ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕЛАНИЙ

Jan 07, 2024 10:01

Поговорим сегодня о желаниях. Словари определяют желание как внутреннее влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем-нибудь. Возникает вопрос: иметь желания - хорошо или плохо? Наши желания - это то, что заложено в нас Богом или это проявление нашей греховной природы?

Для тех, кто думает, что в этом вопросе есть какой-то подвох, прочитайте следующее место:

Втор.12:20 «Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: "поем я мяса", потому что душа твоя пожелает есть мяса, - тогда, по желанию души твоей, ешь мясо»

Все очень просто: Бог признает, что у нашей души могут быть желания, и Он считается с нашими желаниями. Более того, в Библии упоминается человек, которого Бог через Своего Ангела называет мужем желаний.

Дан.9:21-23 «когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы
22 и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: "Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению.
23 В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить [его] [тебе], ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение»

Понятно, что Бог называет Даниила мужем желаний не за то, что тот любил поесть мясо, и к этому мы еще вернемся. Важен сам факт: желания - это нормально.

Но, в то же время, с нашими желаниями могут быть и проблемы. Потому и наша тема звучит как «Проблемы человеческих желаний».

Уже первое упоминание в Библии о желании человека указывает на определенную проблему.

Быт.3:6 «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел»

Мы рассмотрим несколько понятий, несколько слов, которые отображают разные оттенки наших с вами желаний. И первое слово, которое мы видим - это вожделение. Ева решила съесть запретный плод, потому что оно приятно для глаз и вожделенно.

Вожделение говорит нам в первую очередь об интенсивности желания. Очень часто считается, что любое вожделение - это грех. Вот, например, как один из еврейских раввинов объясняет истоки вожделения.

Вначале Б-г сотворил ангелов, руководствуются истинным знанием, и вожделение не властно над ними. После этого были сотворены животные, совершенно лишенные мудрости и знания. Всеми действиями животных управляет лишь их вожделение, так что несколькими крохами еды их можно завлечь даже на бойню… На шестой день сказал Творец: теперь Я соединю две эти силы вместе. Возьму душу человека, подобную ангелам знанием и мудростью, и соединю ее с животной душой, движимой лишь телесной похотью, - и посмотрю, кто кого победит. Если победит душа разумная - человек будет руководствоваться в своих делах лишь разумом; он будет назван «праведником» и поднимется на ступень ангела. Если же душа животная одолеет разумную, и человек будет всегда поступать лишь согласно своим вожделениям, увлекая себя вниз, пока не опустится до животного, - тогда он будет назван «злодеем».

Т.е. при таком подходе вожделение связывается с животным началом и считается чем-то греховным. Однако в Священном Писании есть места, которые несколько иначе смотрят на этот вопрос.

Пс.83:2-3 «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому»

Вот пример того, что вожделение может быть не только греховное. Вожделение - это желание особой интенсивности, когда человек ни о чем другом думать не может, кроме как об объекте своего желания. Вопрос в том, на что направлено это вожделение. Если его вожделение направлено на общение с Богом, это хорошо, но если вожделение направлено на «запретный плод», то оно превращается в страсть или в похоть. Страсть - это сильное, безудержное желание, когда человек не может ни о чем другом думать. Помните историю Амнона, сына Давида, который воспылал страстью к сестре своей Фамари? Он даже худеть начал, потому что все мысли были заняты Фамарью. Но что произошло потом, когда он получил то, что так сильно жаждал?

2Цар.13:15 «Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней…»

Какой в этом урок для нас: греховное вожделение действует на человека на уровне его воображения, оно формирует в сознании иллюзию получения какого-то особенного удовольствия. Но итог всегда плачевен: если человек поддается искушению, неизбежно наступает глубокое разочарование. Вы наверняка слышали расхожее выражение «запретный плод сладок». На самом деле он сладок только в воображении человека, но по сути своей этот плод горек. Последствия его всегда горьки.

Еще одну разновидность желания мы находим в истории блуждания народа Божия в пустыне.

Чис.11:4-6 «Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? 5 Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; 6 а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших»

Прихоть - это каприз, своевольное желание. Когда народ находился в пустыне, Бог восполнял все его нужды, они ни в чем не имели недостатка. Вместе с тем, они постоянно высказывали свое недовольство. Они вспоминали о том, что они ели в Египте не потому, что были голодны. Там было нечто иное.

Знаете, как звучит слово «желание» на латыни? «appetitus», которое происходит от глагола appetere «хватать; устремляться; жаждать». Если мы немного размыслим о том, чем отличаются понятия «голод» и «аппетит», то это поможет нам немного разобраться с проблемами наших желаний.

Голод - природное чувство, которое сигнализирует о потребности организма. Аппетит - то, что побуждает что-то съесть ради новых ощущений. Как вы думаете, Ева в Эдеме съела запретный плод, потому что была голодна? Нет, потому что плод был аппетитный, ее побудил вкусить плод аппетит.

