Иерусалим, декабрь 1917 года. Атмосфера была наэлектризована, когда генерал Алленби смиренно слез с лошади, почтительно снял шляпу и вошёл в стены Старого города через Яффские ворота, которые не использовались уже много лет. 973 года мусульманского правления закончились. Знаменитые кадры показывают, как еврейский народ приветствует его как некоего мессию, и после этого Земля Израиля уже никогда не была прежней. С течением времени участие Британии не всегда было таким позитивным, но история возникновения этого конкретного момента буквально захватывает дух.
General Sir Edmund Allenby entering the Holy City of Jerusalem on foot 1917 to show respect for the holy place. 11 December 1917. Photograph by Underwood & Underwood. Frank and Frances Carpenter Collection.
Время пришло
После того, как пришли и ушли прочие мусульманские завоеватели, турки-османы захватили Иерусалим и тогдашнюю Палестину и правили ими в течение 400 лет. В Библии выражение «400 лет» кажется своего рода синонимом рабства и угнетения: 400 лет ханаанского греха, накопленного для гнева, 400 лет рабства в Египте... а здесь у нас 400 лет османского правления. Строительство церквей и синагог было объявлено вне закона, церковные колокола были запрещены, немусульмане (зимми) не имели равных прав в течение большей части того времени и должны были платить дополнительный налог «джизья». Но что самое катастрофическое, в 1915 году прозвучал призыв избавиться от всех христиан в Империи. Геноцид армян затронул не только армян, но также католиков и прихожан греческой православной церкви. Полтора миллиона человек были убиты, и многие пережили ужасные страдания, прежде чем сбежать. Вероятно, Бог решил: довольно.
Предсказанный момент и стратегия, данные в Исаии 31
Поскольку турки были союзниками Германии в Первой мировой войне, британцам пришлось сражаться против угасающей Османской империи на Ближнем Востоке. Генералу Алленби было поручено освободить Иерусалим, и он выразил своему начальству обеспокоенность масштабами и деликатностью стоящей перед ним задачи. Ему было приказано взять город, не стреляя ни по людям, ни по городу [1]. Как вообще это можно было сделать? «Молись», - последовал свыше ответ, который, возможно, в тот момент казался не очень полезным. Но Алленби молился.
Он наткнулся на работу библеиста доктора Герберта Олдерсмита, который изучал пророчества об Израиле. Олдерсмит объяснил в своей книге 1898 года «The Fullness of the Nations» (Полнота народов), что, по его мнению, Иерусалим будет освобождён Великобританией в 1917 году [2]. На основании Исайи 31:4-5 он убедился, что Великобритания сыграет свою роль в восстановлении Иерусалима и что это будет осуществлено с помощью какого-то летательного аппарата [3]. Олдерсмит пришёл к этой идее ещё до того, как братья Райт совершили свой первый полёт в 1903 году - самолеты ещё даже не были изобретены, но именно это в конце концов и произошло. Четырнадцать лет спустя, в 1917 году, самолеты использовались, но нечасто, и большинство людей никогда их не видели. Убежденность этого человека в отношении 31-й главы Исаии вдохновила Алленби. Он летал на самолетах над Иерусалимом и разбрасывал листовки, написанные на арабском языке: «Сдайте город! Алленби».
Одна арабская поговорка гласит: «Турки не покинут Иерусалим до тех пор, пока река Нил не потечёт в Палестину и пророк не изгонит их из города». Удивительно, но события привели к тому, что эти две крайне маловероятные вещи произошли.
В течение ряда лет, предшествовавших этим событиям, в Египте находились британские войска, а генерал-лейтенант сэр Арчибальд Мюррей получил разрешение на строительство трубопровода для перекачки пресной воды из Нила и железной дороги для снабжения своих войск. К 1917 году вода прибыла вместе с войсками в Палестину. Как ни странно, река Нил потекла в Палестину.
Во-вторых, сброшенная с воздуха листовка Алленби, написанная на арабском языке, выглядела так: «Сдайте город! Аль-Наби», где «Аль-Наби» означает «Пророк» [4]. Многие турки ушли тогда после того, как загадочные летающие объекты отправили сообщения от «Аль-Наби». С вечера 8 декабря 1917 г. и в течение всей ночи турецкие войска покидали Иерусалим. К началу следующего утра все ушли, и мэр Иерусалима с небольшой группой пришёл под белым флагом, чтобы сдать ключи от города. Этот белый флаг вместе с ключами сегодня выставлен в музее Башни Давида. Официальная капитуляция была принята генералом О'Ши от имени главнокомандующего, который сам принял официальную церемониальную капитуляцию два дня спустя. Иерусалим был освобождён, и не было сделано ни единого выстрела. Примечательно, что девизом, написанным на самолётах, использованных Алленби в операции по освобождению Иерусалима, была цитата из Корана, которая гласит: «Я расправляю крылья и держу своё обещание» [5].
