НЕ БУДЬТЕ КАК ДЕТИ

Dec 03, 2023 10:01

Мы вступаем с вами в предрождественский, предновогодний период. Это время по-особому переживается детьми, для них - это время чудес. Будем откровенны: мы, взрослые, не всегда рады напоминанию о том, что еще один год жизни приближается к концу. Взрослых часто одолевают тоска по прошлому, пустота настоящего, страхи перед будущим, но дети - они все в предвкушении праздника.

Мы с вами помним, как Иисус однажды сказал Своим ученикам: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Оказывается, нам необходимо обратиться! Только обращенный человек может иметь истинную радость и душевный покой. Нам многому можно научиться у детей: их умению радоваться, их доверию отцу и матери, их умению забывать обиды. Дети не делят «коллег» по песочнице на богатых и бедных, на них не давит прошлое, не тяготят мысли о будущем… Можно, наверное, долго перечислять то, в чем дети имеют преимущество перед взрослыми.

Но я сегодня предлагаю поразмышлять на тему «не будьте как дети». Кто-то может возразить такой постановке вопроса. Если Иисус говорит: «будьте как дети», то какое мы с вами имеем право говорить «не будьте как дети»? Однако в качестве защитника такого тезиса мы можем пригласить Апостола Павла, который как минимум дважды, обращаясь и к христианам из язычников, и к христианам из иудеев, говорит:

1Кор.3:1-2 «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. 2 Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах»

Евр.5:12-13 «Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. 13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец»

Вряд ли эти слова можно рассматривать как поощрение быть «как дети». Напротив, здесь Павел указывает на существенный недостаток детей Божиих, который мешает им становиться духовно зрелыми.

Но сегодня мы не будем углубляться в эти эпизоды, а рассмотрим три случая из нашей жизни, когда мы с вами не должны уподобляться детям.

1) Я сам

Детские психологи утверждают, что в возрасте от 3-х до 4-х лет малыш резко начинает отвергать помощь родителей и пытается все делать сам. В это время он впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Родителям важно осознавать, что это не просто упрямство или капризы, ребенок развивается как личность. Иногда ему нужно подыграть, чтобы он почувствовал свою значимость. Например, ребенок держится за ведро, которое несет отец, и думает, что это он его несет. И хоть он при этом больше мешает, чем помогает, но ему важно осознавать, что он тоже на что-то способен.

Итак, для ребенка это нормально. Но для дитя Божия, для христианина такое состояние, когда он думает, что он что-то может или чего-то стоит без Бога, является неприемлемым и может быть даже губительным.

Приходилось ли вам слышать историю о маленькой девочке, которая жила возле леса и однажды отправилась погулять? Чем дальше в лес она заходила, тем дремучее этот лес становился, и в конце концов девочка выбилась из сил и не смогла найти дороги назад. Когда стемнело, ее охватил страх. Крики и рыдания отняли у нее остатки сил, и она уснула прямо под деревьями. Друзья, родители и соседи углибились в лес в поисках девочки, но с наступлением темноты прервали поиски. На следующее утро ее отец возобновил их и, в конце концов, увидел ее лежащей на траве. Отец взял ее на руки, она проснулась и, находясь в объятиях отца, все время повторяла: "Папочка, я нашла тебя!".

Подобно этой девочке, многие христиане говорят: я нашел или нашла Бога! Но разве не Он на самом деле нашел нас? К.С.Льюис как-то сказал, что стать христианином - это значит признать “факт своего морального банкротства”. Иисус говорил, что Он пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. В основе христианства лежит радостная весть, послание о благодати, то есть незаслуженной милости, которая дается грешным, виновным и испорченным людям.

И если кто-то из христиан гордится собой или хвалится своими достижениями, и даже превозносится над другими, то ему нужно переосмыслить свое положение перед Богом. Единственное, чем мы можем похвалиться, так это тем, что нам оказана милость, что нас пожалели и спасли. Мы находились в отчаянном положении, в большой нужде, мы были банкротами, и нам протянул руку помощи наш любящий Спаситель.

Безусловно, каждый человек, которого Бог привлек к Себе, обладает разным жизненным опытом, разным багажом знаний, но давайте вспомним апостола Павла, который, будучи образованнейшим человеком своего времени, не превозносился своими знаниями, но неоднократно говорил: я не почитаю себя достигшим; что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою (Флп.3). Он говорил о себе: я меньший из апостолов и худший из грешников.

Он и нам с вами советует: «не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать» (Рим.12:3). А когда мы думаем о себе более, нежели должно думать? Это происходит не только тогда, когда мы превозносимся над другими людьми, но и тогда, когда мы считаем, что чего-то стоим без Бога, или что мы достойны Его любви, или что мы лучше неверующих, или что мы имеем право кому-то мстить за свои обиды.

Давайте вспомним Давида, который имел помазание от Бога, но был подвержен многим опасностям и гонениям. Вот, например, что он говорит в 58-м Псалме, который он написал после того, как Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его:

Пс.58:10 «Сила - у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог - заступник мой»

Это говорит тот, кто убивал льва и медведя, защищая своих овец, кто убил Голиафа, но он не полагался на свою силу. Он изливает перед Богом переживания своего сердца и честно признает: «сила - у них», а не у меня. Но у меня есть Тот, кто является моим заступником.

