Три коротеньких ситуации с участием автора строк и в конце один, общий вывод.
Ситуация 1. Тбилиси, посольство Швейцарии, консульский отдел.
Июнь 2010. Так как - стыд-то какой - в Армении до сих пор нет посольства данной страны, а через травел-агента оформлять не позволяла нехватка времени, встали мы - детки мои да папа с мамой - утром рано на даче, сели в машину и доехали за 2.5 часа до Тбилиси. Предварительно согласовав все по мэйлу с посольством, типа: «еду, встречайте, да проводите побыстрее», через фильтр крайне учтивого и вежливого охранника подхожу к окошку. Передаю вкратце разговор у окошка. Собеседник - образованная грузинка-полиглотка (Г.П.) с предсказуемым в данных ситуациях надменным выражением всего, что только возможно выразить (мотивов - уйма: сам факт работы в иностранном-да еще каком-посольстве, плюс к тому, клиент - сомех и пр.).
Г.П. - Тааак...ну, так этого мне не надо... вот это вообще зря отксерили...
А.П. - (молчание)
Г.П. - таак (перелистывая паспорт), хмм... вы вообще дома бываете?...Тааак (радостно), вам консул не поставит визу!
А.П. - (брови резко вверх по вертикали)
Г.П. - так у нас новые регуляции: если в паспорте нет двух свободных страниц кряду, визу не ставим
А.П. - (развеяв сомнения Г.П., что перед ней-глухонемой) А эти «регуляции» опубликованы где-то?
Г.П. - Я не знаю
А.П. - Тогда передайте, пожауйста, консулу, что я буду рад получить письменный отказ...
Кстати, лукавства в этих словах было мало, так как ожидалась скверная поездка в Женеву, и ожидания в дальнейшем полностью оправдались... Через три часа Г.П. передала паспорт с визой со словами «в этот раз поставила, в виде исключения...»
Ситуация 2. Перевожу в Эвропу (пока под гюрджинским кайфом, заметно?:), зарплату нанятому эксперту через установленную в моем компе систему банк-клиент. Экстремально удобная вещь, кстати. Проходит день, два, три, заглядываю в историю сделок: ба! перевод не осуществлен! Сгорая от стыда перед честно заработавшим денежку партнером, звоню в банк. Разговор с Банковской Леди (Б.Л.).
А.П. - Але, ну и ??? (детали о сделке и вопрос «хи?»)
Б.Л. - а потому что вы неправильно заполнили платежное поручение
А.П. - ??
Б.Л. - Значит, так: в разделе «Счет получателя» нужно указывать ИБАН, а вы указали только счет.
А.П. - (пытаясь возразить) А...
Б.Л. - (победным голосом) Но это еще не все! Поле «Счет банка» надо оставлять незаполненным, а вы сюда ИБАН вписали!
А.П. - (лихорадочно подбирая рифму к слову ИБАН) Но я просто скопировал предыдущее поручение в Канаду и заполнил новые реквизиты!
Б.Л. - (воодружая красный флаг над Рейхстагом) А это потому что для перечислений в Европу есть свои правила!
А.П. (разъяренно) А я как-то должен был знать об этом?!
Б.Л. - Ну что вы кипятитесь? Подправтье, сегодня же сделаем!
Подправил. Сделали, конечно...
Ситуация 3. Опять сюжет с переводом денег. Фантастическая вещь-местная платежная система, созданная лет 8 назад на деньги ЮСЭЙД-а. И все это время не уставал все время хвалить их. Накаркал, видно. Вошел в систему, в свой виртуальный счет. Перечисляю деньги с «карты на карту». До сих пор все работало безупречно, а с недавних пор вообще перевод «добирался» до адресата за считанные минуты. Итак, перевод суммы X., ответ: «сделка не прошла». Может, думаю, мой лимит не позволяет. Давай, X минус А попробую. Проходит! Но так как надо было X, делаю третий заход: сумма А. Результат - опять не прошла. На следующий день заглядываю в свой счет: Йа! Батюшки-джан, 2X утекло со счета! Звоню получателю. И не стыдно, говорю, не возвращать перечисленную сумму, вдвое больше обещанной? Позор, говорю, а еще родственничек называется! Ничего суше отказа, полученного мною на справедливые претензии, я никогда не ощущал. Мирзояночка, говорю, милая, отдай деньги, а? Я тебе пирожки куплю, с картошкой. А она: кукиш могу отдать, говорит, с маслом, ну, максимум, и то из глубокого уважения - сковородкой по башке, а так - Казань брал, а денег лишних-не брал. Естественно, телефонный звонок. В Платежный Центр (П.Ц.)
А.П. - Ну и, где ж мои деньги?
П.Ц. - Все просто, деньги с вашего счета вытекли, но на счет получателя не притекли
А.П. - А че ж так?
П.Ц. - (После долгих мучений). Я вам должна сказать...Хотя не должна этого говорить...Ну, вобщем, мы здесь новую систему обкатываем, по которой больше, чем дневной лимит у получателя на обналичивание банкомате, оптравитель посылать не может!
А.П. - (оторопев) Вай Ку Ара!!! А ЧЕГО Ж НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЕТЕ НА САЙТЕ ИЛИ ПО МЭЙЛУ??!!!
П.Ц. А, просто еще не окончательно решили, может снимем данное ограничение, поэтому и не хотим «шухур» поднимать
Деньги вернули, конечно, но пришлось уродливые заявки писать в два банка, которые, вообще-то, были ни при чем...
Вывод-назидание: Уроды! Кстати, здесь надо обязательно отметить, что «уроды» - это не те девки, которые произносят такие неожиданности, а те менеджеры-бэкофисники, которые заставляют первых так поступать с клиентами. Так вот, уроды! Проблема не в том, что ваши системы далеки от совершенства, часто неэффективны, а некоторые правила просто смешны. Люди могут свыкнуться с правилом, что для получения визы нужны две кряду свободные страницы, поле «Счет банка» в платежке надо, оказывается, оставлять незаполненным или что вы установили нелогичные лимиты на перевод денег. ПРОСТО ОБ ЭТОМ НАДО ОПОВЕЩАТЬ ЗАРАНЕЕ, УРОДЫ, А НЕ ПОСТ-ФАКТУМ!!!