МЫ ВИДЕЛИ СЛАВУ ЕГО

Feb 04, 2024 10:01

Ин.1:14 «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»

Поразмышляем сегодня о третьей, завершающей части этого стиха: «и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». Но прежде - одна история.

Замок Балморал в Шотландии является летней резиденцией королевы Англии. Когда королева Виктория бывала там, то временами она выходила на прогулку за пределы территории замка. При этом она была одета в самую простую одежду. Однажды, идя по дороге, она подошла к стаду овец, подгоняемых одним пареньком. Он прикрикнул на неё: “В сторону! С дороги! Глупая старуха”. Королева улыбнулась, но промолчала. Тут подоспел её телохранитель и, подойдя к мальчику, приструнил его, сказав, что это королева. “Ну”, сказал пастушок, “пусть тогда одевается как королева!”.

Нечто похожее происходило и с Иисусом. Многие его соотечественники при встрече не понимали, с кем они имеют дело. Исайя, пророчески описывая Мессию, говорил о нем, что нет в Нем ни вида, ни величия (Ис.53:2). Речь не о том, что с Иисусом было что-то не так. Наоборот, внешне Он был таким же, как все. И, несмотря на это, Иоанн пишет: «мы видели славу Его». Как им это удалось?

Конечно, можно вспомнить те моменты, когда Иисус преобразился перед учениками, и одежды его стали блистающими, ярче снега. Можно вспомнить то, что происходило в день Его распятия: неестественное затмение солнца, ужасное землетрясение, раздирание завесы в Храме, открытие гробов, и наконец, воскресение самого Иисуса. И эти все события действительно указывали на то, с кем люди имели дело, что за всей этой вполне обычной внешностью скрывается Некто больший, чем просто человек.

Если задать людям вопрос: «в чем человек может увидеть славу Божию?», то, пожалуй, большинство ответят: «в чудесах». Но ни Библия, ни реальная жизнь не подтверждают того, что чудо является достаточным фактором того, чтобы человек уверовал. Евангелие от Иоанна дает нам множество примеров этого. Вспомним один показательный эпизод.

Ин.5:1-16 «После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу»

Этот отрывок наводит на разные мысли, касающиеся того, как люди того времени воспринимали чудеса Иисуса. Здесь мы видим реакцию самого исцеленного и тех людей, в окружении которых он жил.

Этот исцеленный человек особо не проникся вопросом, кто его исцелил. Он лежал возле купальни в надежде на чудо, и свое исцеление, возможно, он тоже воспринял как безликое чудо. В современных условиях этого человека можно сравнить с теми, кто в поисках исцеления путешествует по святым местам, или лобызает мироточивые иконы, не видя того, кто стоит за всеми этими чудесами. Этакое «чудо ради чуда». Мы видим, что даже узнав, кто его исцелил, этот человек не пошел за Иисусом. Он пошел к иудеям, чтобы им рассказать. На самом деле это не свидетельство своей веры, это - поиск оправдания. Его обвинили в том, что он в субботу нес свою постель. Он нашел виновника этого. И после того, как он «доложил» об этом, соотечественники этого исцеленного человека увидели за этим чудом посягательство на основы их веры. Иисус нарушил субботу - это затмило собой совершенное Им чудо.

Далее в этой главе Иисус говорит, что Он пришел от Бога и делает то, что Ему поручил Отец. Он творит чудеса от имени Бога и силою Бога. Затем Иисус указывает инструмент, благодаря которому люди могут убедиться в том, кем Он является на самом деле.

Ин.5:39-42 «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. 40 Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. 41 Не принимаю славы от человеков, 42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу»

Здесь Иисус вскрывает две проблемы этих людей: они не вникают в Писание и они не имеют любви к Богу. Вся их религиозность поверхностна и неискренна. И слава, которую некоторые из них воздают Иисусу - это слава человеческая. Это не та слава, о которой говорит Иоанн: «мы видели славу Его».