Интересный факт из истории: В Древнем Риме считалось, что голод могли испытывать только рабы, а господа - только аппетит. Пиры длились часами, и для того, чтобы возбудить или продлить аппетит, приходилось прибегать к различным ухищрениям (музыка, танцы, яркое оформление блюд). Гости часто принимали рвотное или слабительное, чтобы освободить место для новых блюд… Аппетит ненасытен, он ищет все новых и новых ощущений.

В проблеме прихотей есть еще один важный момент. В притчах сказано:

Пр.18:1 «Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного»

Проблема народа Божия в пустыне была не в том, что они хотели разнообразить свой рацион. Их прихоти были отображением их своеволия. И эту проблему Иисус показывает в притче о званых на ужин.

Лк.14:16-20 «один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.
18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти»

Нам может быть и непонятно, что же в этой притче вызвало такой гнев хозяина дома. Званые вежливы, корректны, они не грубят, они просят прощения за то, что они не могут прийти на этот пир. И ничего нет греховного в том, чтобы покупать землю или волов или жениться. Но почему-то звучат такие суровые слова: «много званых, но мало избранных» (Лк.14:24). В другом месте сказано, что «званые не были достойны» (Мф.22:8). В чем же дело, ведь они же не впали в какой-то мерзкий грех?

Знаете, в чем проблема многих детей Божьих? У них нет осознания того, что они своими поступками и своей жизнью огорчают своего небесного Отца. Ведь мы же не живем в явном грехе, не правда ли? Вот, например, Павел пишет:

1Фес.4:3-5 «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; 4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, 5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога»

Ведь это те, кто не знает Бога, движимы страстью похотения, не мы же. Более того, в 9-м Псалме сказано:
Пс.9:24 «Ибо нечестивый хвалится похотью души своей»

Действительно, многие люди, которые живут без Бога, хвалятся своими грехами. Более того, определенные виды грехов в этом мире свидетельствуют о том, что жизнь удалась! Человек добился определенного положения и может многое себе позволить, и зачастую это не скрывается, а выставляется напоказ! Но мы же не такие! Но в чем тут проблема? Проблема в том, что у безбожников их желания зачастую имеют вид похотей, а у христиан их желания приобретают вид прихотей. И как те не считают свои похоти проблемой, так и мы не считаем, что наши прихоти - это проблема.

Для тех, кто хоть немного знаком с Библией, относительно похотей все более-менее ясно. Слово Божье учит, что похоть растлевает человека (2Пет.1:4), что она, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак.1:15). Все это понятно. Но нам зачастую непонятно, что если воля Божья в данный момент нашей жизни заключается в том, чтобы мы питались манной, а мы «скиглим» и бредим мясом, если Бог накрыл в молитвенном доме обильную трапезу для насыщения нашего духа, а мы идем испытывать сто лошадок под капотом, то мы проявляем свои прихоти. В наших глазах, быть может, это не проблема, но в глазах Божьих это проблема. А за этой проблемой следует следующая:

2Тим.4:3-4 «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням»
Вот, оказывается, и здесь есть определенная логическая цепочка! Если похоть рождает грех, а грех рождает смерть, то прихоти приводят к тому, что человек отвращает слух от истины и начинает слушать тех, кто говорит ему приятное.

В продолжение наших размышлений о желаниях прочитаем следующее место.

2Пар.29:1-5 «Езекия воцарился двадцати пяти лет, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Авия, дочь Захарии.
2 И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Давид, отец его.
3 В первый же год царствования своего, в первый месяц, он отворил двери дома Господня и возобновил их,
4 и велел прийти священникам и левитам, и собрал их на площади восточной,
5 и сказал им: послушайте меня, левиты! Ныне освятитесь [сами] и освятите дом Господа Бога отцов ваших, и выбросьте нечистоту из святилища»

Историки упоминают о таком историческом факте. Русский царь Павел I, едва вступив на престол, издал указ, в соответствии с которым каждая карета, повозка, телега, навстречу которой ехала карета царя, должна была остановиться, все должны были выйти и поклониться царю до земли. Иначе кучер подлежал каторге, а пассажиры лишались званий и чинов; кроме того, у них конфисковалось все имущество. Вот такое желания было у этого царя. Это то, о чем он думал, что занимало его мысли.

В случае с Езекией все было не так. Обратим внимание на эти слова: «В первый же год царствования своего, в первый месяц…». Езекия не мог дождаться того момента, когда он воссядет на престоле, чтобы возобновить служение в храме Божьем. Это было его самое сокровенное желание! И в этом он был похож на Даниила, который, находясь в плену, жаждал восстановления Иерусалима и храма, потому и наречен был мужем желаний. У каждого человека может быть множество желаний, но не каждого можно назвать мужем желаний, потому что желания желаниям рознь.

