Не удаляйся от Церкви, потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда - Церковь, твое спасение - Церковь, твое убежище - Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, но всегда цветет. Поэтому Писание, выражая твердость ее и непоколебимость, называет ее горой; за ее непорочность называет ее девой; за великолепие называет ее царицей; за родство с Богом называет ее дщерью, за многочадие называет ее, бывшую бесплодной, рождающей семерых: множество названий, чтобы представить ее благородство! Как Господь ее имеет много имен: и Отцом называется, и путем называется, и жизнью называется, и светом называется, и мышцею называется, и очищением называется, и основанием называется, и дверью называется, и безгрешным называется, и сокровищем называется, и Господом называется, и Богом называется, и Сыном называется, и Единородным называется, и изображением Божиим и образом Божиим называется (разве достаточно одного имени для выражения всего? - Нет, но для того множество имен, чтобы мы знали о Боге хотя немногое), так и Церковь называется многими именами. Она называется девой, хотя прежде была блудницей, потому что это и есть чудное дело Жениха, что Он взял блудницу и сделал девой. Необыкновенные и дивные дела! Брак у нас разрушает девство, брак у Бога восстанавливает девство. У нас бывшая девой, вступив в брак, уже не дева; у Христа бывшая блудницей, вступив в брак, делается девой.
Пусть это одно объяснит еретик, исследующий горнее рождение и говорящий: как родил Отец? Скажи ему: как Церковь, бывшая блудницей, сделалась девой? И как родившая осталась девой? Я ревную о вас ревностию Божиею, говорит Павел, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11, 2). О, мудрость и разумение! Ревную вас ревностию Божиею. Что это значит? Ревную, говорит он. Ревнуешь ты, духовный? Ревную, говорит, как Бог. И Бог ревнует? Да, ревнует, не страстью, но любовью и желанием. Ревную вас ревностью Божиею.
Сказать ли тебе, как Бог ревнует? Видел Он, что земля развращается бесами, и отдал Сына Своего. Конечно, слова, употребляемые в отношении к Богу, имеют не то же самое значение; например, ревнует Бог, гневается Бог, раскаивается Бог, ненавидит Бог. Это - слова человеческие, но смысл их должен быть богоприличный. Ревнует ли Бог? Ревную вас ревностию Божиею. Гневается ли Бог? Господи! не в ярости Твоей обличай меня (Пс. 6, 1). Даже не спит ли Бог? Восстань, что спишь, Господи! (Пс. 43, 24). Раскаивается ли Бог? Я раскаялся, что создал их (Быт. 6, 7). Ненавидит ли Бог? Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя (Ис. 1, 14). Но ты не обращай внимания на простоту выражений, а пойми богоприличный смысл их. Ревнует Бог, потому что любит. Гневается Бог не страстию, но возмездием и наказанием. Спит Бог, но не сном, а долготерпением. Принимай выражения с разбором. Так и тогда, когда слышишь, что Бог рождает, разумей не отсечение, а единосущие. Подлинно, много выражений Бог заимствовал от нас, и мы - от Него, чтобы это послужило к нашей чести.
Источник: Иоанн Златоуст. О вере, надежде и любви. О покаянии. Избранные поучения. - Украинская православная церковь. Полтавская епархия. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2005. - С.315-317.