Быт.3:1-8 «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая»
Прочитав эту историю, мы с вами в очередной раз оказались у истоков той трагедии, которая ввергла человечество в многочисленные и многообразные проблемы. До этого была идиллическая картина Эдемского сада, гармония взаимоотношений Бога, человека и природы, после этого - скорби и болезни, тернии и волчцы, вражда и проклятие наполнили землю.
С чего все началось?
«Вы будете, как боги…». Эти слова коварного змея запустили процесс необратимых решений первых людей. Неужели так пагубно это желание - быть подобными Богу?
2Пет.1:3-4 «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, 4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью»
1Ин.3:2-3 «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист»
Рим.8:28-30 «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу. 29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. 30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил»
Из приведенных слов мы видим, что Петр, Иоанн и Павел, знаменитейшие Апостолы Христовы, говорят о подобии Богу, о причастности Божьему естеству как о реальности, как о том, к чему мы должны стремиться и чего мы обязательно достигнем.
Как же так? Адам и Ева захотели быть как боги, и были за это наказаны! Петр, Иоанн и Павел стремятся, вроде бы, к тому же, и это угодно Господу! Прочитанные слова из апостольских Посланий являются частью Божьих обетований, они и нам с вами также дают надежду того, что и мы будем подобны Богу.
Так в чем же разница? Будем разбираться.
1) МГНОВЕНИЕ или ПРОЦЕСС
Быт.3:4-5 «И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло»
Итак, змей предлагает Еве мгновенный результат. «В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги». Не нужно ждать, не надо терпеть, не стоит откладывать свое уподобление Богу - вы получите то, что ищете, сразу, немедленно, как только вкусите запретный плод.
А что, разве мы с вами очень сильно отличаемся от Евы в этом смысле? Разве мы не хотим вместо долгих и изнурительных тренировок выпить какую-нибудь таблетку, чтобы сразу сбросить лишний вес? Разве нам не хочется лечь спать, подключить к голове какой-нибудь хитрый прибор и выучить иностранный язык во сне? И т.д.
Чем этот путь отличается от того пути, о котором говорят апостолы?
Иоанн говорит: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему…» (1Ин.3:2).
Когда дети рождаются в семье, в них уже заложено определенное сходство с родителями. Часто родственники раскладывают младенца на «ингредиенты» и говорят: «нос папин, глаза мамины, уши бабушкины» и т.д. Но только постепенно, с возрастом в ребенке формируются определенные черты характера, привычки, интересы, и тогда становится понятно, на кого в самом деле он похож. Точно так же и в духовном плане. Иоанн говорит, что мы уже являемся детьми Божьими, мы уже получили усыновление в Иисусе Христе, но процесс нашего уподобления Богу еще не завершен. Может быть, у нас от Христа еще только «ушки» или «глазки». От нас пока сокрыто, какими мы будем, но когда откроется, то мы поймем, и все поймут, что мы наконец стали подобными Богу.
Павел пишет: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:28-30).
Мы находим в этих словах последовательную программу Бога по отношению к каждому из нас. Он разработал план, который начинается в вечности, проходит через время и снова направлен в вечность. Бог нас предузнал и предопределил быть подобными образу Иисуса Христа. Эти два пункта Его плана начались еще до нашего рождения. Бог предузнал, т.е. по Своей совершенной мудрости и всеведению Он предвидел то, как мы проживем свою жизнь, как мы отреагируем на различные обстоятельства своей жизни, какие решения мы примем. И на основании Своего предвидения Он предопределил нас к уподоблению Иисусу Христу. Доктрина предопределения многих приводит в смущение. Непонятно, как это Бог мог предопределить одних людей ко спасению, а других - к погибели. Но в Библии нигде не говорится о предопределении к погибели; говорится только о предопределении к усыновлению (Ефес.1:5), к уподоблению Сыну Божию (Рим.8:29). Бог вначале нас предузнал, а затем - предопределил. По словам Дерека Принса, слово «предопределил», проще говоря, означает то, что «Он разработал такое направление для нашей жизни, чтобы Его цели исполнились».