В 6-й главе описан эпизод, когда Иисус накормил пять тысяч человек двумя рыбками и пятью хлебами. Реакция на это:

Ин.6:14-15 «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир. 15 Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один»

Эти люди увидели в Иисусе не Сына Божия, а земного Мессию, который должен быть царем Израиля. Дальнейшие слова подтверждают это.

Ин.6:28-31 «Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?
31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть»

В своей оценке Иисуса иудеи не могли взглянуть выше Моисея или земного царя. Они меряют Иисуса земной меркой и не видят в Нем славы Божией. Иисус пытается им донести эту разницу.

Ин.6:48-50 «Я есмь хлеб жизни. 49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет»

Но далее мы видим, что все попытки что-либо объяснить приводят к тому, что многие перестали с Ним ходить…

Если мы с вами будем последовательно читать Евангелие от Иоанна, то увидим там множество подтверждений того, что чудеса, которые творил Иисус, не были достаточны для того, чтобы люди уверовали в него.

Ин.12:37 «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него»

Таким образом, во все времена было и есть множество людей, для которых чудо не является убедительным доводом в принятии жизненно важных решений. Есть люди, которые не могут подняться выше своих проблем. Получив исцеление, они тут же забывают о том, кто их исцелил. Есть люди, которые не могут выйти за рамки своих обрядов и обычаев. Все, что не вписывается в их картину богопознания или богопочитания, ими отвергается. Есть люди, которые уверены, что чудес не бывает в принципе, и то, что нам кажется чудом - это либо обман, либо этому можно найти вполне научное объяснение. Известный французский безбожник Вольтер однажды заявил: «Если бы на Парижской площади пред глазами тысячи человек и пред моими собственными очами совершилось какое-то чудо, то я скорее не доверил бы двум тысячам и двум глазам, чем поверил бы этому чуду».

Итак, мы с вами с уверенностью можем констатировать следующее: одно дело - видеть чудеса, а другое - видеть славу Иисуса как Единородного от Отца.

Кстати говоря, что означают слова: «Единородный от Отца»? Слово «единородный» в греческом оригинале звучит как «моногенез». Чаще всего это слово понимается как «единственный». Например, в Современном переводе Библии так и сказано: «И увидели мы славу Его, славу единственного Сына Отца». Однако если мы откроем Послание к Евреям, где тоже встречается это слово, то такой перевод может вызвать вопросы.

Евр.11:17-18 «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя»

Здесь мы не можем буквально перевести слово «моногенез» как «единственный», потому что у Авраама был еще сын, Измаил. Поэтому в этом контексте иногда значение слова «единородный» раскрывается как «единственный в своем роде». Исаак был единственным сыном Авраама от Сарры и единственным сыном завета.

В отношении же Иисуса Христа мы можем сказать, что выражение «единородный от Отца» имеет еще один оттенок значения - «одного рода с Отцом». Т.е. здесь Иоанн еще раз подчеркивает факт божественности Иисуса.

Возвращаемся к тому моменту, когда Иоанн говорит: «мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». Неужели только в чудесах дело? Мы с вами уже говорили о том, что в большинстве случаев люди не видят в чудесах славы Христа, у них появляются совершенно другие мысли.

Давайте вспомним еще несколько моментов из Евангелия от Иоанна.

Ин.1:49 «Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев»

Мы не можем на все 100% утверждать, что Нафанаил под словами «Сын Божий» понимал именно то, что мы с вами сегодня понимаем. Но здесь важно обратить внимание на один важный факт: Нафанаил называет Иисуса Сыном Божьим еще до того, как он увидел какие-либо чудеса. Иисус просто сказал ему несколько слов, и этот человек исповедовал Его Сыном Божьим. Для нас, может быть, непонятно: ну, сказал Иисус Нафанаилу «Я видел тебя под смоковницей», ну и что? Что тут такого? Но здесь обращается внимание на важный момент: в нашей жизни могут быть эпизоды, которые имеют смысл только для нас. Для кого-то постороннего это может показаться мелочью, но для нас - это факт встречи с Богом.