Генерал Алленби официально принял капитуляцию у Башни Давида у Яффских ворот, и там была зачитана прокламация на семи языках, в которой говорилось, что люди могут тихо и спокойно заниматься своими обычными делами и что все их святые места будут уважаться.
Обратите внимание на эту дату...
Таким образом, период с вечера 8 декабря до 9 декабря был критическим и историческим временем. По еврейскому календарю период с захода солнца 8 декабря до захода солнца 9 декабря того года пришёлся на 24-е число еврейского месяца Кислев. Что такого особенного в 24-м Кислева?
Чтобы найти ответ, нам нужно вернуться на много сотен лет назад к пророку Аггею. Кислев - девятый месяц еврейского календаря, и если мы прочитаем вторую главу Аггея, пророка, служение которого пришлось на время строительства Второго Храма, мы заметим, что он трижды подчёркивает эту самую дату.
Аггей получает слово от Господа в этот день, 24-го Кислева, и велит нам «обратить сердце» наше к этой дате или обратить на неё пристальное внимание в стихах 10, 18 и 20 второй главы.
Контекст главы в основном связан с вопросом Храма, святости и осквернения, а также благословения для Его народа. Бог напоминает нам о Своей власти над всеми народами и о Своём полном суверенитете. Он может потрясти народы, когда пожелает. Он обещает благословение народу Израиля и весьма ясно обращает наше внимание на эту конкретную дату - 24 Кислева. «Но с этого дня, - пишет Аггей, - Я буду благословлять тебя» (Аггей 2:19).
Некоторые считают, что праздник обновления, Ханука, уходит своими корнями в эту главу, поскольку он связан с вопросом повторного освящения храма. Возможно, эта дата имела значение для еврейского народа ещё до того, как Маккавеи свергли греков и выбросили их идолов из Храма в 167 г. до н.э.? В любом случае, идея удаления всего, что против Бога Израиля, из Его святого места на протяжении веков находит отклик именно в это время еврейского календаря.
Совпадение ли то, что Алленби прошёл через эти ворота 24 Кислева, на Хануку - праздник обновления, знаменуя конец мусульманского правления в Иерусалиме?
Более того, ещё раньше, чем Аггей, Даниил также пророчествовал, что Иерусалим будет благословлён после «1335 дней» (Даниил 12:12). Как с удивлением отметил один из британских офицеров, в 1917 году был 1335 год согласно исламскому летоисчислению, поскольку мусульманский календарь начался в 622 году [2]. Проницательные исследователи пророчеств, такие как д-р Г. Олдерсмит, уже сложили детали воедино и ожидали искупления и благословения Иерусалима в 1917 году. К 8 декабря исламский год едва-едва изменился на 1336-й. 1335 лет истекли. «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней», - пишет Даниил.
После 1335 лет ислама город Иерусалим был освобождён британцами с помощью самолетов, которые «парили, как птицы» 24 Кислева 1917 года. И примечательно, что в стандартном английском молитвослове на этот день, 8 декабря, попадает чтение из Исаии 31.
[1] В книге У.Т. Мэсси, «Как был завоёван Иерусалим?» (W.T. Massey, «How Jerusalem Was Won?») записаны инструкции генерала Алленби генералу сэру Филиппу Четводу от 26 ноября 1917 года: «Я не налагаю на вас никаких ограничений в отношении любой операции, которую вы можете счесть необходимой против деревни Лифта или линий противника к югу от неё, за исключением того, что ни при каких обстоятельствах нельзя подвергать какому-либо риску попадания города Иерусалима или его ближайших окрестностей в зону боевых действий».
[2] На основании Даниила 12:7,11, начиная с возникновения ислама (622 г. н.э.) и используя меру лунного года, полный результат был следующим: стих 7: «время и времена и полувремя» (т.е. 1260 дней) = 1844 г. н.э., стих 11: 1290 дней = 1873 г. н.э., стих 12: 1335 дней = 1917 г. н.э.
[3] Lord Wavell, 'The Palestine Campaigns' (London: Constable, 1928)
[4] В других источниках говорится: «Аллах Наби», что означает «пророк Божий» (I.B. Tauris, Palestine and Egypt Under the Ottomans: Paintings, Books, Photographs, Maps and Manuscripts Hisham Khatib 23 May 2003)
[5]
https://www.raf.mod.uk/our-organisation/squadrons/14-squadron/ Источник:
События 1917 года в Иерусалиме, предсказанные в Библии