Однажды к Иисусу Христу подошел человек и спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:36-39). Вот такой ответ дал Иисус человеку, который хотел найти самое главное в жизни.
Нам всем хочется знать, что важнее всего, чтобы не размениваться на мелочи.
Давайте внимательно прочтем заповеди, данные Христом. На первом месте там стоит любовь к Богу, которая требует всего человека: его сердце, силу, разум. Но о второй сказано, что она «подобна» первой, то есть такая же. И в ней речь идет о любви к ближним, о взаимоотношениях. Я думаю, что Иисус имел в виду не только родственные или соседские взаимоотношения. Он говорил о Церкви Своей, где эти взаимоотношения очень хорошо проявляются. Ведь Церковь - это собрание людей, искупленных Богом, тех, кто стал близкими по вере, кто имеет частые общения на богослужениях или просто участвует в жизни церкви.
Невозможно любить Бога, не любя Его церковь
Размышляя над этим, я попытался вспомнить хотя бы одного верующего, который любит Господа, изучает Слово, молится, но не является членом церкви. Я таких не знаю. Мне вспомнились люди, которые говорят, что любят Бога, но к церкви не имеют отношения. Ни у одного из них нет нормальной духовной жизни. Они или впали в ересь, или живут в грехе, или в бунте.
“Я и Бог” - звучит очень красиво. Но это иллюзия, потому что Бог создает на земле Церковь, и Он изначально определил этот баланс - без Церкви Царство Божье не развивается. Мы не можем в этом вопросе брать в пример Авраама. Тогда не было церкви, это была эпоха патриархов.
Обратите внимание, все послания в Евангелии написаны для Церкви. Я приведу несколько мест Писания, подтверждающие, что Бог работает именно там: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Иоан.1:7). Давайте вдумается: слова “если мы во свете”, говорят, что мы уже освещены, имеем общение с Богом, а это значит, что мы имеем общение друг с другом, и тогда Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха. Получается, что если мы имеем отношения с Богом, и правильные отношения в Церкви, то тогда Он еще больше очищает нас. На первый взгляд кажется, что здесь что-то перепутано. Сначала следовало бы очиститься Кровью Христа, а потом только войти во свет и общаться со святыми. Но написано: «Если мы во свете, то обязательно будем иметь общение друг с другом».
Благодать действует в церкви через человека
Апостол Павел, в конце своей жизни прощаясь с пресвитерами в Ефесе, в церкви, где он трудился несколько лет, сказал: «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян.20:31,32). Апостол говорит, что слово благодати может назидать лучше, чем он это делал три года со слезами. Встает вопрос: если Бог, Его благодать и Слово Его благодати лучше может назидать, чем Апостол Павел, то зачем он три года учил их со слезами? Или благодать должна была открыться для них только с уходом Павла? Нет, была благодать, был Бог, было Слово. Просто нужен был человек, который бы учил других людей в церкви, а они бы учили новых людей.
Бог говорит через людей
Сегодня этот принцип действует так же. Если взять человека, который недавно покаялся, дать ему Слово Божье и сказать: «Предаем тебя Богу и слову благодати, которые может назидать тебя лучше”, что произойдет с этим человеком? Если он не будет посещать церковь и общаться с верующими, наследия со всеми освященными он не получит. Есть Божьи ресурсы, жизненно необходимые для христианина, чтобы он смог достичь небес. Эти ресурсы сокрыты в церкви, и Бог не даст их вне церкви, если, конечно, человек не оказался на необитаемом острове или там, где вообще нет церкви. Есть ресурсы Бога, которые сокрыты только в Церкви.
Я задал себе вопрос, и вы можете задать его себе: сколько благословений мы получили напрямую от Бога и сколько - через людей? Лично я не помню ни одного материального благословения, полученного напрямую от Бога. Всегда они приходили через людей, побуждаемых к этому Богом.
Но уйдем от материального. Были, конечно, ободрения, вдохновения, откровения, которые я получал в молитве. Только гораздо больше я получал их, опять же, через людей, посредством которых говорил Бог.
Не так давно я был внутренне очень сильно придавлен, разбит. Вдруг позвонил брат из церкви и сказал пару фраз, от которых все изменилось, и это меня сильно ободрило. Бог через этого брата говорил со мной, а он эти слова даже не вспомнит. Очень много вдохновений, откровений, поддержки я получал от Бога, но через людей.