Ин.4:39-41 «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову»

Здесь тоже не было каких-то впечатляющих чудес и фейерверков, но люди уверовали, и уверовали они вначале - по словам женщины, а затем - по словам Иисуса. Оказывается, слов для веры достаточно.

Вспомним в качестве примера еще слова Марфы:

Ин.11:27 «Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир»

Когда были сказаны эти слова? До того, как Иисус воскресил Лазаря, или после того? До того.

И вот возникает вопрос относительно нас с вами: в наших обычных жизненных обстоятельствах, когда нет грома и молнии, когда камни не распадаются и когда Иисус не ходит по воде, когда мертвые не воскресают и слепые не прозревают, - можем ли мы увидеть славу Христа?

Вопрос не простой, ведь даже близкие ученики Христа до конца не могли понять, кто перед ними. Достаточно вспомнить слова Филиппа: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Иисус тогда ему ответил: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?».

На самом деле, этот вопрос не просто какой-то умозрительный или чисто богословский. Он имеет самое прямое отношение к нашему с вами состоянию на этой земле и в вечности.

Важно понять: если мы не сможем увидеть славу Христа, если мы не сможем пережить волнение от встречи с Ним, с реальным Христом, то наша вера будет вялой и сонной. Успешность нашей христианской жизни зависит от того, наполнено ли наше сердце славой Христа. Успех нашей проповеди зависит от того, сумеем ли мы донести до других людей славу Христа.

2Кор.4:3-6 «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса,
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа»

Здесь заключены две новости: хорошая и плохая. Плохая состоит в том, что в этом мире есть тот, кто ослепляет. Из этих слов мы видим, что самая главная задача сатаны - не дать людям увидеть славу Христа, потому что в этом случае вся его ложь, все его лукавство выйдет наружу и все его царство рухнет. И поэтому враг душ человеческих ослепляет умы. Если невозможно убедить людей в том, что Иисуса Христа в реальности не существовало, что это вымышленный персонаж, то путь люди называют его учителем, пророком, кем угодно - только не единородным от Отца Небесного. Хорошая новость заключается в том, что Бог озаряет сердца людей и наполняет их познанием славы Христа.

Есть три момента, которые важно понимать, говоря о славе Христа: 1) тень славы; 2) образ славы; 3) полнота (реальность) славы.

Евр.10:1 «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними]»

В Ветхом завете отражена только тень славы Христа, поэтому иудеи ее практически не видели. Иисус говорил своим современникам: «Исследуйте Писания, ведь они свидетельствуют о Мне», но разглядеть им Христа в этих неясных тенях было сложно.

2Кор.3:18 «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа»

В Новом завете нам дан образ славы Христа. Когда мы вникаем в Священное Писание, то мы можем в своем разуме отразить образ Христа, весь Его характер, Его мудрость и любовь, Его терпение и страдание. Помните, как Иисус говорил ученикам: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк.24:26). Во всем этом перед нами раскрывается слава Христа. Сегодня мы с вами можем видеть славу Христа очами веры. И давая нам созерцать славу Христа верой, Дух Святой могущественно обновляет и преобразует нашу душу.

Но настоящее переживание и наслаждение реальной славой Христа нас ожидает на Небесах. Там мы Его увидим во всей Его славе.

Есть воспоминания о том, как умирал Августин, знаменитый богослов, проповедник и епископ. Августин написал замечательные книги (Исповедь, Божий град и др.). И вот, когда он лежал на смертном одре в окружении самых близких друзей, когда его сердце уже практически перестало биться, он внезапно открыл глаза, его лицо засияло, и он сказал: «Я видел Господа. Все, что я написал - это всего лишь труха». С этими словами он почил.

