ПРИЗВАНЫ к СЛАВЕ БОЖЬЕЙ

Aug 04, 2024 10:01

Мк.9:1-4 «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
2 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.
3 Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.
4 И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом»

Так евангелист Марк описывает событие, известное нам как Преображение Господне. И начинается это событие у Марка с напоминания о том обещании, которое Иисус дал своим ученикам: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». У Матфея этот момент не так четко выражен, у него Преображение описано в 17-й главе, а предыдущая глава заканчивается такими словами: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф.16:28). Поэтому, если мы читаем об этом событии у Матфея, то может сложиться впечатление, что эти события никак не связаны между собой, ведь они находятся в разных главах. Но у Марка прослеживается явная связь между ними.

Как бы там ни было, оба евангелиста говорят о том, что прошло шесть дней после этого обещания, и Иисус зовет с собой троих учеников - Петра, Иакова и Иоанна и, как сказано у Марка, «возвел на гору высокую особо их одних». Мы не знаем, какие мысли были у этих троих учеников в тот день. Возможно, кто-то из них подумал: «а почему опять я? Почему не Варфоломей или Фома? А Иуда - он опять отсиживается в сторонке!». Может, и наоборот, была определённая гордость: «вот, учитель именно меня выделил из остальных. Значит, Он мне больше доверяет». Может быть, у нас и будет еще возможность выяснить этот момент - о чем думали Петр, Иаков, Иоанн в то утро перед преображением Иисуса.

Но заслуживает внимания и другой вопрос: а что мы думаем по поводу этой ситуации? Почему Иисус пригласил именно этих троих учеников: потому что они были его любимчиками?; потому что им предстояло особое служение и ответственность в Церкви?; потому что они нуждались в коррекции своего понимания того, кто такой Иисус и какая власть Ему дана? (вспомним, что двое из этих учеников пытались занять места по правую и левую руку от престола Христа, а третий тоже ставил себя выше других учеников, заявляя: даже если все отрекутся от тебя, я не отрекусь).

Но как бы мы не ответили на этот вопрос, ясно одно: то, что эти три ученика увидели на той горе, навсегда изменило их жизнь. Спустя много лет они вспоминали об этом событии, они видели его перед собой так ярко, и это вдохновляло их, и давало силы, и приносило утешение в тяжелых испытаниях.

Сегодня хотелось бы в своих размышлениях оттолкнуться от следующих слов: «взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними». Что значит «взял»? Они же не предметы, которые можно взять в буквальном смысле. Очевидно, здесь речь идет о том, что Иисус пригласил их, призвал идти с Собой. Откликнувшись на приглашение, ученики получили больше, чем ожидали. Таким образом, есть смысл порассуждать сегодня о призвании Божьем в более широком смысле.

И для начала обратимся к словам, которые Апостол Павел записал в Послании к Римлянам, и в которых он в короткой форме сформулировал Божий план относительно каждого из нас.

Рим.8:29-30 «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. 30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил»

Здесь представлены пять шагов, пять действий Бога по спасению грешного человека, по восстановлению утраченной славы существа, созданного по образу и подобию Божию. Давайте обратим внимание на некоторые моменты.

1) Какие из этих Божьих действий видимые, а какие - невидимые? Мы с вами не можем увидеть или почувствовать, как Бог человека предузнает, предопределяет или оправдывает, но когда Он призывает кого-то - это каким-то образом явно выражено. Давайте вспомним, что Илия призвал Елисея, бросив на него свой плащ; Павел был призван через особое переживание встречи с Иисусом в пустыне; первые апостолы были призваны, когда они находились в своей лодке после неудачной рыбалки. Возможно, сегодня призвание Божье происходит не всегда так явно и драматично, но в любом случае человек это чувствует.

Очень важно понять: Божий выбор выражается через Его призыв. Пока Бог не призовет нас, мы не знаем, что Он избрал нас. Но с момента призвания мы оказываемся перед лицом очень важного факта, что мы избраны Богом с определенной целью.

2Фес.2:13-14 «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа»

2) Какие из этих Божьих действий относятся к прошлому, настоящему и будущему относительно каждого конкретного человека? Если Бог к чему-то призывает меня сегодня, то это значит, что Он до этого меня предузнал и предопределил (прошлое); призвал сейчас (настоящее), а оправдал и прославил - после призвания (будущее). Мы можем сказать, что призвание является связующим звеном между прошлым и будущим.

