Задам вам неожиданный вопрос: как вы боретесь с бессонницей? Кто-то считает овец, кто-то вспоминает прожитый день. Есть еще один хороший способ: вспомнить и проговорить внутри себя те псалмы, которые мы помним наизусть. Один из таких псалмов предлагаю сейчас прочитать. Не для того, чтобы вы уснули, напротив - чтобы дать пищу для размышлений.
Итак, Псалом 18. В нем содержится множество ярких образов и запоминающихся слов. Последний стих может даже быть использован в качестве девиза всей нашей жизни. Но размышлять мы сегодня будем над другими словами из этого псалма.
Пс.18:10 «Страх Господень чист, пребывает вовек»
Это, на самом деле, парадоксальные слова. В них содержится количественная и качественная характеристика страха Божия. Страх Господень чист - это его качественная характеристика. Страх Господень пребывает вовек - это его количественная характеристика. И обе эти характеристики необычны. Что значит - страх Господень чист? Как страх может быть чистым или нечистым? И как он может пребывать вовек, т.е. длиться вечно? Разве не настанут такие времена, когда никакого страха уже не будет?
Итак, что означает, что страх Господень - чист?
Прочитаем два места Священного Писания.
Первое относится к той ситуации, которая возникла в жизни Иакова, когда его мать, Ревекка, предложила ему обмануть отца, притвориться Исавом и хитростью взять благословение, которое по закону предназначалось старшему брату.
Быт.27:11-12 «Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; 12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение»
Другой эпизод - когда жена Потифара сделала Иосифу непристойное предложение, он ответил:
Быт.39:8-9 «Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; 9 нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?»
Обратили внимание на то, как отличается реакция Иакова и его сына Иосифа на возможность поступить нечестно? Иакова беспокоит, что отец может разгадать его хитрость, и он в его глазах будет обманщиком. А как насчет Бога? Разве Бог не видел всю ту ситуацию, весь тот обман? Из прочитанных слов мы не видим, что у Иакова в той ситуации был страх Божий. У Иосифа испытание было гораздо сложнее, и соблазн был очень велик. В истории известно множество случаев, когда люди устраивали свою судьбу похожим образом, вступая в тайную связь со своим хозяином или хозяйкой. Но Иосиф ни секунды не колебался, он не рассматривал это предложение как шанс, он говорит: «как же сделаю я сие великое зло». Наверное, многие слуги желали бы оказаться на месте Иосифа, но для него это - великое зло, и ничего более. И далее он говорит: «как же я согрешу пред Богом»? О некоторых людях в Библии сказано, что они «ходили пред Богом». Что это значит? Это значит - 24 часа в сутки и семь дней в неделю осознавать, что Бог меня видит. Я постоянно нахожусь в его присутствии, и мне следует жить и поступать соответственно. И такое понимание было в сердце Иосифа.
Кстати говоря, после того, как Иаков воспользовался советом матери и обманом завладел благословением отца, ему пришлось бежать, боясь мести своего брата Исава. И это очень показательно - если в человеке есть недостаток страха Божия, то в нем развивается страх перед людьми. И затем, давайте вспомним, что когда Иаков, будучи беглецом, устроился на ночлег, что он увидел? Лестницу, по которой ангелы Божьи спускались и поднимались. Бог посылает Иакову особые переживания, чтобы для него стало реальным Божье присутствие в его жизни. Иаков зачастую не осознавал, что он «ходил пред Богом». Интересный момент: многие люди мечтают увидеть нечто необычное; они думают, что это утвердило бы их веру. Но очень часто случается так, что чудеса в жизни человека говорят о том, что у человека проблемы.
Итак, что же означают слова «страх Господень чист»? Они означают, что страх Господень производит моральную и духовную чистоту. Один проповедник сравнил этот страх с антисептическим средством, которое очищает от всего нечистого и вредоносного. Страх Господень уничтожает вредное и разлагающее влияние, которое окружает нас в этом мире. Человек, в сердце которого нет страха Божия, увлекается многими соблазнами этого мира. Человек, в сердце которого живет страх Божий, мыслит так, как Иосиф: «как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?». Для него в таких ситуациях нет выбора, потому что свой выбор он уже сделал раньше, когда принял решение следовать за Христом. И когда грех искушает дитя Божье, оно может сказать ему подобно Аврааму, который ответил богачу: «Между мной и тобой утверждена великая пропасть».
В Пр.8:13 сказано: «Страх Господень - ненавидеть зло...». Если мы боимся Господа, то должны ненавидеть зло и не идти с ним на компромисс.
Прочитаем еще два места, на этот раз - из Нового Завета.
Деян.9:1-6 «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать?...»
Откр.6:12-17 «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.
13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.
15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,
16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;
17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
И снова мы видим два разных страха. Человек, в сердце которого нет страха Божия, он тоже по-своему боится Бога, но как? Он стремится забиться в какую-нибудь щель, как таракан, он ничего хорошего не ждет от встречи с Богом. Но если в сердце человека присутствует страх Божий, то он реагирует как Савл: «Господи! что повелишь мне делать?». Савл был в шоке от встречи с Иисусом. Он думал, что он служит Богу, когда гнал христиан, он боролся за чистоту веры и полагал, что занят благим делом. Но он заблуждался. И когда его заблуждение было вскрыто, его реакция - раскаяние и желание исправить свою ошибку. Он не пытается оправдываться, он не убегает от Христа. Он жаждет служить Господу. И позднее Савл, он же Павел, пишет во Втором послании Тимофею:
2Тим.4:7-8 «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; 8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его»
Вот то важное качество страха Божия - он влечет человека к Богу, человек жаждет встречи со своим Господом. Только тот, кто имеет страх Божий, может возлюбить явление Господа.
