Античная политология была проста. Для успешного правления нужны были три составляющие:
1) хлеб,
2) зрелища,
3) кнут.
Кто мог дать народу хлеб, тот и контролировал ситуацию. Римские правители использовали раздачу хлеба как эффективное средство добиться народной любви. Правда, и любовь это длилась, пока запасы дармового или, по крайней мере, дешевого хлеба не иссякали. Поэтому Египет, «хлебная корзина» средиземноморья, зачастую мог диктовать Риму свои условия, «перекрывая краник» хлебных поставок и вызывая тем самым гражданские недовольства.
Когда народ был сыт, его следовало должным образом развлекать. В противном случае люд, сам ища себе развлечений, мог выйти из-под контроля. Если же обеспечить двусоставный «пряник» хлеба и зрелищ не удавалось, нужна была крепкая рука, способная обуздать толпу.
В этом контексте весьма знаменательно искушение Христа диаволом (От Матфея 4:1-11). Во-первых, лукавый предлагает Иисусу неиссякаемый источник хлебных поставок. Превращение камней пустыни в хлебы позволили бы не только удовлетворить собственный голод, но и снискать славу у народа. Эффектное шоу катания на ангелах тоже наверняка не осталось бы незамеченным для толп, собирающихся во дворе Храма. Наконец, обладание всеми царствами мира давало бы неограниченный контроль «под солнцем». Все три составляющие искушения Иисуса в пустыне имеют политический подтекст! Только речь во всех случаях идет об установлении земного царства продвинутого раввина из Назарета, а не небесного Царства Божьего.
Одна фраза в этой истории зачастую остается незамеченной толкователями: «окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени» (От Луки 4:13). До какого такого времени отошел лукавый от Спасителя? Они опять окажутся один на один на Голгофе, где снова будет звучать: «если Ты Сын Божий…»! Диавол подвергнет Иисуса наивысшему искушению, крича устами злословящих Христа прохожих: «если Ты Сын Божий, сойди с креста» (От Матфея 27:40)!
В речах лукавого фраза «если Ты Сын Божий» имеет двойной смысл. С одной стороны, это попытка «взять на «слабо»: подлинно ли Ты - тот, за Кого Себя выдаешь? А ну-ка докажи! Но не менее важно и второе значение слова «если» - «раз уж». Раз уж Ты действительно Сын Божий - не будь глупцом, воспользуйся этим! Используй всякую возможность во благо Себе, любимому! Преврати камни в хлеб, покатайся на ангелах, обрети власть над всеми царствами земли, сойди с креста!
Иисус не уподобляется земным пастырям народов, пасущих самих себя (Иезекииль 34:2). Ибо Его Царство - не от мира сего (От Иоанна 18:36). Послание Павла Филиппийцам содержит интересный текст, в оригинале - стихотворный. Похоже, апостол цитирует гимн, распевавшийся на богослужениях ранней церкви:
«Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом,
Но добровольно лишился всего, приняв природу раба,
И, человеком родившись, Он был во всем человеку подобен,
Но еще больше себя умалил и так был послушен,
Что принял и смерть саму - смерть на кресте.
За это Бог вознес Его над всеми
И имя даровал превыше всех имен,
Чтобы пред именем Иисуса всякое колено преклонилось
На небе, на земле и в преисподней
И всяк язык провозгласил, что Иисус Христос -
Господь, во славу Бога Отца» (Филиппийцам 2:6-11, РБО)
Уничижив Себя, Иисус отказывается от прав и привилегий Сына Божьего ради тех, кого пришел спасти. Он не превращает камни в хлеба, чтобы насытиться Самому. Но когда становится необходимо, Он преумножает хлеба, чтобы накормить в пустыне изголодавшийся народ (От Иоанна 6:5-14). И тут же, «узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (От Иоанна 6:15). А тех, кто последовал за Ним ради хлеба, Христос обличает: «вы ищете Меня не потому, что видели чудеса [буквально - «поняли суть знамений»], но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (От Иоанна 6:26-27).
Только задумайтесь: что бы вы сделали в первую очередь, если бы получили ничем не ограниченную власть? И что бы вы сделали, если бы при этом знали, что ближайшие друзья, сидящие с вами за одним столом, через несколько часов бросят вас в беде - все до единого? Даже отрекаться будут, что когда-либо знали вас. А один из них уже и деньги получил, чтобы выдать вас беззаконникам. Как бы вы с ними поступили? Но «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (От Иоанна 13:3-5).
В гениальном фильме Спилберга «Список Шиндлера» заглавный герой открывает безжалостному нацисту глубокую истину: «Человек совершает преступление и должен быть наказан. Мы лишаем его жизни и отлично себя чувствуем… Но это не власть. Это правосудие. Это нечто иное, чем власть. Власть - это, когда у нас есть все основания для убийства, а мы не убиваем». Но пример Иисуса ведет нас еще глубже! Подлинная власть, это когда у нас есть все основания и полная возможность для справедливого наказания отступника, а мы вместо этого моем ему ноги!
Сергей Головин
Источник:
Христова политология