Но мы должны ясно осознавать: никто не сможет увидеть славу Христову на небесах и наслаждаться ею, если в той или иной степени не увидит ее верой в этом мире. Слава Божья и великолепие Божье настолько сильны, что не возрожденный человек не сможет ее вынести. Джон Оуэн в своей книге «Слава Христа» приводит яркую иллюстрацию: «Рыба не будет благодарить вас за то, что вы вынули ее из моря и положили под палящим солнцем! Точно так же не возрожденный грешник не будет радоваться при мысли о том, что он сможет вечно жить в сияющей славе Христа».

Итак, подведем некоторые итоги. Сегодня мы с вами размышляли на завершающей частью стиха, записанного в Евангелии от Иоанна 1:14 «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». Мы увидели, что слава Христа проявлялась по-разному: она была видна в Его чудесах, и в Его преображении, и в исцелениях, и во многом другом. Но мы увидели также, что сами по себе чудеса не делали людей верующими. Настоящими последователями Христа были те, кто имел тесное общение с Ним, кто внимательно слушал то, что Он говорил, чему Он учил. И сегодня мы с вами имеем записанные слова Христа и тех, кто были очевидцами всех тех событий, которые являются основанием нашей христианской веры. И сегодня, благодаря Слову Божию, мы можем иметь полное представление о Славе Христа. И не только можем иметь это представление, но и должны его иметь, поскольку это является условием нашей победоносной христианской жизни. Если христианин не проникся славой Христа, то он будет в своей жизни терпеть поражение за поражением.

Очень важно проверить самого себя и понять: почему я являюсь членом Церкви Христовой. Что мною движет? Каковы мои мотивы? Печально слышать, когда дитя Божье говорит, что он в Церкви, потому что не желает оказаться в аду. Это, конечно, достаточно сильный мотив, и это может привести человека в Церковь. Но если человек уже 10, 20, 30 лет в церкви, и за это время он не продвинулся дальше, то это очень печально. Иегуда Галеви, великий еврейский религиозный мыслитель, философ и поэт, однажды сказал: «Наша религия заключает в себе три элемента: страх, любовь и ликование; каждый из них способен приблизить человека к Богу». Когда мы познаем Христа ближе и глубже, то страх не может оставаться нашим основным мотивом. Тот, кто познал славу Христа, тот будет переполнен любовью и ликованием от осознания того, Кто является нашим Спасителем.

Представьте себе такую ситуацию. Военный госпиталь, куда постоянно подвозят все новых раненых. Кругом кровь, боль и страх. И вот один тяжелораненый боец делает медсестре предложение. Он хочет, чтобы она стала его женой. Его навещает близкий друг и спрашивает: «Почему ты хочешь жениться на ней?». И боец отвечает: «В этом госпитале очень много тяжелораненых бойцов. Я каждый день вижу, как кто-то умирает. И я очень боюсь за свою жизнь. Врачи и медсестры сбиваются с ног и не успевают всем оказать должную медицинскую помощь. Я думаю, что если эта медсестра станет моей женой, то она будет ко мне более внимательна, чем к другим, и лекарства необходимые найдутся, и у меня будет больше шансов выжить». Как вы думаете, если бы та медсестра подслушала этот разговор, сильно бы она обрадовалась? Вопрос риторический. Кому может понравиться, что мотивом женитьбы является не любовь, а страх перед смертью и эгоизм?
По большому счету, мы все эгоисты. Если мы будем искренни сами перед собой, то это признаем. И наш эгоизм, наш страх перед смертью и адом может нас привести в Церковь. Но если это и все, что нас связывает с Христом, если мы, как дети Божьи, не познали славу Христа, если наше сердце не наполнилось любовью, благодарностью, благоговением и ликованием, - не причиняем ли мы нашему Спасителю боль и разочарование? Не похожи ли мы на этого условного «раненого бойца»?

Пусть Господь благословит каждого из нас, чтобы мы также могли присоединиться к словам апостола Иоанна «и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», и чтобы эти слова вдохновляли нас жить в этом мире так, как желает Бог.

слава, исцеление, увидеть Бога, вера, чудеса, Бог, Христос

Previous post Next post
Up