МАСАДА

Apr 14, 2010 11:38



Еще в незапамятные времена ди­настии Хасмонеев по приказу первосвященника Ионатана (Ионафана) на об­рывистой скале были построены мощная сторожевая башня (она хорошо сохранилась по сегодняш­ний день) и резервуар для хра­нения воды. Цитадель назвали Масадой, что в переводе означает «крепость». В 37 году до н. э., во времена Ирода Великого, Масаду перестроили: возвели мощные двойные стены пятиметровой вы­соты по периметру 1400 метров, через каждые 40 метров размес­тили башни, всего 37. В Масаде было построено два дворца Ирода. Жемчужиной крепости стал спускающийся по скло­ну трехъярусный дворцовый комплекс, возведенный в римском стиле. Как и все царские архитектурные творения, его украшали ряды колонн, искусные мозаики и яркие фрески. В гулких пространствах тенистых залов жур­чали, фонтаны. Бани-купальни ма­нили то хрустальной прохладой, то нежнейшим теплом. А уж вид, открывавшийся из окон, можно по достоинству оценить и сегодня.





Крепость в без­водной пустыне была оборудова­на двенадцатью резервуарами-цис­тернами, вмещавшими до четырех тысяч кубометров воды, несколь­кими продовольственными скла­дами, а потому могла выдержи­вать осаду приличной длитель­ности, оставаясь практически не­приступной.

В 70 году н. э., после захвата рим­лянами Иерусалима, Масада осталась единственным центром сопротивления. В крепости укры­лись последние повстанцы-сикарии, которые не признавали над собой иной власти, кроме Божьей. (Сикарии - от латинского слова «sica», кинжал. Это члены ради­кальной организации, отколов­шиеся от более широкого патрио­тического движения зелотов. Си­карии убивали римлян и иудейских богачей, довольных римским правлением, освобождали рабов и заключенных.) Их было немного, всего 967, включая женщин и де­тей.

Сикарии удерживали крепость в течение трех лет, что сделало ее символом борьбы малень­кой Иудеи против всесильной Римской империи. В 73 году под стены кре­пости прибыло пятнадцать ты­сяч профессиональных воинов, прошедших весь путь Иудейской войны - от начала и до конца. Взять Масаду штурмом оказалось невозможно: ее природная защита и фортификации Ирода, выпол­ненные, кстати, по римским тех­нологиям, делали ее неприступ­ной. Но нет таких трудностей, перед которыми отступили бы римляне. Под стенами крепости они разбили девять лагерей, пол­ностью отрезав осажденным пути к отступлению. Месторасположе­ние их хорошо видно сверху и сегодня. Археологи утверждают, что это самые хорошо сохранив­шиеся римские военные лагеря на планете. К Масаде пригнали тысячи рабов, чтобы выстроить насыпь, соединяющую западный лагерь и крепостную стену. Осо­знав неизбежность поражения, осажденные приняли решение не сдаваться...

Вождь сикариев Элазар бен Яир сказал: «Мы первыми восстали против римлян и последними закончим войну с ними. Я не могу оценить иначе, как милость Божью, что мы можем умереть мужественными и свободными. Пусть наши жены умрут прежде, чем подвергнутся насилию, и наши дети пусть умрут прежде, чем испытают рабство. И после того, как мы их убьем, совершим эту благородную милость в отношении друг друга». Так описывает речь вождя сикариев Иосиф Флавий. После того, как защитники крепости убили своих жен и детей, они сожгли сокровищницу, оставив запасы воды и пищи, чтобы показать римлянам, что жажды и голода они не страшились. По жребию десять мужчин должны были расправиться со своими товарищами. Один из них убил оставшихся, поджег крепость и заколол себя. В иудаизме самоубийство является тягчайшим из грехов, поэтому из почти тысячи погибших этим грехом была отягощена лишь одна душа.



Говорят, что сам Иосиф Флавий пережил совершенно аналогичную историю. Летом 67 года римский полководец Веспасиан с тремя легионами подошел к укрепленной крепости Иотапата, рас­положенной в иудейской провин­ции Галилее. Крепость защищал молодой и талантливый полководец Иосиф бен Маттитьяху. Ночью на 47-й день осады римляне проникли в крепость и уничтожили ее дотла. Сорок иудейских аристократов, включая Иосифа, укрылись в пещере и большинством голосов приняли реше­ние покончить с собой, чтобы не попасть в плен. Иосиф пытал­ся отговорить их от массового самоубийства. В итоге ему уда­лось убедить соратников бросить жребий, чтобы перерезать друг друга. Таким образом только последнему пришлось бы нало­жить на себя руки и совершить страшный грех самоубийства. Судьба распорядилась так, что последним оставшимся в живых оказался Иосиф. И он сдался римлянам. Так он сделал свой выбор. Полководец Веспасиан пощадил Иосифа, так как тот предрек ему императорский ти­тул. Постепенно из римско­го пленника он превратился в высокопоставленного посредника, был свидетелем почти всей Иудейской войны и штурма Иерусалима. Все происходящие события он тщательно записывал: это ему мы обязаны столь под­робными сведениями. После па­дения Иерусалима Иосиф от­правился в Рим, где в награду за верную службу получил римское гражданство, личный патронат имперского рода Флавиев и со­ответствующее имя - Тит Флавий Иосиф.

В 2001 году Масада вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Масада превосходит самые сме­лые ожидания и впечатляет еще с дороги. И это неудивительно, ведь она расположена на высоте около 450 метров над уровнем Мертвого моря, на скальном пла­то ромбовидной формы 600 мет­ров в длину и до 300 метров в ши­рину.



Сегодня в цитадель можно попасть с двух сторон. Самый простой путь - по канатной дороге. Так быстрее, удобнее и, конечно же, зрелищнее. При этом пейзажи от­крываются просто головокружи­тельные. Желающие похудеть и размяться могут выбрать извили­стую Змеиную тропу. Подъем по ней занимает от сорока минут до часа, в зависимости от физиче­ской формы человека. Оказавшись в крепости, понимаешь, почему римские легионеры не предпри­нимали лобовой атаки. Каждый шаг по Змеиной тропе делал их отличной мишенью для лучников. Неудивительно, что было доста­точно всего шести человек для ох­раны подступов к Масаде.

Вот такая удивительная крепость и такая необычная история. Как и многие исторические персонажи, для одних защитники крепости являются бесстрашными героями, а для других - фанатиками, которые не брезговали убивать своих соплеменников. Что же, в конце концов, лучше: убить своих жен и детей, чтобы не допустить их возможного надругательства, или все отдать в руки Божьи, не замарав свои руки пролитием крови?

Масада, фанатизм, Иосиф Флавий, сикарии, героизм, Ирод

Previous post Next post
Up