Гамлет. Фильм по спектаклю Английского Королевского театра (новости культуры)

Jan 15, 2014 01:26

Был ли Шекспир реальным историческим лицом, не был ли - а всё равно был он англичанин.
Это понятно теперь, когда посмотрел этот спектакль.
Он идет по-английски с нашими субтитрами. Перевод Пастернака.


Видел несколько разных "Гамлетов". И все они как-то были тусклы. - Кроме одного. Кроме фильма Григория Козинцева, где Смоктуновский.
Так вот: то, что я сегодня увидел, не то что бы сравнимо - оно, пожалуй, и больше впечатлило.

Постановка современная, принц Гамлет в брюках, Офелия мулатка и в трико, Горацио - вообще в джинсах и негр.
То есть, всё, как нравится МакДуфу, заумно и неисторичненько. - Но нет.
No. Nay!
Фильм Козинцева проникнут величием Шекспира. В нем космический, вселенский смысл слога Шекспира и трагедии, всё преисполнено этого величия, и оно не ложно, не напыщенно. Фильм завершен и замкнут в этой всеобъятности и роке. Но есть "но", которое фильм не портит, но вносит нюанс: все герои его - носители этих всекосмических идей и смыслов - небожители, один только живой человек там есть - Гамлет. Ну и Смоктуновский, понятно. Собственно, в этом тоже, наверно, часть замысла: Гамлет одинок в этом космосе, это - трагедия.
Но я бы не сказал, что в виденной мной сегодня английской версии Гамлет не одинок. - Одинок, да ещё как. Я бы не сказал, что в ней нет вселенскости Шекспира и трагедии - она еще как есть, но решается это донесение другими средствами.
Здесь каждый персонаж удивительно современен и личностен, включая самых тех, у которых полторы реплики типа "кушать подано". - Слуги, солдаты, караульные - все живые участники, никто не декорация или красивая мебель в костюме.

Итак, нет кружевных воротников, фестонов, воланов, колетов, панталон вытачек и стразов. Нет, Гамлет - не Арагорн. Но симпатичный.
Начинается все с рева реактивного самолета. И первая сцена - встреча Горацио и стражников с призраком. - Стражники - с автоматами, в шинелях и зимних шапках. Горацио - негр в джинсах и дубленке. Призрак - пожилой благообразный рыцарь в гимнастерке и шинели. Это - латы.
Сцена объявлеия о свадьбе Клавдия и Гертруды - брифинг для прессы, кабинета и "представителей держав" с фотокорами и юпитерами.
Декораций мало, они в стиле 60-70-х, то есть некое сочетание конструктивизма и модерна, много свободного места, мало всякой мебели. - Диван, столик, кресла, стулья - в зависимости от сцены, которую играют. Гамлет "в безумии" спит на напольном матрасе (однако, оттенок смысла!) и норовит закрыться от Полония в чемодане. Костюмы тоже 60-80х. Полоний, Клавдий и все официальные лица королевства - в деловых костюмах пиджак+сорочка+галстук+брюки либо в военной форме. Гамлет и Лаэрт фехтуют спортивными рапирами на фехтовальной дорожке. Лаэрт - негр в футболке и джинсах. Во время мятежа врывается во дворец с автоматом. Гертруда - в стильном строгом костюме женский пиджак+юбка. Офелия, как я писал, мулаточка, ходит в основном в трико, майке и бонлоне. В момент безумия снимает футболку и остается в лифчике, поет под магнитофон-полено, катая коляску из универсама для продуктов. Травы достает оттуда в упаковке. Гертруда в момент переживаний прикладывается к виски. Фортинбрас в берете и хаки. Розенкранц и Гильденстерн - один индус, другой в модных очках - в стильных клубных костюмах. - Гамлет носит футболку со смайликом и надписью "villain!".
Теперь самое время спросить меня, а где ж тут Шекспир? - Если думать, что Шекспир - это средневековые костюмы и декорации - то вот нет. Шекспир есть в постановке в целом, в актерской игре, в том,, как расставлены акценты. Все, как я уже написал, играют живых людей. Английский текст произносится с большой экспрессией, но без всякого лицедейства. Лицемерный политик Клавдий, который потрясающе играет сцену перед молитвой, когда этим монологом мешает небеса с землей и показывает, насколько ему весь этот "идеализм" пофигу. Гертруда, заливающая душевные терзания виски, но в сцене с Гамлетом реально раскаивающаяся и прощающая, в момент, когда Гамлет показывает на невидимого ей призрака, вслед жесту проходящая, не видя того, по сброшенному Гамлетом на пол портрету Клавдия. Призрак отца - прошедший войну боевой офицер, знающий, о чем говорит сыну, потому что был и в этом мире, и в том, где высший суд. Полоний - виртуозно играет объяснение с Клавдием и Гертрудой, когда "дипломатично" рассказывает и доказывает им, что Гамлет спятил от любви, заврался настолько, что вполне искренне врет и собственным детям и вообще искренне путает правду и ложь, а в сцене, где наставляет Офелию не верить Гамлету, показывает дочери компрометирующие фото свиданий. Лаэрт - здоровенный негр с распахнутой душой, очень экспрессивный. Горацио - "тоже негр" - символ дружбы и службы, слуги, который одновременно и друг своему лорду, который ему верит - Горацио еще и живой символ веры человека человеку, в чем-то даже как-то напоминает Сэма Гэмджи, хотя никаких тут прямых реминисценций нет, конечно. Офелия - девушка, которая пытается отделить любовь к Гамлету, отцу и брату от лжи и грязи, которая есть в людях, - и не получается. Наконец, главный герой, Гамлет. Помимо того, что играет классно (да они там все классные!) - то он робкий и маленький, то он вдруг оказывается не менее здоровенным, чем Лаэрт, то он хитрый, то он искренний, включая мелкую мимику - он настолько настоящ в этих противоречиях, что эти длинные монологи (To be or not to be... произносится с сигаретой) совсем не кажутся длинными или старомодными: это вполне современный человек, у которого есть недостаток думать о происходящем - думает о происходящем и пытается понять это не только в плоскости "выиграть ролевую игру", но и в горизонте к вечности - и понимает, что на самом деле человек весьма одинок. Но одинок в перспективе того, что перед Богом, что ни на кого не может переложить свою вину, свое существование, свой стыд, свою смерть, свою любовь и ненависть, свой долг.
Особенно интересно решена кульминационная сцена с дуэлью и всеобщей погибелью - в ней не только человеческая трагедия лжи и непонимания - в ней еще и разоблачается фарсовость и фальшь политики в частности и попытки что-то сыграть в жизни вообще, а не жить. А вообще надо эту сцену еще раз пересмотреть, в ней много.
В эпилоге явившийся Фортинбрас "констатирует" смерть монарха и наследника, произносит некролог, пожимает руки "представителям держав" и удаляется.
Спектакль, разоблачающий Клавдия, вообще гениален: собственно постановку предваряет пантомима, где в гротескной форме показано, что будет дальше.
И завершается все тьмой и рокотом реактивного самолета. - Это напоминает Тарковского и, в общем, сделано с той же целью.
Слаб мой язык, не передать мне всей картины. Но, наверно, только англичане и могли так здорово сделать "Гамлета".
Сайт фильма - http://www.theatrehd.ru/

Снято просто отлично. Трудно снимать театр на сцене - но здесь и ракурсы, и светотень, и театральность схвачены как надо, и подмостки смотрятся именно как фильм, а не как заснятый спектакль.

лучшая-в-мире, новости культуры

Previous post Next post
Up