УГОЛ ЗРЕНИЯ

Sep 01, 2024 10:01

На выставке в Бруклинском детском музее однажды появилась одна необычная экспозиция, состоящая из разбитой яичной скорлупы и трех вариантов надписи: "break, escape, emerge" - т.е. разбилась, убежал (вырвался), появился (возник). Авторы этой инсталляции хотели подчеркнуть одну важную мысль - любое явление, любая ситуация могут иметь разное восприятие, если ее рассмотреть под разными углами зрения.

Например: крепкий лед на реке - это хорошо или плохо? Все зависит от того, по какую сторону льда мы находимся. Для рыбака, который сидит на льду, крепкий лед - это хорошо. Для человека, который провалился в полынью и которого затянуло под лед - крепкий лед равносилен смерти.

В нашей жизни большинство конфликтных ситуаций и взаимного непонимания возникают именно по причине того, что разные люди смотрят на ту или иную ситуацию под разными углами зрения. Например, после похода за покупками жена радуется обновкам, а муж грустит из-за потраченных денег. Вполне реальная ситуация. Другая ситуация - когда один человек что-то купил и активно этим пользуется, а другой - пылинки сдувает со своего приобретения и боится лишний раз им воспользоваться.

Интересно, что в Израиле человеку, который купил новую вещь, друзья и знакомые произносят традиционное пожелание - «титхадеш» (обновись). Другими словами, они говорят «носи до тех пор, пока не износится, и обновись». Смысл этого пожелания заключается в том, чтобы человек пережил ту вещь, которую он купил, а не вещь «пережила» человека.

Помните тот библейский эпизод, когда один человек собрал большой урожай, сломал старые житницы и построил новые? С его точки зрения, во всем этом заключается огромное благо для его души. Но мы помним, под каким углом зрения на эту ситуацию смотрит Бог: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12:20).

Итак, на те или иные жизненные ситуации разные люди могут смотреть под разным углом зрения. И это не так страшно. Гораздо хуже, когда не совпадают углы зрения человека и Бога. Например, есть такое выражение: «в здоровом теле - здоровый дух». Эта фраза принадлежит древнеримскому поэту Ювеналу, и автор имел в виду необходимость гармоничного развития тела и духа человека, но многие современные люди понимают эти слова так, что если тело будет здоровым, то и духовное состояние человека - тоже. И поэтому многие люди тратят огромные усилия и средства на то, чтобы развивать свое тело, заботиться о своем физическом состоянии, а состоянию души уделяют очень мало внимания. Но библейский взгляд совершенно иной. Слово Божье нас учит, что душа гораздо важнее нашего тела. Хотя внешний наш человек и тлеет, но зато внутренний со дня на день обновляется (2Кор.4:16).

Божий взгляд на многие вопросы существенно отличается от человеческого взгляда. Давайте вспомним тот эпизод, когда люди решили построить вавилонскую башню.

Быт.11:4-5 «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. 5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие»

Итак, вот вам ситуация: люди планируют построить башню «высотой до небес», и далее говорится, что Бог сошел с Небес, чтобы посмотреть на эту башню. Джон Пайпер в книге «Зло торжествует и проигрывает» называет этот случай «святой насмешкой». Сказав, что Бог сошел, чтобы взглянуть на башню, автор высмеивает и ее, и строивших ее людей. Эта башня столь далека от небесного бытия, что Бог не мог даже рассмотреть ее с небес! Конечно же, Бог видит все, и Ему нет нужды сходить вниз, чтобы рассмотреть, что там на земле задумали люди. Но эти слова отражают иронию, в глазах Бога эта высокая башня - как песчинка, Ему как-бы нужно наклониться и присмотреться - что они там построили!

В Книге Откровения мы находим упоминание о другом Вавилоне.

Откр.18:1-5 «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.
2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,
3 и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.
4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;
5 ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее»

Вот вам яркий пример того, что у грешных людей и у святого Бога совершенно разный взгляд на жизненно важные вопросы. Люди гордятся своими достижениями, хотя, по сути, перед Богом они ничего не значат. И наоборот, люди считают свои грехи чем-то маловажным, но Слово Божье нам открывает, что их грехи дошли до неба. Люди пытались достать до неба с помощью башни, и над этим Бог только посмеялся, но реально они достали до неба своими грехами! Вавилонская блудница говорит: «"сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!"» (Откр.18:7), а Бог говорит: «горе, горе [тебе], великий город Вавилон» (Откр.18:10).