Следующие два пункта плана, о которых говорит Павел, относятся к нашей земной жизни: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал». Греческое слово, переведенное словом «призвал» имеет два значения: оно может означать «пригласить», либо - «вызвать в приказном порядке». Таким образом, призвание - это приглашение, но оно имеет в себе всю власть вызова от имени Царя. Нас приглашают присоединиться к Его семье через веру в Иисуса Христа. И если мы принимаем это приглашение - Бог прощает и оправдывает нас. Мы прощены! Наши грехи и беззакония забыты, и Бог обещает никогда о них не вспоминать (Евр.10:17).
И, наконец, мы прочитали: «а кого оправдал, тех и прославил». И снова Божий план отсылает нас к будущему, к вечности, когда каждый спасенный получит от Бога нетленное, прославленное тело, белые одежды и другие награды, сообразно с тем, как мы прожили жизнь на этой земле. Наше земное путешествие имеет прекрасное завершение - участие в Божьей славе с Иисусом Христом в вечности!
Итак, первое отличие между тем, что произошло в Эдеме, и тем, что нам обещано в Слове Божьем, заключается в самом процессе достижения цели. Змей пообещал Еве мгновенное исполнение ее желания путем нарушения Божьей заповеди; Апостолы говорят о длительном процессе уподобления Богу, о постепенном восстановлении поврежденной грехом человеческой природы, которая изначально была создана по образу и подобию Божию.
2) ПЛОТЬ или ДУХ
Быт.3:6 «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел»
Мы видим, что Евой двигали плотские желания. Плоть разожгла в ней огонь вожделения, предвкушение удовольствия стало в ее воображении настолько ярким, что сломило в ней сопротивление духа. Дух подсказывал ей, что этого не следует делать, поскольку это противоречит воле Бога, но плоть одержала верх.
Наша плоть эгоистична, она всегда стремится как можно больше брать и, по возможности, как можно меньше отдавать. Как говорит Павел, «плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5:17). Это - непримиримые соперники.
Истинный путь уподобления Богу - это путь Духа.
2Пет.1:3-4 «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, 4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью»
Петр говорит о том, что для того, чтобы стать причастниками Божеского естества, мы должны удаляться от господствующего в мире растления похотью. Похоть растлевает человека, они низводит человека на уровень животного. Если мы будем идти путем удовлетворения наших плотских желаний в ущерб духовным, это будет нас не приближать к Богу, а удалять от Него. Адам и Ева попались на колоссальный обман змея, они поставили плоть выше духа, и многие люди до сих пор идут этим же путем. Например, нежелательная беременность. Дух говорит: ребенок - это подарок от Бога. Плоть шепчет: этот ребенок - угроза твоей карьере и достатку. Посмотри, какая жизнь сложная: чем ты собираешься его кормить? И т.д. Очень часто в нашей жизни возникает дилемма: кого слушать: змея или Бога? Чьи аргументы для нас более убедительны?
Иоанн утверждает, что похоть плоти, похоть очей и гордость житейская - это визитные карточки этого мира (1Ин.2:16).
1Ин.3:2-3 «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист»
Каждый, кто надеется стать подобным Богу, стремится к чистоте помыслов, желаний, стремлений, по примеру Иисуса Христа, который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:7-8). Эгоизму плоти он противопоставляет жертвенность Духа. Павел, который стремился быть похожим на Христа, пишет: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих» (Рим.9:3).
Вспомним встречу Иисуса с женщиной-самарянкой у колодца. Он сказал ей, что всякий пьющий эту воду, за которой она пришла к колодцу, возжаждет опять, но у Него есть живая вода, которая обеспечит человеку жизнь вечную. Как отреагировала на это женщина?
Ин.4:15 «Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать»
Что двигало этой женщиной? Каков мотив ее просьбы дать ей живую воду? Эгоизм, похоть плоти. «Чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Она думает только о себе. Но что произошло потом?
Ин.4:28-29, 39 «Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?... 39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала»
Мы видим, как эта женщина, которая до встречи с Иисусом избегала своих соотечественников, приходила к колодцу в полуденный зной, чтобы не столкнуться с другими женщинами, которые приходили за водой рано утром, идет к людям и свидетельствует им о Христе. Дух одержал верх над плотью.
Часто так бывает, что человек идет к Богу с мыслью о себе. Он думает: «Мне нужна вода жизни, чтобы утолить свою жажду». «Мне нужно исцеление, мне необходимо решение семейных проблем…» Но затем человек начинает видеть и других, кто тоже желает утолить жажду. Когда у человека открываются глаза, у него появляется желание еще больше черпать живой воды, чтобы напоить и других.