Пс.39:8-9 «Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: 9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце»

Вот кого можно назвать мужем желаний. Не того, кто движим своими вожделениями и прихотями, а того, кто осознает, что Слово Божье написано лично для него, и его желание заключается в исполнении воли не своей, но воли Божьей.

Наши желания могут сказать многое о состоянии нашего сердца. Есть такая фантастическая притча о машине, которая исполняет желания. У одного человека заболел ребенок, и он узнал что где-то далеко изобрели машину, исполняющую самые сокровенные желания. И вот он отправился в путь в надежде, что эта машина поможет исцелить его ребенка. После долгого путешествия он наконец достиг того места и изложил свою просьбу, после чего отправился в обратный путь. Когда он переступил порог своего дома, то понял, что ничего не изменилось, его ребенок так и остался болен. В расстройстве он швырнул свой рюкзак, и из него посыпались золотые монеты. Дело в том, что эта машина исполняла самое сокровенное желание. А самым сокровенным желанием этого человека на самом деле было не исцеление ребенка, а желание разбогатеть. Машина исполняла не то желание, о котором человек говорил, а то, которое у него было на сердце.

Конечно, это фантастика, но, как говорится, в каждой сказке есть доля правды. Всегда ли то, о чем мы молимся, является действительно важным для нас? Помните ту историю, как одна язычница шла за Иисусом и кричала: «помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется»? Чем она закончилась?

Матф.15:28 «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час»

Иисус посмотрел на ее сердце, и увидел, что то, что она произносила своими устами, и то, что было у нее в сердце, полностью совпадает. И она получила просимое. Конечно же, это не означает, что если мы долгое время о чем-то молимся и не получаем ответа, то мы просим неискренне. Я не об этом хочу сказать. Речь о том, вращаются ли наши желания в сфере ценностей Бога или в сфере ценностей этого мира. Давид в одном из своих Псалмов сказал очень важную мысль.

Пс.36:4 «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего»

Если мы хотим, чтобы Бог исполнил сокровенные желания нашего сердца, то мы должны искать утешение в Господе. Не на словах, а на деле. Задумаемся: что на самом деле нас утешает? И далее в этом Псалме говорится о том, чтобы мы предали Господу свой путь, покорились Ему, перестали гневаться, и так далее.

Итак, мы можем подвести некоторые итоги. Тема человеческих желаний необъятна, и вряд ли возможно в рамках одной проповеди рассмотреть все связанные с этим детали. Но сегодня хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты. Как мы увидели, человеку присуще иметь желания, и это на самом деле неплохо, если у нас есть желания. Гораздо хуже, если человек говорит, что я уже в жизни ничего не хочу. Это может быть проявлением депрессии или какой-то другой проблемы. Проблема заключается в том, что место здоровых, нормальных желаний в жизни людей заняли вожделения и прихоти. Человек либо зацикливается на чем-то и считает, что для счастья ему нужно то или другое, как правило, что-то материальное; либо выказывает свое недовольство тем, что у него есть и движется по жизни своими капризами. Но стать счастливым подобным образом - это все равно, что утолить жажду морской водой. Сколько бы ты не выпил соленой воды, тебе будет хотеться еще больше. Один из самых богатых людей ХХ века греческий миллиардер Аристотель Онассис незадолго до своей смерти записал в своем дневнике такую мысль: «Моя жизнь была золотым туннелем, туннелем, ведущим в никуда». Он имел все, что только мог пожелать. У него было несколько жен и еще больше любовниц. Его жизнь была чем-то похожа на жизнь Екклесиаста, который тоже не имел недостатка в средствах, тоже испытал в этой жизни все, но в итоге пришел к выводу, что все в этом мире суета и томление духа.

Но что же способно утолить жажду каждого человека, живущего на этой земле? В 41-м Псалме об этом написано так:

Пс.41:2-3 «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! 3 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!»

Вот он, единственный источник, который может утолить жажду и исполнить самые сокровенные желания каждого человека. И об этом говорил Иисус, соя на ступенях Храма в Иерусалиме:

Ин.7:37-38 «…кто жаждет, иди ко Мне и пей. 38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой»

Тот Младенец, о котором мы вспоминаем в эти рождественские дни, пришел на нашу землю, чтобы стать этим живительным источником утешения, источником спасения, источником исполнения наших желаний. Конечно же, наша жизнь не состоит только из духовных желаний. Мы с вами пока еще люди из плоти и крови, и ничто человеческое нам не чуждо, главное, чтобы наши земные желания не застилали от нас образ Отца нашего Небесного и Спасителя Господа Иисуса Христа. И если у нас есть какие-то желания, мы, наученные у ног Иисуса, знаем, что делать. Я напомню, и это будет последнее на сегодня место Священного Писания.

Фил.4:6-7 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»

грех, похоть, желание, человек

Previous post Next post
Up