Еще в незапамятные времена династии Хасмонеев по приказу первосвященника Ионатана (Ионафана) на обрывистой скале были построены мощная сторожевая башня (она хорошо сохранилась по сегодняшний день) и резервуар для хранения воды. Цитадель назвали Масадой, что в переводе означает «крепость». В 37 году до н. э., во времена Ирода Великого, Масаду перестроили: возвели мощные двойные стены пятиметровой высоты по периметру 1400 метров, через каждые 40 метров разместили башни, всего 37. В Масаде было построено два дворца Ирода. Жемчужиной крепости стал спускающийся по склону трехъярусный дворцовый комплекс, возведенный в римском стиле. Как и все царские архитектурные творения, его украшали ряды колонн, искусные мозаики и яркие фрески. В гулких пространствах тенистых залов журчали, фонтаны. Бани-купальни манили то хрустальной прохладой, то нежнейшим теплом. А уж вид, открывавшийся из окон, можно по достоинству оценить и сегодня.
Крепость в безводной пустыне была оборудована двенадцатью резервуарами-цистернами, вмещавшими до четырех тысяч кубометров воды, несколькими продовольственными складами, а потому могла выдерживать осаду приличной длительности, оставаясь практически неприступной.
В 70 году н. э., после захвата римлянами Иерусалима, Масада осталась единственным центром сопротивления. В крепости укрылись последние повстанцы-сикарии, которые не признавали над собой иной власти, кроме Божьей. (Сикарии - от латинского слова «sica», кинжал. Это члены радикальной организации, отколовшиеся от более широкого патриотического движения зелотов. Сикарии убивали римлян и иудейских богачей, довольных римским правлением, освобождали рабов и заключенных.) Их было немного, всего 967, включая женщин и детей.
Сикарии удерживали крепость в течение трех лет, что сделало ее символом борьбы маленькой Иудеи против всесильной Римской империи. В 73 году под стены крепости прибыло пятнадцать тысяч профессиональных воинов, прошедших весь путь Иудейской войны - от начала и до конца. Взять Масаду штурмом оказалось невозможно: ее природная защита и фортификации Ирода, выполненные, кстати, по римским технологиям, делали ее неприступной. Но нет таких трудностей, перед которыми отступили бы римляне. Под стенами крепости они разбили девять лагерей, полностью отрезав осажденным пути к отступлению. Месторасположение их хорошо видно сверху и сегодня. Археологи утверждают, что это самые хорошо сохранившиеся римские военные лагеря на планете. К Масаде пригнали тысячи рабов, чтобы выстроить насыпь, соединяющую западный лагерь и крепостную стену. Осознав неизбежность поражения, осажденные приняли решение не сдаваться...
Вождь сикариев Элазар бен Яир сказал: «Мы первыми восстали против римлян и последними закончим войну с ними. Я не могу оценить иначе, как милость Божью, что мы можем умереть мужественными и свободными. Пусть наши жены умрут прежде, чем подвергнутся насилию, и наши дети пусть умрут прежде, чем испытают рабство. И после того, как мы их убьем, совершим эту благородную милость в отношении друг друга». Так описывает речь вождя сикариев Иосиф Флавий. После того, как защитники крепости убили своих жен и детей, они сожгли сокровищницу, оставив запасы воды и пищи, чтобы показать римлянам, что жажды и голода они не страшились. По жребию десять мужчин должны были расправиться со своими товарищами. Один из них убил оставшихся, поджег крепость и заколол себя. В иудаизме самоубийство является тягчайшим из грехов, поэтому из почти тысячи погибших этим грехом была отягощена лишь одна душа.
Говорят, что сам Иосиф Флавий пережил совершенно аналогичную историю. Летом 67 года римский полководец Веспасиан с тремя легионами подошел к укрепленной крепости Иотапата, расположенной в иудейской провинции Галилее. Крепость защищал молодой и талантливый полководец Иосиф бен Маттитьяху. Ночью на 47-й день осады римляне проникли в крепость и уничтожили ее дотла. Сорок иудейских аристократов, включая Иосифа, укрылись в пещере и большинством голосов приняли решение покончить с собой, чтобы не попасть в плен. Иосиф пытался отговорить их от массового самоубийства. В итоге ему удалось убедить соратников бросить жребий, чтобы перерезать друг друга. Таким образом только последнему пришлось бы наложить на себя руки и совершить страшный грех самоубийства. Судьба распорядилась так, что последним оставшимся в живых оказался Иосиф. И он сдался римлянам. Так он сделал свой выбор. Полководец Веспасиан пощадил Иосифа, так как тот предрек ему императорский титул. Постепенно из римского пленника он превратился в высокопоставленного посредника, был свидетелем почти всей Иудейской войны и штурма Иерусалима. Все происходящие события он тщательно записывал: это ему мы обязаны столь подробными сведениями. После падения Иерусалима Иосиф отправился в Рим, где в награду за верную службу получил римское гражданство, личный патронат имперского рода Флавиев и соответствующее имя - Тит Флавий Иосиф.
В 2001 году Масада вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Масада превосходит самые смелые ожидания и впечатляет еще с дороги. И это неудивительно, ведь она расположена на высоте около 450 метров над уровнем Мертвого моря, на скальном плато ромбовидной формы 600 метров в длину и до 300 метров в ширину.
Сегодня в цитадель можно попасть с двух сторон. Самый простой путь - по канатной дороге. Так быстрее, удобнее и, конечно же, зрелищнее. При этом пейзажи открываются просто головокружительные. Желающие похудеть и размяться могут выбрать извилистую Змеиную тропу. Подъем по ней занимает от сорока минут до часа, в зависимости от физической формы человека. Оказавшись в крепости, понимаешь, почему римские легионеры не предпринимали лобовой атаки. Каждый шаг по Змеиной тропе делал их отличной мишенью для лучников. Неудивительно, что было достаточно всего шести человек для охраны подступов к Масаде.
Вот такая удивительная крепость и такая необычная история. Как и многие исторические персонажи, для одних защитники крепости являются бесстрашными героями, а для других - фанатиками, которые не брезговали убивать своих соплеменников. Что же, в конце концов, лучше: убить своих жен и детей, чтобы не допустить их возможного надругательства, или все отдать в руки Божьи, не замарав свои руки пролитием крови?