ГОЛОДОВКА как ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ

Apr 09, 2024 10:01

Политика - искусство возможного. Для достижения же невозможного в политике порой приходится прибегать к крайним мерам, когда ничто другое не способно обеспечить желаемый результат. Одной из форм политической борьбы с превосходящим по силам соперником традиционно считается голодовка.

Первой современной голодовкой в мире считается протест каторжан Российской империи против царизма в 1878 году. В начале XX века голодовки стали популярны в Англии. Есть мнение, что под влиянием журнала Free Russia, который выпускали в Лондоне русские эмигранты. Голодали в 1909 году суфражистки (участницы движения за предоставление избирательного права женщинам). Так в 1909 году Мэрион Уоллес Данлоп, арестованная за попытку оставить граффити на стене Вестминстерского дворца, объявила голодовку. Ее освободили через трое суток. Сообщается, что с 1906-го по 2004 год голодовки проходили в 127 странах с разной экономикой и разными политическими системами. Сесар Чавес голодал за равные условия труда, Нельсон Мандела - за окончание апартеида в Южной Африке, в Индии голодал Махатма Ганди, а в Британии - ирландские революционеры. А за последние годы голодовки объявлялись в мире по разным поводам: из-за несправедливых увольнений в Турции, за финансирование системы здравоохранения в Польше, ради свободы прессы в Сербии.

Существуют различные формы голодовки. Впрочем, какой бы она не была, продолжительный отказ от пищи пагубно сказывается практически на всех органах, организм становится беззащитным перед инфекциями. Принято считать, что, начиная голодовку здоровым человеком, примерно через 6-8 недель голодающий может оказаться на грани смерти. Это при условии, что человек все это время продолжает пить воду. В случае сухой голодовки смерть от обезвоживания может наступить через 8-10 суток.

В истории голодовок второй половины ХХ века было немало трагических эпизодов. Можно, например, вспомнить массовую голодовку членов Ирландской республиканской армии, приведшую к смерти десяти человек. В советское время отказ от еды, регулярно практиковавшийся осужденными диссидентами, также привел к трагедиям: в 1985 году в карцере пермского лагеря ВС-389/36 («Пермь-36») во время сухого голодания погиб украинский поэт и правозащитник Василий Стус. Спустя год после смерти Стуса, в начале декабря 1986 года, в заключении умер писатель Анатолий Марченко - после выхода из длительной голодовки.

В советские годы по отношению к голодающим часто применяли принудительное кормление. Так, к примеру, советский диссидент, защитник прав крымских татар Мустафа Джемилев подвергался принудительному кормлению 10 месяцев в тюрьме после начала голодовки в 1975 году.

"Существуют разговоры, будто бы человек, который держит голодовку, привыкает к этому и больше ее не ощущает. Неправильно это, голод чувствуется постоянно.

Сейчас в России отношение к голодающим [заключенным] другое немножко. В СССР независимо от твоего желания на седьмые, восьмые, девятые сутки приходили врачи, и если видели угрозу летального ухода, то принимали решение о принудительном кормлении.

Это значит: приходит надзиратель, держит за руки, ноги, роторасширителем раскрывает рот, иногда ломает зубы, и через шланг питательную жидкость вводят, какое-то количество калорий, которые должны поддержать жизнедеятельность в течение суток-двух. И так каждый день или через день. Когда очень долго голодают, этого недостаточно становится, применяли еще уколы глюкозы.

Сейчас вроде бы должны получать согласие на принудительное кормление. Это абсурд, конечно. Зачем голодающему соглашаться на принудительное кормление? Но, если есть угроза смерти, то к этому прибегают - как и советская, российская власть не заинтересована в том, чтобы заключенный умирал в застенках.

В тюрьмах и лагерях голодовки бывали часто, преимущественно бытовые. Не водят в баню, грубое обращение надзирателей, беспредел, писем и свиданий не дают, низкая температура в камере. Такие голодовки некоторыми уступками администрации заканчивались.

Политические голодовки как правило не рассчитаны на то, что требования будут удовлетворены. Голодающие это понимают. Они просто вносят вклад в общее дело.

Я все рассчитал и перед голодовкой обеспечил доставку очень длинного письма Андрею Сахарову - о тех провокациях, которые мне устраивали. Моя главная задача была, чтобы тема Крыма, тема депортаций крымских татар и требования возвращения исторической родины, тема нарушения прав человека в Советском Союзе были преданы огласке.

В этом смысле я своего добился - у многих зарубежных радиостанций передачи начинались с упоминания о том, что идет 50-й, 60-й, 70-й день голодовки Мустафы Джемилева. Одновременно они рассказывали о том, почему этот человек голодает и чего требует. Тема Крыма, крымско-татарского народа как раз в 1975-76 год как раз вышла в свет.

У меня было такое настроение: я знал, что народ, затаив дыхание, следит за тем, что произойдет со мной. Я знал, что если я не выдержу, сниму голодовку, то вздохнут с облегчением - все-таки остается живым.

Но чувство того, что не выдержу, для меня было неприемлемым, и я был настроен идти до конца. Когда меня уговаривали, приводили аргументы, почему должен бросить голодовку, врачи говорили, что организм отказывает, меня укрепляло в том, чтобы идти до конца - если уж я не совсем полноценный человек, то зачем и жить".