Божьи ресурсы сокрыты в церкви
Есть жизненно важные ресурсы для человека, которые Бог сокрыл в Церкви и не даст их в другом месте. Например, представьте семью, время обеда, стол накрыт, и мама зовет всех обедать. А кто-то из детей просит, чтобы ему накрыли в сарае. Накроет ли мама ему там? Нет. Нормальная мама не накроет своему ребенку обед в сарае в то время, когда вся семья ест в доме.
Бог строит на земле Церковь, и Он не разбрасывает благословения вне Церкви. Почему Господь так делает, я точно не знаю, но могу предположить.
Первое. Каждый человек глубоко внутри считает себя самодостаточным. Однако нет такого человека, даже служителя Церкви, который сочетал в себе все дары. Нет ни одного самодостаточного органа в нашем теле, который бы исполнял все функции. И не будет такого христианина, такого суперпомазанника, который бы, как Христос, все в себе сочетал. Бог постепенно открывает людям глаза на это. Он распределил каждому дары, как угодно Ему, чтобы мы зависели друг от друга, чтобы развенчивать наш эгоизм и “самодостаточность”. Он намеренно сделал нас зависимыми друг от друга. Таким образом Бог созидает Тело Христово, Свою Церковь.
Так что важнее: общение с Богом или общение с верующими?
Хочу вернуться к тому месту Писания, с которого мы начали. «…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:36-39). Вот заповедь первая и наивысшая, а вторая подобна ей. Насколько важна первая, настолько же важна и вторая. Когда мы говорим только об одной, то мы закладываем в свою жизнь перекос. Одной заповедью не выживешь. Это можно проиллюстрировать на примере звона колокола. Когда бьют в колокол, то удар с равной силой приходится на обе стороны. И невозможно в большой колокол бить только в одну сторону.
Сколько христианин прилагает усилий, чтобы искать Бога, столько же он должен прилагать усилий, чтобы быть в общении с братьями и сестрами. Возлюбить Бога без взаимоотношений с людьми невозможно.
Что важнее, сказать трудно. Общение с Богом и общение в церкви - это равные по важности и значению вещи. Начинается все с покаяния и восстановления отношений с Богом, дальше обязательно идут взаимоотношения в церкви.
Острие духовной жизни - спасение людей
Есть еще один вид взаимоотношений, жизненно необходимый для здоровой христианской жизни в церкви, - взаимоотношения с неверующими людьми во имя их спасения. Это очень важно.
Мы все хорошо знаем и любим место Писания, где Иисус сказал о Себе: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20). Но мы не всегда собираемся во имя Его. Есть наши встречи во имя восполнения наших нужд, есть встречи, чтобы просто провести хорошо время. Такое ощущение, что в некоторых христианских общениях Христа давно нет. Есть заснувшие, заквашенные на своих нуждах, проблемах, переживаниях общения, где даже мысли не приходят о том, что надо еще и спасать людей.
Какие еще неверующие? У нас и своих нужд хватает, - рассуждают некоторые. А Иисус шел к неверующим. Мы призываем Бога в свои нужды, а Он призывает нас спасать людей.
Запомните, если вы хотите быть там, где совершаются дела Божьи, - будьте там, где Его сердце. А Его сердце там, где спасаются люди. Это острие духовной жизни. Мы думаем, что острие - это наши переживания. Нет. Острие духовное жизни - там, где идет речь о спасении человека. Там всегда будет помазание, сила Божья, там будут чудеса, знамения. Бог там. Он Спаситель. И сегодня Он спасает так же, как спасал тогда.
Так было в жизни Христа. У него были отношения с Отцом, с учениками и отношения с неверующими, чтобы проповедовать, исцелять, воскрешать с целью, чтобы они спаслись. А мы Христовы и должны идти Его путем. Стань другом для неверующих, и ты будешь на передовой, там, где идет основное сражение. Но Бог туда посылает Свои ресурсы. Куда везут лучшее во время войны? На передовую. Там и сгущенка, и тушенка, хотя в стране может быть голод. А наша передовая - там, где острие битвы по спасению людей. Там и будут чудеса, знамения.
Итак, для того, чтобы у христианина была здоровая духовная жизнь, у него должно быть, во-первых, обязательное общение с Богом, во-вторых, общение с христианами в церкви, в-третьих, - с неверующими людьми с целью их спасения. Это три кита, на которых стоит здоровая церковь.
Источник:
Любин Максим. Возлюби ближнего твоего. Христианская газета. 2009. №4.