Вспомним также Марию, мать Иисуса Христа. Когда она узнала, что Бог ее избрал, чтобы она стала матерью Мессии, Мария воспела гимн хвалы, где есть такие слова:

Лк.1:46-49 «величит душа Моя Господа, 47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его»

Мы видим, что в сердце Марии не было превозношения. Она не подумала: «ну да, я знала, что справедливость восторжествует. Кому же, как не мне, быть матерью Сына Божия?». Не было у нее и ложного самоуничижения. Она принимает от Бога то, что Он ей поручил, она осознает, что это поручение славное и чудное настолько, что «отныне будут ублажать Меня все роды», но всю славу воздает за это Богу. Она говорит: «сотворил мне величие Сильный». Это не моя заслуга, я недостойна, но есть Тот, кто имеет силу и милость, и вся слава принадлежит Ему!

2) Горькое и сладкое

Все мы знаем, как трудно заставить ребенка съесть то, что ему кажется невкусным, принять лекарство, которое ему кажется горьким. Современная медицина разработала специальные лекарства для детей с разными вкусовыми добавками, которые маскируют горечь и делают лекарство приятным на вкус. Но это дети, а как быть с нами, взрослыми? Вопрос горького и сладкого очень актуален и для детей Божьих. Не уподобляемся ли мы порой детям и в этом компоненте, когда любим в нашей жизни только сладкое и отвергаем горькое?

Прочитаем два места Священного Писания.

Пр.5:1-5 «Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
2 чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.
3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
4 но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
5 ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней»

Иез.2:8-3:3 «Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе.
9 И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток.
10 И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе".
1 И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву.
2 Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток;
3 и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед»

Итак, мы видим, что сладость бывает разная. В первом случае - это сладость греха. Грех манит к себе и обещает неслыханные удовольствия, но последствия греха очень горькие. Грех ведет к смерти и человек, ставший на путь греха, скользит во чрево преисподней. Но во втором случае мы видим описание другой сладости. Бог протягивает пророку свиток, в котором записаны очень горькие слова: "плач, и стон, и горе". Но когда пророк съел этот свиток, в устах его стало сладко. Почему так? Потому что Иезекииль знал: обличения Божьи сладки, поскольку они ведут нас к исправлению. Для тех, кто духовно «повзрослел», сладко не то, что приятно на вкус, а то, что полезно для души.

Корри тен Бом, голландская христианка, в доме которой в годы нацистской оккупации укрывались многие подпольщики и евреи, описывает в своей книге «Убежище» удивительный момент. Когда она была арестована и помещена в концлагерь, она многим свидетельствовала о Христе и много молилась, и одна из ее молитв была такая: «Благодарю Тебя, Господи, за блох». Казалось бы, как можно благодарить Бога за это? Но оказывается, что из-за того, что бараки кишели блохами, надзиратели лишний раз туда не заходили, и это было единственное место во всем концлагере, где она вместе со своей сестрой чувствовала себя в безопасности.

Безусловно, благодарить за то неприятное, что порой случается в нашей жизни, очень нелегко. Да и вообще христианский путь - это нелегкий путь. В Откровении описан эпизод, похожий на тот, что произошел с Иезекиилем.

Откр.10:9-11 «И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед.
10 И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем.
11 И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих»

Когда мы слышим Слово Божье, слышим проповедь, то можем испытывать сладость, но когда мы стараемся жить так, как говорит Бог, то очень часто в жизнь приходит горечь.  Но как нам быть? Должны ли мы отказаться от горечи в нашей жизни, чтобы все у нас было сладко? Вряд ли это правильное решение. Чаще всего в жизни бывает так, что то, что нам кажется сладким, оборачивается в будущем огромной горечью, и наоборот, - то, что нам кажется горьким, несет в себе огромную сладость.

Давайте вспомним эпизод, когда тяжело заболел Лазарь. Как в той ситуации поступил Иисус?

Ин.11:4-6 «Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился»

Интересно, что в английском переводе Библии сказано: «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Поэтому… пробыл два дня на том месте, где находился». Иисус позволил Лазарю умереть, потому что любил его самого и его сестер. Какой в этом смысл? А все очень просто: Иисус настолько любил этих людей, что пожелал показать им славу Божию в воскресении Лазаря. Но для этого им пришлось пройти через горечь разлуки, горечь смерти. Джон Пайпер в одной из своих книг написал такие слова: «Любить - это значит делать все возможное, чтобы помочь людям вечно видеть славу Бога во Христе и наслаждаться ею».

Итак, если мы будем помнить, как сильно Бог любит нас, то Его истина будет похожа на мед, даже если нам будет что-то неприятно слышать. И наоборот: то, что для нашей плоти может казаться сладким, дитя Божье будет отвергать как недостойное и неприемлемое. Мы знаем, что даже и вне Церкви Христовой люди часто говорят: лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Тем более это относится к нам с вами.