3) С БОГОМ или БЕЗ БОГА
Быт.3:7-8 «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. 8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая»
В этом отрывке мы с вами находим описание первых действий, которые Адам и Ева совершил самостоятельно, без участия Бога. До этого они действовали так, как говорил им Бог. Теперь, когда у них открылись глаза, они «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Это - первый, маленький шаг независимости от Бога. «Мы теперь взрослые, мы в состоянии сами обеспечить свои интересы!». И пусть это всего лишь фиговый листок, прикрывающий нашу срамоту, но все же. Я чего-то в жизни добился сам, без помощи Бога…
И далее, мы видим, что Адам и Ева прячутся от Бога. Можно, конечно, говорить о том, что они в тот момент чувствовали стыд и страх, смущение и раскаяние. Возможно, они уже начали понимать, что они от своего самоуправства, от нарушения Божьей заповеди получили несравненно меньше, чем потеряли. Но сам факт: они уже не могли находиться в присутствии Божьем так, как раньше. Они пошли путем падшего Ангела, они попытались создать независимое, альтернативное царство, в котором Богу нет места. Они были опьянены открывающейся перед ними перспективой всемогущества, всесилия. Но это оказалось блефом, иллюзией, обманом.
Однажды Иисус рассказал притчу.
Лк.19:12-14 «…некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; 13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. 14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами»
Всякий раз, когда мы увлекаемся запретным плодом, когда у нас появляется искушение нарушить ту или иную Божью заповедь, мы фактически тоже пытаемся сказать: «не хотим, чтобы он царствовал над нами». Мы пытаемся скрыться от Бога, как Адам и Ева. Мы хотим избрать себе других богов и стать независимыми от Всемогущего, Всеведущего и Вездесущего Бога.
Надежда истинных детей Божьих совершенно иная.
1Фес.4:13-18 «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
18 Итак утешайте друг друга сими словами»
2Тим.2:11-12 «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12 если терпим, то с Ним и царствовать будем»
Наше желание, как детей Божьих - не построить царство, в котором мы будем предаваться плотским утехам вдали от Бога, наше желание - быть в присутствии Божьем, царствовать вместе с Ним.
Итак, мы увидели, что тот путь, который ведет к истинному уподоблению Богу, существенно отличается от того пути, который предложил Адаму и Еве змей. Божий план достижения нашего подобия Богу, во-первых, имеет протяженность во времени, в то время как план змея предполагает мгновенный результат. Во-вторых, путь Адама и Евы - это путь плоти, путь эгоистического удовлетворения своего греховного вожделения; наш путь - это путь Духа, путь победы над греховными наклонностями, путь любви и жертвенности. В-третьих, путь, который предлагает змей - это путь, удаляющий человека от Бога. Враг душ человеческих предлагает создать некую виртуальную реальность, в которой нет места Богу и его заповедям, в которой мы сами себе закон. Божий путь - это путь нашего приближения к Богу, мы стремимся царствовать вместе с Богом, а не независимо от Бога.
И еще один важный момент. Змей (а фактически - сатана) не несет никакой ответственности за свои советы. Его задача - внести сумятицу в сознание человека, разрушить его единство с Богом. Он обещает то, что не в состоянии выполнить.
В отличие от этого, Божий план основан на авторитете Бога. Это Его решение - сделать нас подобными Иисусу Христу, причастниками Божеского естества. И Он несет за это полную ответственность. Бог всегда доводит начатое до конца. У Него не бывает мыслей: «Я начал, а теперь не знаю, что с этим делать. Это, пожалуй, была неудачная затея, наверное, Я все брошу». Нет, если Бог сказал, что мы будем подобными Ему, то так оно и будет. Просто нужно набраться терпения и подождать. Мы уже названы детьми Божьими, значит, Дух Божий уже производит Свою работу в нас. Процесс уподобления Богу уже запущен, и никто не в силах его остановить.
И пусть Господь благословит нас, чтобы мы согласились с Божьим планом и не пытались подменить его своими или чьими-то измышлениями, какими бы соблазнительными они ни были. Будем идти Его путем, будем наполняться Божественной мудростью и терпением, чтобы мы в свое время достигли подобия Божия.