - слава богу или нет - но пока такая область человеческой практики, которая не тематизирована в привычных областях: наука, образование, искусство, индустрия развлечений, хобби и т.п. РИ - в смысле, те игры, которыми занимается изначально и внутри себя РИ-движение - куда только не относят, но, по сути, они пока никуда не отнесены, являются полосой свободы.
Стало быть, в ней нет пока никаких привычных, устоявшихся парадигм, структур, традиций и институтов познания, передачи знаний и слушанья. Поясню: мы привыкли потреблять и воспринимать искусство, образование, науку, развлечения в каких-то более-менее устоявшихся структурах и формах (музей, концерт, школа, универ и т.п.), существуют всякие установленные системы оценки и восприятия. Это рубрицированные и тематизированные отрасли - уже отрасли. РИ - пока нет. Это не значит, что не надо ничего в этом смысле делать и стоит свято хранить девственный толчкизм а'ля 90-е гг "здравствуй, блять, плащ-занавеска! - это духовно!" - Во-первых, не выйдет, во-вторых, не жалко. Те же любимые мною "бедные РИ" - гигантский шаг вперед в сравнении с 90 гг.
Надо развивать структуры слушанья чтобы слышать друг друга, и мы с пацанами скоро предпримем тут кое-что, ибо договорились и забились, но нельзя механически натягивать баян на глобус и тупо копировать имеющиеся уже структуры и формы на РИ.

4. ПО НИМС, где идеолог - Матильда из Челябинска. По-моему, отличная штука, в которой игра рассматривается как временнáя структура из сцен и явлений. - Это, конечно, инструмент, и в нем нельзя сделать РИ, но это полезнейший и нужный инструмент. РИ - история, сюжет - история переживаний и перипетий, а они происходят внутри человека и персонажа (и игрока), но происходят они только в драме (т.е. в действии), т.е., последовательности сцен. И мы должны иметь инструмент для описания такой последовательности.

5. Презентация "Махабхараты" от Варр и Фиделя. - Да, я знал, что при любых я еду туда (потому что Лора, потому что Лора лично позвала, потому что мне интересен индуизм как учения о жизни и тэпэ), но не очень представлял, как собирается быть воплощенным мир эпоса и традиция индуизма изначальная, первичный миф. - Теперь я понимаю, как это работает. Это не метаигровое мышление, это мышление персонажа "Махабхараты": дхарма - это не только закон, это еще и "поток" душевных состояний, притом состояний мира, ибо мир - атман и душа. Поэтому, чтобы атман жил и воплощался: 1) выбирай самое длинное продолжение, 2) выбирай то продолжение, которое охватит наибольшее число жизней (людей, богов, асуров, дэвов и тэпэ), 3) показывай, как ты принимаешь это решение, ибо тогда мудрые могут подсказать тебе, как избежать адхармы.

6. Рефлексия дня. - Непременный должен быть атрибут (непременный атрибут - масло масляное, конечно, как и изменчивый модус) любых мастерских конвентов (встреч, семинаров и всего такого - см. п.3 о формах и форматах) - короче, мастерского общения. Из них узнаешь о том, что было там, где ты не был, но, самое главное, это то место, где мы, наонец, друг друга слышим - ибо там говорится по-настоящему важное и усвоенное. Это и для себя полезно.

7. КМДИ - "как мы делаем РИ". Рассказ мастеров и МГ о том, как мы делаем это. Да, где-то лежит в сети набор таких записей от Рингла, но время течет, а всё меняется. Мало того, когда мы слышим это не с экрана, а в живую, эффект общения и общности совсем другой. Теодор, Ланс, Венера рассказывали, как они это делают. Услышь я это в сети - не уверен, что стал бы слушать, и мало что понял бы для себя. Это еще и важный этап диалога с игроком, ящитаю, и мы переходим к п.8.

8. Диалог мастер-игрок. Это сейчас часто напоминает доктора Джекила и мистера Хайда: многие и сами игроки, и мастера, но переход из роли в роль просто радикально меняет настройки и установки на общение. Вместо позиции взрослый-взрослый, грубо опуская всё до метафоры Э.Берна, "диалог" обращается в коммуникацию родитель-ребенок, притом и та, и другая позиция не навязываются, а словно берутся добровольно и привычно, как будто так и надо, сами собой. - Пока мы не отрешимся от этой сомнительной традиции, не найдем другую, жить будет трудно - см. тезис им.Крайка, п.3. МГ должна рассказать о своих принципах игроку, иначе недопонимание и недоверие, а игрок не должен от этого отмахиваться, как от ненужного и лишнего.
Добавлю, что Ксинг и Хэлка проводили специальные семинары на тему, но это только начало.

9. Девять - число сакральное, как и многие иные. Остановлюсь на нем. "Ничего нового я не услышал, но..." (Леноран) - Но да, есть, и я их много видел, повторы того, что известно и было много раз велосипедом, и то, что мы и так знаем, и я "яжеговорил" (еще 5-10-15-20 лет тому назад, см. п.3) - Но без такого закрепления и рефлексии пройденного не идет никакой человеческий процесс. Мы не всегда умеем схватить сову Минервы за хвост сразу, но без таких встреч она нас не посетит и вовсе. Я уже написал восемь впечатлений с некими обобщениями, и уверен, что это будет не всё и даже не главное.

ролевые игры былых времен

Previous post Next post
Up