РАСПЯТИЕ В ЭПОХУ НОВОСТЕЙ

Mar 27, 2010 19:59



Если бы меня попросили в двух словах охарактеризовать время, в котором мы живем, то первое, что приходит на ум - это «скорости» и «новости». Воистину мы обитаем с вами в век скоростей и новостей. Ритм жизни у большинства людей в цивилизованных странах таков, что многое приходится делать на пределе возможностей. Современный человек питается в Fast Food (как вам выражение - быстрая еда: то ли она такая быстрая, то ли мы такие шустрые…), старается угнаться за модой, стремится поймать удачу… - и все это на бегу. Раньше, бывало, опоздал человек на дилижанс - ну ничего, через неделю будет другой. Сегодня перед носом захлопнулись двери вагона метро - мы нервничаем: это ж целых две-три минуты ждать…

Любовь к новостям - вторая особенность современности. Конечно, и раньше любили новости, даже в Библии мы читаем:

Деян 17:21 «Афиняне же все и живущие [у них] иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое»


Однако древним афинянам и не снились те возможности, которые есть у современных любителей новостей. Они жили в условиях доиндустриальной (аграрной) цивилизации с довольно неспешным ритмом жизни и скромным новостным диапазоном. Мы живем в эпоху постиндустриального (информационного) общества, когда информация правит бал и с помощью телевидения да интернета без проблем в долю секунды можно оказаться в любой точке мира.

Соответственно от такого изобилия и ценность новостей падает. Ценным всегда являлось то, что более или менее редко встречается или трудно достается. Если бы золото и бриллианты валялись под ногами, как грязь, то никому бы в голову не пришло носить изделия из них в ушах и на шее.

Новости, подобно изделиям фастфуда, мы тоже поглощаем на бегу. Там посмотрел, туда заглянул, две-три строчки - и дальше… Чтобы остановиться и вчитаться, нужно, чтобы что-то «цепануло», привлекло внимание, заставило притормозить. Очередной скандал со звездой, очередная смерть известного человека, очередное землетрясение или наводнение… Это уже не производит того впечатления, как раньше. Хотя наш земной «шарик» благодаря СМИ стал компактнее, и те же гаитяне воспринимаются нами почти как соседи, но наше сочувствие к ним размывается обилием информации о локальных и глобальных катастрофах в современном мире. Современный человек, как информационный наркоман, нуждается в постоянном увеличении дозы скандальности, эксклюзивности, шоковости, новизны информации…

Все это я пишу для того, чтобы мы попытались осмыслить феномен подвига Христа в эпоху новостного фастфуда. Недавно в виртуальном пространстве ЖЖ ( http://vadimhurin.livejournal.com/78014.html) встретил подробное описание распятия (перепост с еще более глубинных слоев блогосферы). В принципе, материал познавательный, и я безо всяких претензий к автору - он скрупулезно сделал свое дело, подробно реконструировав данный процесс. Но вот вопрос: с какой целью подается вся эта информация? Она нужна нам для того, чтобы глубже пережить страдания Христа, проникнуться сочувствием к Нему, осознать тяжесть человеческих грехов (в первую очередь моих собственных) и ощутить благодарность к Спасителю? Или - это способ повысить свой интеллектуальный и культурный уровень, устранить пробелы в знаниях способов казней, что позволит нам ввернуть где-нибудь в разговоре пикантные подробности из жизни мучеников?

Помню, как несколько лет назад в очередном выпуске новостей показали заплаканную Аллу Борисовну Пугачеву, которая выходила из кинотеатра после премьеры фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Не мое дело давать оценку ее духовному состоянию и глубине переживаний. Вполне допускаю, она неизмеримо ближе к Богу, чем автор этих строк. Не исключаю также, что Алла Борисовна под впечатлением от увиденного оказала благотворительности на сумму, для нас, простых смертных, астрономическую. Но насколько глубоко просмотр либо прочтение подобных подробностей смерти Христа способны изменить человека изнутри, преобразить духовно, чтобы эти изменения были явлены в реальности, пробились через многочисленные наслоения разводов, скандалов, обильных возлияний и прочих прелестей звездной жизни?

Где предел любопытству современного человека, для которого уже не осталось ничего сокровенного, интимного, святого? Мартин Кохен в книге «Великая жизнь Христа» пишет о том, что в Страстную пятницу Иисус получил 5475 травм и 212 ударов по лицу, 308 раз Его таскали за волосы и 78 раз за бороду, и что при этом Он 109 раз простонал!!! О чем могут свидетельствовать подобные опусы: о стремлении к научной точности жизнеописания страданий Христа или о том, что «маразм крепчает»? И что делать читателю с подобной дозой информации? Какова ее ценность?

Апостол Павел в Послании к Галатам произносит такие слова:

Гал 3:1 «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый?»

Интересно, каким образом перед Галатами был предначертан распятый Христос? В какой форме, с какими подробностями? И каких тонкостей процесса распятия им не хватило, чтобы все же покориться истине? Не думаю, что все выглядело так, как это происходит сегодня, в эпоху сенсаций. Ведь вполне возможно дать человеку прочувствовать всю горечь и боль происшедшего и без умопомрачительных подробностей, чтобы картина распятия Христа не превратилась в смакование излишних деталей.

В общем, для падкого на «жесть» и «клубничку» современного человека библейские истории кажутся не достаточно откровенными и полными. Думается, что если бы сегодня возникла необходимость нового жизнеописания Христа, мы имели бы не Евангелие от Матфея, Марка, Иоанна и Луки, а Евангелие от Андрея Малахова, Ольги Герасимьюк, Дэна Брауна и прочих модерновых любителей вскрыть всю подноготную знаменитостей и на этой волне получить свою долю популярности.

В завершение хочется отметить, что, судя по всему, жителям Афин времен Апостола Павла в количестве и качестве потребления новостей до нас далеко. Но что объединяет современных людей с древними афинянами, так это подобные слова:

Деян 17:32 «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время»

Да, эта «новость», о которой через неделю все христиане будут говорить при встрече вместо приветствия (Христос Воскрес! - Воистину Воскрес!) не заслуживает внимания продвинутой части человечества сегодня точно так же, как это было 2000 лет назад. И в этом, как и во многом другом, особого прогресса не наблюдается.

Ежели мои сегодняшние «мысли вслух» кому-то показались в чем-то некорректными, покорнейше прошу извинить. Как говорится, у кого что болит…

Засим разрешите откланяться. Я не прощаюсь, я говорю «до свидания».

В преддверии светлого праздника Пасхи постараюсь информационный голод не утолять, а сублимировать его в недельный «информационный пост», подавив в себе позывы к получению очередной порции новостного адреналина.

Так что - с наступающим праздником, друзья, и «увидимся» через неделю.
            С молитвами обо всех читателях моего ЖЖ - a_lex_7.

пасха, распятие, скорости, новости, Христос

Previous post Next post
Up