Уже упоминаемый выше Анатолий Марченко, будучи в заключении, держал голодовку в течение 117 дней. Он требовал освобождения всех политзаключенных в стране. Через месяц после начала голодовки - с 12 сентября 1986 года его каждый день, кроме воскресенья, насильственно кормили. Марченко обращался с письмом в Генеральную прокуратуру СССР, обвиняя медицинских работников Чистопольской тюрьмы в применении пыток.

«Питательная смесь приготавливается умышленно с крупными кусочками-комочками из пищевых продуктов, которые не проходят через шланг, а застревают в нем и, забивая его, не пропускают питательную смесь в желудок. Под видом прочистки шланга мне устраивают пытки, массажируя и дергая шланг, не вынимая его из моего желудка (…) Как правило, всю эту процедуру проделывает один медработник. Он поэтому не в состоянии при заливке смеси размешивать ее, так как у него уже заняты обе руки: одной он держит шланг, а другой он заливает в нее из миски смесь. Повторяю, что в данном случае под видом гуманного акта советские власти в лице медчасти тюрьмы подвергают меня физическим пыткам с целью принудить прекратить голодовку», - писал Анатолий Марченко.

На 117-й день голодовки он согласился прекратить ее, но вскоре политзаключенный скончался от острой сердечно-легочной недостаточности, вызванной истощением. Спустя неделю генсек Михаил Горбачев позвонил ссыльному Андрею Сахарову - известному физику и диссиденту, который сам трижды объявлял голодовку и также подвергался принудительному кормлению. Горбачев пообещал ему освободить всех политзаключенных.

С распадом СССР такой распространенный инструмент борьбы политзаключенного как голодовка, который особенно практиковался в 60-80-е годы, по сути канул в лету. 90-е стали в первую очередь периодом массовых бунтов арестантов всех мастей - в это же время появился тюремный спецназ, созданный для их подавления. Да и осужденных по политическим мотивам в новом про-демократическом государстве почти не осталось.

Но с началом нулевых эта практика вернулась: история тюремных голодовок эпохи Владимира Путина насчитывает не один десяток эпизодов.

Так, от пищи в знак протеста отказывался режиссер Олег Сенцов, чья 145-дневная голодовка стала одной из самых длительных в мировой истории. Украинская военная летчица Надежда Савченко голодала больше трех месяцев с небольшим перерывом. Крымский активист Владимир Балух, находясь за решеткой, в течение полугода употреблял время от времени лишь несколько ложек киселя, сухари и мед. Бывший глава Серпуховского района Александр Шестун, который считает свое преследование политически мотивированным, голодал несколько месяцев, при этом подвергаясь насильственному кормлению, пока ЕСПЧ не попросил его прекратить голодовку.

Отдельные краткосрочные голодовки сопровождали громкие политические дела последнего десятилетия: голодали фигуранты дела "Сети" и "Нового величия", "болотники" Сергей Удальцов и Сергей Кривов, участницы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина, экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский. Этот список можно продолжать.

Одни выдвигали масштабные требования - например, освобождение всех украинских политзаключенных. Другие использовали голодовку как инструмент протеста против условий содержания в тюрьмах - зачастую близких к пыточным. В некоторых случаях эти требования - частично или полностью - были удовлетворены. Но очень часто голодовки, с первого взгляда бесполезные и нанесшие вред здоровью самих бунтующих, имели отсроченный эффект. Благодаря публичности политзека и общественному давлению информационная повестка сдвигалась в пользу осужденного, и власти несли серьезные репутационные потери как внутри страны, так и за ее пределами.

Справедливости ради стоит отметить, что голодовка, как метод политической борьбы с более сильным оппонентом, действует лишь в случае соблюдения определенных правил.

Первое - голодать нужно за себя, за свои личные интересы, за свои личные убеждения. В случае с голодовкой "за освобождение Тибета" или "за права животных", голодающего просто никто не будет слушать. Равно как не будут слушать протестующих, если их акция выглядит не душевным порывом, а ясно спланированной технологией.

Второе - голодовка может быть эффективной лишь в том случае, если применяется как крайняя мера. Едва ли может рассчитывать на успех подобная акция, если зрители (а ведь голодовка - это еще и "спектакль", со своей драматургией, сюжетом и зрителями) понимают, что в случае провала своей цели голодающий в общем-то ничего не теряет, кроме задетого самолюбия.

Третье - голодать имеют моральное право лишь те, кто находится в заведомо проигрышной, ущемленной позиции по отношению к своим оппонентам. К примеру, голодовку владельцев и даже рядовых сотрудников казино в знак протеста против запрета игорного бизнеса вряд ли кто-нибудь оценил бы. В остальном же история показывает, что голодовка - довольно действенный метод достижения целей, хоть и не безвредный для здоровья.

Источники:

Тело и публичность как оружие

История голодовки: от Ковальской до Саакашвили

Голодовка в украинской политике

Зачем российские заключенные объявляют голодовку и есть ли в этом смысл

Над голодовками теперь смеются. Российские политики дискредитировали этот инструмент борьбы

СССР, история, политика, питание

Previous post Next post
Up