Что более явно представить себе эту связь, прочитаем следующие два места Священного Писания.

2Тим.1:8-9 «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, 9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен»

Мы видим, что Божий план нашего спасения простирается в далекое прошлое.

1Тим.6:12 «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями»

Здесь мы видим, что план нашего спасения простирается во времени далеко вперед, хотя Слово Божье призывает нас уже сейчас держаться вечной жизни, которая откроется во всей своей полноте в будущем.

Еще на один момент хотелось бы обратить внимание, опираясь на Рим.8:29-30: если Бог призывает человека, то этому предшествует серьезная подготовка. Прежде, чем Бог призовет кого-то, Он прежде его предузнал и предопределил. Это означает, что во всей предшествующей жизни этого человека не было случайных событий. Когда Бог обратился к Моисею из горящего куста с призывом идти и вывести Божий народ из египетского рабства, перед этим Моисей 40 лет своей жизни провел в Египте, - чтобы он получил соответствующее образование, стал частью того общества, чтобы он Мог явиться перед фараоном и разговаривать с ним на равных; и после этого еще сорок лет Моисей провел в пустыне, - потому что следующие сорок лет ему также предстояло находиться в пустыне с народом Божьим. Точно так же и в жизни каждого из нас. Возможно, в нашей жизни были эпизоды, за которые нам стыдно, или нам непонятно, почему так случилось и к чему все это, мы встретили боль и разочарования, но возможно, на самом деле все это - этапы нашей подготовки к тому, к чему Господь желает нас призвать.

Говоря о нашем призвании, следует помнить и о нашей ответственности. Помните, как Мардохей сказал Эсфири: «кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Эсф.4:14). Если Господь нас к чему-то призывает, то этому предшествовала серьезная работа - и с нами, и с окружающими людьми и обстоятельствами. Это - также и вопрос нашего доверия Богу.

Евр.11:8 «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет»

Возникает вопрос: если Бог предузнал и предопределил человека, может ли он отвергнуть призыв Божий? Кальвинисты учат, что если ты предопределен Богом, то что бы ты не делал, все равно спасешься. А если не предопределен ко спасению, то что бы ты не делал, все равно погибнешь. Так ли это на самом деле?

Лк.7:28-30 «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его. 29 И весь народ, слушавший [Его], и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; 30 а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него»

Как это они сумели отвергнуть волю Божию? Разве Бог не силен добиться исполнения Своей воли любым способом? В том то и дело, что наряду с волей Божьей в этом мире есть другая реальная сила - свободная воля человека. Потому человек может и отвергнуть призыв Бога в своей жизни. Так произошло и с теми законниками и фарисеями. Но «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла». Бог все равно реализует свои планы, но уже без участия тех, кто отверг Его призыв.

Возникает следующий вопрос: а может ли человек, который откликнулся на призыв Божий, утратить те элементы, которые обращены в будущее, т.е. оправдание и прославление? Есть одно интересное место в Библии, которое часто понимают неверно.

Рим.11:29 «Ибо дары и призвание Божие непреложны»

На одном интернет-ресурсе была опубликована статья с интригующим названием «Как лидеры со скрытым грехом обманывают других до своего разоблачения», (автор - пастор Р.Т. Кендалл). Автор статьи пишет: «В духовных дарах пугает то, что “дары и призвание Божие непреложны” (Рим. 11:29) - другими словами, Бог их никогда не  отнимает. Это означает - как бы странно это ни звучало, - что благочестие не гарантирует Божьих даров, а отсутствие благочестия не лишает нас Божьих даров».

Хороший ответ этому утверждению дал Виктор Семенович Рягузов (http://ryagusov.ru/3707). Он указывает на то, что данные слова относятся не к нашим с вами духовным дарам, а к судьбе Израиля. Ему дано было быть избранным народом, владеющим землей и финансами, законом истинного Бога, богослужебной практикой. Однако Израиль не принял Мессию и противится Евангелию. Это вызывало горькое мучение в сердце Павла и молитвенные размышления о судьбе дорогого ему народа. Он спрашивал себя и отвечал себе: «неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова» (Рим.11:1). Апостол далее возвещает откровение о судьбе народа Божьего: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим.11:25-29). Как видим, Павел говорит о том, что ожесточение было частью Божьего плана и после вхождения в церковь последнего язычника, произойдет обращение Израиля ко Христу, а все Божьи обещания о духовном лидерстве еврейства вступят в силу. В связи с этим Павел и написал: «дары и призвание Божие непреложны». То есть: Бог непременно исполняет обещанное.