3) Закон сеяния и жатвы

Дети по своей природе нетерпеливы, им бывает очень сложно ждать: ждать дня рождения, ждать каникул, ждать лета и поездки на море. Иногда они даже не могут подождать пару минут, когда папа или мама освободятся и дадут им то, что им в данный момент очень хочется. Это нетерпение проявляется также и в отношении плодов. Даже в детских мультфильмах часто можно увидеть, как кто-то опустил семечко в землю, полил, - и сразу же вырос цветок.

К сожалению, очень многие взрослые именно так и воспринимают закон сеяния и жатвы. Все мы знаем эти Библейские слова: «что посеет человек, то и пожнет». Но порой нам кажется, что жатва должна наступить как в детском мультике: посеяли, полили - и вот вам результат.

Давайте вспомним один пример. Однажды Бог обратился через пророка Иеремию со словами обличения к иудеям, которые оказались в Египте после того, как за их нечестие и идолопоклонство Иерусалим был разрушен.

Иер.44:15-23 «И отвечали Иеремии все мужья, знавшие, что жены их кадят иным богам, и все жены, стоявшие [там] в большом множестве, и весь народ, живший в земле Египетской, в Пафросе, и сказали:
16 слова, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя;
17 но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели.
18 А с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода.
19 И когда мы кадили богине неба и возливали ей возлияния, то разве без ведома мужей наших делали мы ей пирожки с изображением ее и возливали ей возлияния?
20 Тогда сказал Иеремия всему народу, мужьям и женам, и всему народу, который так отвечал ему:
21 не это ли каждение, которое совершали вы в городах Иудейских и на улицах Иерусалима, вы и отцы ваши, цари ваши и князья ваши, и народ страны, воспомянул Господь? И не оно ли взошло Ему на сердце?
22 Господь не мог более терпеть злых дел ваших и мерзостей, какие вы делали; поэтому и сделалась земля ваша пустынею и ужасом, и проклятием, без жителей, как видите ныне.
23 Так как вы, совершая то курение, грешили пред Господом и не слушали гласа Господа, и не поступали по закону Его и по установлениям Его, и по повелениям Его, то и постигло вас это бедствие, как видите ныне»

Как вам слова этих людей: «Когда мы кадили богине неба, все было хорошо, мы были сыты и счастливы, а сейчас все плохо»… Люди связывают свое нормальное состояние со своим идолопоклонством, им кажется, что одно вытекает из другого. Они полагали, что закон сеяния и жатвы следует понимать именно так: то, что я посеял, я сразу же и пожал. Но так не бывает ни в природе, ни в духовной жизни. Мы можем очень долго сеять зло, и думать: раз ничего не происходит, то все нормально. Кстати, часто родители или бабушки виноваты в таком отношении, когда например, говорят своему чаду: «будешь делать то или другое, или говорить гадкие слова, Бог тебя поразит молнией или камень в тебя кинет». И вот неразумное дитя пытается проверить: сделал гадость и смотрит: «бросит в меня Бог камень, или не бросит»? Фух, не бросил. Значит, бабушка обманула.

Часто бывает и обратная ситуация: мы можем годами сеять добро и унывать: почему ничего не растет? Мы пытаемся тянуть ростки веры, которые едва проклюнулись у наших родных и близких, и вместо того, чтобы они выросли, мы их просто вырываем и они вянут. Пытаясь кого-то затянуть в Церковь, мы фактически отталкиваем их от Церкви. И тот путь, который нам надлежало пройти за 40 дней, нам приходится идти 40 лет, как народ Божий в пустыне шел в землю обетованную.

Пс.49:16-21 «Грешнику же говорит Бог: "что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,
17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?
18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;
19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;
20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;
21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]»

И эти слова являются грозным предупреждением каждому, кто думает: если Бог молчит, значит, все нормально.

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели три примера того, когда мы не должны уподобляться детям.

Первый случай, - когда мы говорим: «Я сам хозяин своей жизни…». Когда мы, называя себя христианами, тем или иным образом дистанцируемся от Бога и желаем действовать сами. Когда Бог и Его ангелы выполняют роль «пожарной команды», чтобы тушить те пожары, которые мы по своей самонадеянности распалили в своей жизни.

Второй случай, - когда мы, как дети, отвергаем горькое и избираем только сладкое. Но, как для нормального развития нашего тела необходима разнообразная пища (сладкая, горькая, солёная, кислая и острая), так и для полноценного развития нашего духа Бог предусмотрел всё, что позволяет нам духовно расти.

Третий случай, - когда мы, как дети, ожидаем немедленных плодов наших действий, как хороших, так и плохих. Когда мы или унываем, что все развивается очень медленно, или думаем, что все хорошо, раз Бог молчит, или когда мы не намерены ждать плодов своих трудов и пытаемся ускорить процесс изменения в наших родных и близких.

Пусть Господь даст нам мудрости не уподобляться неразумным детям и поможет нам в истинном свете видеть свое положение перед Ним, принимать все, что Он по своей благости нам посылает в жизни и иметь терпение, чтобы дождаться Его ответов на наши молитвы.

христиане, поиски Бога, духовность, дети

Previous post Next post
Up