Итак, мы увидели с вами две характеристики страха Господня как чистого страха: 1) он чист, так как не допускает нечистоты в сердце человека, в его помыслах, в его поступках; 2) он чист, потому что влечет человека к Богу. Подобное тянется к подобному. Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы; Бог свят и нет в Нем никакой нечистоты. Потому и человек, имеющий чистый страх Божий, чувствует себя комфортно в присутствии Бога. Он не пытается спрятаться от него, забиться в какую-то щель. Он жаждет присутствия Божия в своей жизни.
Прочитаем еще два места.
1Ин.4:17-18 «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. 18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви»
Флп.2:12-13 «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, 13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению»
Нет ли в этих словах противоречия? Один апостол говорит, что где любовь, там нет страха, другой апостол говорит, что мы должны со страхом и трепетом совершать свое спасение. Кто из них прав? Оба правы.
О чем говорит Иоанн? В 17-м стихе сказано: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда». Другими словами, Иоанн обращается к тем христианам, которые сомневаются в своем спасении, которых сковывает беспокойство по поводу того, что они могут оказаться в аду. Если такой страх будет в нашем сердце, то этот страх будет причинять нам мучение; он будет останавливать нас на пути к совершенству во Христе Иисусе. Поэтому когда мы принимаем Иисуса в свое сердце, мы должны пропитаться Его любовью, и эта любовь изгонит из нашего сердца любой нечистый страх. Люди, которые живут без Бога, постоянно находятся в страхе. В этом падшем мире очень много оснований для страха. Даже сильнейшие люди этого мира поражены различными фобиями. Например, рассказывают, что у Сталина было семь спален в разных местах. Каждая закрывалась так же надежно, как сейф. Чтобы сбить со следа потенциальных убийц, Сталин каждый раз устраивался на ночлег в другой спальне. Пять правительственных лимузинов требовалось для перевозки его из резиденции в резиденцию, и в каждом окна были плотно занавешены, чтобы никто не догадался, в каком из них сидит Сталин. Глубоко внутри его терзал настолько сильный страх, что он завел специально обученного человека, единственной задачей которого было осматривать и охранять его коробку с чаем для заваривания.
Подобных случаев известно немало. Человек, который не имеет страха Божия, в сердце которого нет Божьей любви, поражен многими другими страхами. Совершенная любовь изгоняет из нашего сердца любой нечистый страх. Но в сердце должен пребывать чистый страх, о котором говорит Павел: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение». А как мы можем совершать свое спасение? Разве мы можем спастись своими делами? Конечно, нет, спасение в Иисусе, но страх Господень позволит нам пройти наш христианский путь без потерь, в чистоте сердца. Страх огорчить Господа, страх отпасть от близости Божией, страх испачкаться в грязи этого мира - вот что значит страх Господень чист. Такой страх мы можем назвать «благоговейный стыд». Нам стыдно оказаться не таковыми, какими нас желает видеть Господь.
Но мы прочитали, что страх Господень не только чист, но и пребывает вовек. И именно его чистота является залогом того, что мы войдем в Царство Небесное, ведь ничто нечистое туда не войдет. Рабский, нечистый страх не позволит нам обитать в присутствии святого Бога. В качестве иллюстрации этого давайте вспомним притчу о талантах. Один господин, отправляясь в чужую страну, поручил одному своему рабу 5 талантов, другому - 2 таланта, а третьему - один. Первые два раба поступили благоразумно, они вложили свои таланты в дело и получили прибыль. Но как поступил тот, кто получил один талант?
Мф.25:24-25 «Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое»
Вот вам пример нечистого, рабского страха. И какова участь того раба?
Мф.25:30 «а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов…»
Мы видим, что нечистый страх отторгает человека от Царства Божия. И не потому, что Бог жестокий, а потому, что человек не принял его великой любви. Он для него так и остался жестоким господином. И такой нечистый страх ведет его к осуждению.
Как-то пришлось смотреть передачу «Не верю», в которой устраивают диспут между православным священником и атеистом. И в одной из этих передач известный журналист Владимир Познер говорил о том, что он атеист, потому что его смущают все те жестокости, которые он видит в Библии, и он не может принять мысль о том, чтоб Бог есть любовь. Например, он говорит: «Я задавал вопрос многим священникам, и никто не смог мне дать удовлетворительный ответ: почему Бог ожесточил сердце фараона, а потом его же за это и наказал». Т.е. в глазах Познера Бог - это все тот же жестокий господин из притчи о талантах. И когда ведущий передачи спросил Познера: «Предположим, что Бог все же есть; если бы вы с ним встретились, что бы вы ему сказали?», на что тот ответил: «Я бы Ему сказал: как же Вам не стыдно?». Познер готов пристыдить Бога за то, что тот - «господин жестокий, жнет где не сеял и собирает где не рассыпал». И удивляешься, как человек эрудированный, образованный и во многих отношениях мудрый не способен на страницах Священного Писания рассмотреть Божьей любви, а видит только Божью несправедливость.
Итак, 18-й Псалом открывает нам множество важный истин. В нем говорится о творении, которое проповедует нам Бога, о совершенстве закона Господня, о верности откровений Божьих и праведности Его повелений, и в этом ряду важное место занимает страх Господень, который чист и пребывает вовек. Пусть этот страх присутствует в каждом из нас, будем служить Ему с благоговением и страхом, будем очищать себя от всякой скверны плоти и духа, будем ходить пред Богом осмотрительно и внимательно, до того момента, когда состоится встреча с нашим Господом и Спасителем. И пусть в наших сердцах пребывает жажда этой встречи.