Генерал Петр Григоренко. Его жизнь является редким примером того, как человек, сделавший успешную военную карьеру, имевший многочисленные государственные награды и льготы, бывший "без пяти минут" доктором наук, пожертвовал всем ради борьбы против системы во имя справедливости и демократии. В результате, Петру Григорьевичу пришлось пройти испытания тюрьмами, "карательной психиатрией" и, в конце концов, оказаться за границей без возможности возвращения на Родину.
Петр Григорьевич Григоренко родился 16 октября 1907 в селе Борисовка (ныне - в Запорожской области). В молодости он был ярым приверженцем коммунистических идей. Рано вступил в комсомол и большевистскую партию. Работал на предприятиях Донбасса, в трудовой школе и детском городке для несовершеннолетних правонарушителей. В 1929-1931 годах учился в Харьковском технологическом институте. Далее перевелся в Московскую военно-инженерную академию, которую окончил в 1934 году с отличием.
Военная карьера Григоренко тоже быстро пошла вверх. В 1936 - 1937 годах он командовал 52-м отдельным инженерным батальоном Минского укрепленного района, а в 1939 году с отличием окончил в Москве Академию Генерального штаба.
В 1938 году в жизни будущего генерала-диссидента произошел эпизод, который мог кардинально изменить его дальнейшую судьбу. От брата Ивана, арестованного по политическим мотивам, но затем уволенного, Григоренко получил информацию о преступлениях чекистов в Запорожье. Тогда Петр Григорьевич записался на прием к генеральному прокурору СССР Андрею Вышинскому - одному из организаторов показательных судебных процессов 1930-х годов. Как говорил Григоренко позже: "Я не понимал того, что сам ходил в это время по лезвию ножа". После этого разговора ряд организаторов репрессий в Запорожье был арестован.
В 1939 году Петр Григоренко участвовал в боях на Халхин-Голе против японцев, где получил ранения во время минометного обстрела. В начале советско-германской войны командовал 18-й отдельной стрелковой бригадой на Дальнем Востоке. Против Германии и ее союзников воевал с декабря 1943, сначала на 2-м Прибалтийском, затем на 4-м Украинском фронтах. Участвовал в боях за освобождение Карпат. В феврале 1945 года получил звание полковника.
После войны Григоренко преподавал в Военной академии имени Фрунзе в Москве. В 1949-м защитил кандидатскую диссертацию "Особенности организации и ведения общевойскового наступательного боя в горах". В 1956-м получил звание генерал-майора.
1961 г. стал началом диссидентской деятельности Петра Григоренко. 7 сентября на партийной конференции Ленинского района Москвы он выступил с речью, в которой решительно поддержал десталинизацию, однако призвал не допустить установления нового культа личности, намекая на Никиту Хрущева. В итоге был подвергнут критике, уволен из академии (при этом ему не позволили защитить уже готовую докторскую диссертацию) и направлен служить в Дальневосточный военный округ.
Однако понижение в должности и крушение научной карьеры не заставили Григоренко отказаться от своих взглядов. Напротив, он убедился, что "с руководством КПСС нужно вступать в борьбу, а не пытаться задобрить его верноподданными просьбами". Осенью 1963 года Григоренко со своими сыновьями и друзьями создал "Союз борьбы за возрождение ленинизма". Уже 2 февраля 1964 г. его арестовали в Хабаровске и самолетом доставили в Москву. Петра Григорьевича исключили из партии, лишили генеральского звания, боевых наград и пенсии, а в довершение ко всему признали невменяемым и этапировали в специальную психиатрическую больницу на принудительное лечение.
Через полгода после свержения Никиты Хрущева и прихода к власти Леонида Брежнева Григоренко выписали из больницы без восстановления в воинском звании. Чтобы выжить, он работал сторожем, экскурсоводом, грузчиком в магазинах, мастером в строительной организации. Наладил связи с украинскими и российскими диссидентами, стал неформальным лидером движения за возвращение в Крым депортированных крымских татар.
В 1967 году Петр Григоренко написал историко-публицистический памфлет "Скрытие исторической правды - преступление перед народом". Одним из первых указал на то, что катастрофические поражения СССР в начале советско-германской войны были обусловлены не только тотальным истреблением перед войной военных кадров, но и тем, что Советский Союз действительно готовился к наступательной, захватнической, а не оборонной войне.
7 мая 1969 года Петра Григоренко снова арестовали. На основании диагноза "психическое заболевание в форме патологического (паранойяльного) развития личности с наличием идей реформаторства" его снова изолировали в специальной психушке. По мнению власть имущих, жить в "советском раю" могло не нравиться только сумасшедшим…
Только через 5 лет под давлением международной кампании протестов Петра Григоренко выписали. Он стал соучредителем Московской и Украинской Хельсинкских групп, обеспечивал связь украинских правозащитников с Западом. Выступал в защиту евреев, месхов, армян, немцев Поволжья, чеченцев и других угнетенных наций СССР.
В 1977 году у Григоренко обострились болезни, полученные на фронте и в психушках. Он нуждался в неотложной хирургической операции. Советское правительство разрешило уехать с женой на лечение в США (отношения Москвы и Вашингтона как раз тогда переживали период разрядки). Но, приехав в Америку, Григоренко узнал, что Верховный Совет СССР лишил его советского гражданства. Диссидент получил политическое убежище от правительства Соединенных Штатов.
За океаном Григоренко приобщился к общественной жизни. Читал лекции по правам человека, участвовал в разных международных форумах. Встречался с Президентами США Джеймсом Картером и Рональдом Рейганом, Премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер. Его статьи публиковались ведущими СМИ демократических стран. Григоренко написал мемуары о своей диссидентской деятельности под названием "В подполье можно встретить только крыс". По просьбе Петра Григорьевича специалисты Американской психиатрической ассоциации осуществили его обследование и не обнаружили никаких признаков психической болезни, что полностью опровергло выводы советских "экспертиз".
Петр Григоренко совсем чуть-чуть не дожил до восстановления независимости Украины. Он умер на 80-м году жизни в Нью-Йорке, 21 февраля 1987 года. Похоронен на украинском кладбище Святого Андрея в Саут-Баунд-Бруке (штат Нью-Джерси, США). Посмертно первый и единственный Президент СССР Михаил Горбачев вернул Григоренко советское гражданство, а судебно-психиатрическая экспертиза подтвердила беспочвенность многолетнего лечения в психушке.
Сейчас в Украине в честь Петра Григоренко названы несколько улиц, проспекты в Киеве и Харькове, площадь во Львове. В Симферополе по инициативе Меджлиса крымскотатарского народа ему установлен памятник. Президент Украины Леонид Кучма Указом № 1155 от 17 октября 1997 года посмертно наградил Григоренко орденом "За мужество" I степени - с формулировкой "за мужество и самопожертвование, проявленные при отстаивании прав человека, активное участие в правозащитном движении".
Источник:
Петро Григоренко - генерал, який став дисидентом