Неправильным взглядам на вещи подвержены не только нечестивые, но и те, кто служит Богу. Показательной является история пророка Валаама и его ослицы. Вроде бы, Валаам говорил правильные слова, и вначале даже отказал посланцам царя Моавитян, которые призывали его пойти с ними, чтобы он произнес проклятие на народ Божий. Но затем жажда обогащения возобладала над здравым смыслом.

Чис.22:21-33 «Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими.
22 И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его.
23 И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу.
24 И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, [где] с одной стороны стена и с другой стороны стена.
25 Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее.
26 Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево.
27 Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою.
28 И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?
29 Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.
30 Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет.
31 И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое.
32 И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною;
33 и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою»

Итак, Валаам на пути к своей цели сталкивается с неожиданным препятствием. Его ослица вдруг стала показывать норов и отказывалась идти туда, куда ее направлял пророк. Валаам воспринимает свою ослицу как препятствие к достижению той цели, которую он поставил, он злится на нее и бьет ее палкой. В то же время ослица видит другое препятствие - Ангела Божия, который несколько раз становился на их пути. Эту историю можно в определенном смысле тоже назвать «святой насмешкой» над человеческой алчностью. Деньги способны испортить даже человека, которого Господь наделил особым духовным даром. Немного далее, когда Валаам стал вместо проклятий произносить благословения народу Божию, он сказал:

Чис.24:15-16 «говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 16 говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его»

Разве это не ирония, что «муж с открытым оком» не видел Ангела Божия, которого видела его ослица. Животное оказалось проницательней своего хозяина! Пророк ради денег шел к язычникам, а его ослица, чтобы спасти ему жизнь, терпела побои. Как сказал Ангел: «если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою». Здравый смысл покинул Валаама. Под влиянием неправедной мзды он утратил способность видеть не то, что Ангела Божия, но и очевидные факты. Ослица спросила пророка: «не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою?». Финансовые вопросы способны так затмить человеку разум, что он теряет способность логически мыслить!

Становясь на библейскую позицию, человек начинает видеть многое в совершенно ином свете. То, что раньше казалось странным, теперь воспринимается нормально, и наоборот, многие прошлые свои поступки мы воспринимаем как что-то странное. Помните, мы поем: «Господи, как странно, что я жил, Тебя не зная…». Меняются ценности, меняется угол зрения на многое.

Прочитаем еще одно место.

Лк.6:12-16 «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. 13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем»

В 14 и 15 стихах упоминаются два Симона, и дается уточнение, что первому второе имя дал Иисус, а второго назвали люди. И здесь мы видим не просто разные имена или прозвища, здесь отражены разные жизненные позиции. Зилот в переводе означает «ревнитель». Из истории мы знаем, что зилоты - это были люди, которым надоело ждать, когда же Бог начнет исполнять то, что было обещано отцам. Они решили приблизить исполнение пророчеств собственными силами. Но у Иисуса другой подход. Он дает Симону имя «Петр», и в другом месте он говорит: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Иисус идет не политическим путем, Он не устраивает революций и не добивается власти, Он создает совершенно новое явление - Церковь. И Он говорит: «Я создам Церковь Мою», и никто не сможет ее разрушить, потому что Церковь создана не человеком, а самим Богом.

Но на людей очень часто мнение других людей влияет сильнее, чем мнение Бога. Вспомним момент, когда Бог призвал к служению Савла.

Деян.9:13-16 «Анания отвечал: Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме… 15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми…»

В этой ситуации Анания, под влиянием услышанного от других, видел в Савле фарисея и гонителя Церкви, а Бог видел в нем Павла - апостола и благовестника. Хорошо, что Анания был чуток к голосу Божию и изменил свое мнение относительно Савла, но сколько таких случаев, когда человека даже после покаяния продолжают оценивать по его прошлым делам. Почему? Потому что «я слышал от многих…».

Мы уже рассмотрели с вами разные случаи, когда Бог и люди смотрят на ту или иную ситуацию под разным углом зрения. Как правило, если человек праведен, то на многие вопросы он смотрит так же, как Бог, а если человек нечестив, то его взгляды с Божьими расходятся. Но есть такие вопросы, на которые люди, независимо от того, праведные они или нечестивые, смотрят более-менее одинаково, и Божий взгляд на эти вопросы требует серьезной перемены мышления.