С практической точки зрения дары Духа Святого являются Его проявлением в жизни церкви (1 Кор.12:7), а не закрепленными навечно способностями, которыми человек распоряжается по собственному усмотрению. Когда человек нейтрализует в себе работу Духа Святого, нейтрализуется в нем и проявление Его даров. Христос не напрасно предупреждал: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Матф.5:13). Соль - это прообраз святости, утративший ее человек ни к чему не годен, Бог не может употреблять его в Своих благих целях. Вспомним Самсона, у которого был огромный потенциал. Однако он растратил его на удовлетворение своих плотских желаний. И вот настал тот день, когда он собирался воспользоваться своей силой, как прежде, но «не знал, что Господь отступил от него» (Суд.16:20).

Итак, что же означают для нас с вами слова о непреложности Божьего призвания? Это означает, что Бог всегда верен Своему выбору, Он никогда не передумает и не отвергнет нас по Своему произволу.

Ис.41:8-10 «А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, -
9 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя":
10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей»

Эти слова оставлены нам с вами в ободрение и утешение. Если Бог нас избирает и призывает, то, во-первых, он никогда нас не отвергнет и, во-вторых, он даст нам все необходимое для того, чтобы Его избрание в нашей жизни осуществилось.

Однако наличие призвания не означает, что оно в любом случае осуществится. Оно осуществится только в том случае, если человек его не отвергнет.

Ин.6:70-71 «Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. 71 Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати»

Может возникнуть вопрос: как это? Иисус избрал диавола? Нет, конечно, но Иуда сам стал «диаволом», это был его личный выбор. Он отверг то избрание, которое Бог имел в отношении него.

Итак, сегодня мы с вами говорили о призвании Божьем. Мы увидели, что призвание Божье - это важная часть Божьего плана в отношении каждого дитя Божия. Призвание Божье связывает прошлое и настоящее воедино. В отличие от других элементов Божьего плана, призвание - это видимая часть. Мы не можем видеть, как Бог нас предузнает, предопределяет, оправдывает, но можем увидеть или почувствовать, как Он нас призывает.

Что означает призвание Божье для каждого из нас? С одной стороны, это наша ответственность - как мы отреагируем на призыв Бога в нашей жизни? Это чем-то похоже на повестку из военкомата. Повестка - это не просто приглашение, это также и властный вызов. Мы можем явиться на этот вызов, а можем проигнорировать или пуститься в бега. Однако в этом случае мы вступаем в конфликт с той властью, которая существует в государстве. Нам придется жить с постоянной оглядкой, что нас могут поймать и наказать. Что-то похожее происходит и в ситуации с Божьим призывом. Можно попытаться убежать куда угодно, но если Бог сказал человеку что-то сделать, то не найдется такого места, где человек смог бы заглушить свою совесть. Нет места, куда можно было бы убежать от самого себя и от Бога. Можно убежать от людских глаз, но от Бога и от себя не убежишь.

Но есть и вторая сторона Божьего призвания. Если Бог нас призывает, то Он и обеспечивает нас всем Своим небесным оснащением. Он готовит нас, Он защищает нас, Он поддерживает нас, Он утирает наши слезы и заставляет замолчать наших врагов. И в самом конце нашего пути Он обещает наполнить нас своей славой. Когда Иисус призвал Петра, Иакова и Иоанна на гору Преображения, они увидели славу Христа, и увиденное поразило их воображение. Но нам Господь обещает нечто большее, чем просто быть свидетелями Его славы. Мы уже читали это место сегодня, прочитаем его еще раз:

2Фес.2:13-14 «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа»

Бог призвал нас не просто для созерцания или любования, а для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Мы призваны к славе Божьей, и пусть это наполняет нас радостью и благодарностью.

слава, предопределение, призвание, Преображение, воля Божья, дары, Бог

Previous post Next post
Up