Одни и другие (новости культуры)

Oct 22, 2015 12:38

Посмотрел намедни «Одни и другие» (фр. Les Uns Et Les Autres) - Клод Лелуш, 1981 год.

Интересный, длинный (идет 2,5 часа) - и довольно трудный фильм.
Сейчас объясню, в чем.

В сюжете - судьба четырех семей: русской, американской, французской и немецкой - на протяжении пятидесяти лет, с начала тридцатых до середины восьмидесятых, сквозь войну.
Все семьи связаны с искусством: музыка, пение, балет, танец, литература.
Все основные сюжеты времени взяты в историю: война, оккупация, концлагеря, депортации, война в Алжире, Вьетнам.

Но дело не в том. - Главное - это люди в этом времени. Ясно, что сменяется три поколения, и представители всех - герои фильма. Судьбы семей переплетаются, но через историю, напрямую они не связаны никакими там брачными узами и прочее, но одни и те же исторические события - и то, как эти события встречены - показывают общность людей.

Лелуш очень сильно показывает душевные состояния, эмоции, и делает это больше не диалогами или какими-то внеконтекстными средствами (например, нет в фильме закадровой музыки - в фильме она только там, где есть выступления, репетиции, где она действительно звучит), но самими построением кадра, его содержанием, цветом, пластикой, ракурсом и мимикой.
Ни одна сцена не длится долго: максимум - пять минут, но за эти пять минут огромный эмоциональный выплеск.
Вот это и трудно в фильме для меня: нету вот этого киноповествования, каждая сцена - перипетия и накал, и переживается много.
С перипетиями, к слову, все в порядке, их много, и от хорошего к плохому, и наоборот, и оба вместе - жизнь неоднозначна.
Фильм очень схож с ролевой игрой, в которой берется длительный временной план: как на игре, где можно играть в другой роли своего сына, дочь, внука, так и в фильме одни и те же актеры и актрисы играют своих младших родственников. Видно, что актер один, но грим, пластика, одежда - это другой человек. (Учитесь!)
Мало того, много перекликается с нашим "Дневником эмигранта" (игра 2009 года).

О музыке и танцах: музыка Леграна, в частности, балетные постановки Мориса Бежара.
Музыкальный лейтмотив - "Болеро" Равеля. Собственно, второе название фильма - "Болеро".
Финальная сцена - единственная длинная - это благотворительный концерт в Париже в восьмидесятые, где звучит "Болеро": его исполняет балет (известная постановка Бежара, так что здесь фильм как fiction выходит в жизнь, постановка слишком известна, чтобы ее с какой-то спутать: и там это Бежар, и здесь Бежар), играет оркестр, сопровождаемый вокализом.
Все герои, которые на этот момент в живых, присутствуют или на сцене, или в зале, или смотрят трансляцию.
Искусство как универсальный язык впечатления и понимания - это другое объединяющее начало.

Для меня тут еще вывод по ситуациям фильма: если вдруг случается так, что, вроде, "люди" так не делают, то такой случай - как раз тот, когда не надо смотреть на то, как делают "люди". Это твоя жизнь, она одна. "Люди" скажут свое слово за себя, не недооценивай себя, но и не недооценивай их - они нестандартны. И ты тоже.

новости культуры, домик в Коломне

Previous post Next post
Up