Например, псалмопевец Давид в 8-м Псалме, в этом гимне, воспевающем Божью славу, записал такие слова:

Пс.8:3 «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя»

По человеческому пониманию, младенцы и грудные дети очень слабы. Вряд ли кто-то в здравом уме решил бы положиться на защиту младенцев. Но когда звучит хвала Богу, то даже в устах младенцев она имеет огромную силу.

Несколько лет назад 9-летний Вилли Майрик из Атланты, штат Джорджия выгуливал свою собаку, когда его затащил в машину неизвестный мужчина и увез, приказав не издавать ни звука. Несмотря на угрозы и проклятия преступника, школьник стал петь в машине евангельские псалмы. В конце-концов похититель не выдержал и вытолкал ребенка из машины на окраине города, приказав никому ничего не рассказывать. Этот пример показывает, что хвала Богу даже из уст ребенка реально способна обезоружить врага.

К таким сложным вопросам относятся также вопросы смерти и воскресения.

Вспомним историю Лазаря. Когда Иисусу сообщили, что Лазарь болен, Он сказал: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией» (Ин.11:4), но немного позднее Иисус говорит: «Лазарь умер» (Ин.11:14). Так что же, Иисус противоречит Сам Себе? Конечно, нет. Но здесь отражены разные углы зрения. Мы смотрим на умершего - и для нас все закончено. Иисус смотрит, и говорит - он спит. Сколько бы люди не называли умершего усопшим, все равно в большинстве случаев они воспринимают его именно как умершего, и нужен очень серьезный сдвиг в мышлении, чтобы осознать реальность жизни после смерти. Но для Иисуса смерть не проблема. Он победил смерть. Как и в другом месте мы читаем слова Иисуса:

Лк.21:16-18 «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18 но и волос с головы вашей не пропадет»

Как совместить эти слова: «некоторых из вас умертвят» и «волос с головы вашей не пропадет»? Это сложно для нашего понимания. Но эти слова свидетельствуют о том, что бывают случаи, когда Бог не избавляет Своих детей от физической смерти, но спасает их для вечности.

Давайте вспомним также то, что происходило после воскресения Христа.

Ин.20:11-15 «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его»

Когда начальники иудейские распространили слух о том, что Иисус не воскрес, а ученики его пришли ночью и украли тело, они мыслили по-человечески логично. Если бы эти события происходили в наше время, то для подавляющего большинства людей именно такая версия показалась бы более убедительной, чем то, что произошло на самом деле. Мы видим, что даже у Марии, которая столько времени находилась рядом с Иисусом, возникла похожая версия событий. Если гроб пуст - значит, тело унесли и спрятали. Неважно кто - ученики, садовник… Просто такая версия кажется более очевидной, чем весть о воскресении Христа. Воскресение не вмещается в человеческий разум. Но Христос воистину воскрес, и мы с вами принимаем это верой.

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели несколько примеров того, что разные события, разные люди, разные ситуации могут быть рассмотрены под разными углами зрения. Именно из-за этого часто возникает непонимание между людьми, разгораются страсти и конфликты. Так трудно порой поставить себя на место другого человека и взглянуть на ситуацию его глазами. Но гораздо хуже, когда мы сталкиваемся с моментами, которые по-разному оцениваются человеком и Богом. Мы с вами живем в то время, которое философы называют «постмодернизм». Одной из особенностей этого времени есть отсутствие абсолютных истин. Каждая истина может быть оспорена и рассмотрена под разными углами зрения. Но мы с вами верим в то, что абсолютная истина есть, и она отражена в Слове Божьем. Слово Божье показывает, под каким углом зрения Бог смотрит на человека, на его заслуги и грехи, на свободу и ответственность, на жизнь и на смерть, и на многие другие вопросы. И пусть Господь поможет нам всегда смотреть на все, что происходит в нашей жизни, в жизни Церкви, в жизни страны и мира под библейским углом зрения. Только при таком условии мы с вами не ошибемся, не заблудимся и не собьёмся с пути.

оценка, ценности, человек, Бог

Previous post Next post
Up