СВЕТ И СОЛЬ

Jun 26, 2011 08:03



Мф.5:13-16 «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14           Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15           И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16           Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»

Интересные образы использует Христос, чтобы охарактеризовать Своих учеников. Как луч света состоит из семи цветов, соединенных в один пучок, так человек, созданный по образу и подобию Божию, при помощи своеобразного духовного «спектрального анализа» может быть разложен на различные компоненты. Часто мы рассматриваем эти компоненты отдельно друг от друга, и можно долго говорить о соли и о свете как самостоятельных явлениях, однако полезно также попытаться рассмотреть эти понятия в соотношении и во взаимосвязи.


Прежде всего бросается в глаза их разная природа. Соль - это вещество, имеющее свой объем, вес, вкус и цвет, в то время как свет - это волны, которые, в принципе, невидимы. Мы видим либо источник света, либо объекты, которые он освещает, но сам свет остается для нас за пределами чувствительности глаза. Мы можем ощущать тепло солнечного луча, видеть (или чувствовать) результат его действия, так и не осознавая до конца, что он собой представляет.

Они также имеют разное предназначение. Свет несет жизнь, весеннее солнце пробуждает и возрождает дремлющую природу. Соль, кроме того, что она придает вкус пище, также замедляет гниение, а ее переизбыток делает почву безжизненной. В древности был обычай засевать покоренные города солью, в результате чего земля утрачивала свою плодородность.

Суд.9:45 «И сражался Авимелех с городом весь тот день, и взял город, и побил народ, бывший в нем, и разрушил город и засеял его солью»

Иудеи считали, что соль нейтрализует действие закваски, которая являлась символом неповиновения, мятежа.

В общем, соль при правильном ее употреблении - хорошая вещь. Апостол Павел пишет в Послании к Колоссянам:

Кол.4:6 «Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому»

Однако, возвращаясь к нашему отрывку, мы видим одну проблему: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Итак, соль может потерять свою силу, и этот процесс необратим. Мы должны быть внимательны, чтобы наша «соль» не утратила свою силу. Что для этого нужно? Пребывать в свете.

Иоанн, находясь на острове Патмос, видел в видении Христа.

Откр.1:16 «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей»

Григорий Богослов говорил, что существует три вида света: «первый свет - Бог, второй - ангелы, третий - человек». Христос говорил о Себе: «Я - свет миру». Семь звезд, которые Он держит в деснице - это ангелы семи церквей (Откр.1:20). Об учениках же своих Он сказал: «вы - свет мира». Божественный свет изливается на землю, но он невидим, и отразить его способны не все. Образ грешного человека замутнен, он нуждается в очищении. Тот, кто отражает этот свет, становится светом этого мира. Свет христиан - свет отраженный, по природе мы не является светом, но можем способствовать тому, чтобы божественный свет стал виден. Антоний Сурожский любил повторять, что никто не поверит во Христа, если не увидит Его свет, отраженный в глазах другого человека.

Из нашего отрывка мы видим, что светом мира можно быть: для всех окружающих (Не может укрыться город, стоящий на верху горы) и для своих близких (зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме). Если христианин является светом, то это видно издалека, это видно и в домашней обстановке. Он может даже не догадываться, что его свет кого-то привлек. Действие божественного света мягкое, но он способен проникнуть в самые глухие щели человеческой души.

Мф.5:16 «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»

Опираясь на этот стих, можно вывести две крайности: 1) христианин пытается стать светом без добрых дел, сосредоточенный только на себе и своем усовершенствовании; 2) христианин делает добрые дела, но так, что окружающие прославляют его, а не Отца Небесного. Истинный свет сам по себе не виден, он виден в делах, которые ведут к прославлению Бога. «Не было в Нем вида и величия» - говорит Исайя о Христе, и когда Его современники соблазнялись о Нем, Он говорил: «дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Ин.10:25).

Как правило, в присутствии того, кто освящается, старается возрастать в познании Господа и жить по Его заповедям, даже самые развязные неверующие ведут себя более-менее пристойно. Чем больше человек отражает божественный свет, тем более он может быть солью в этом безбожном мире. Вместо того, чтобы бросать в окна людей горсти соли, нам следует попытаться направить туда луч света. Отдернуть или задернуть занавеску при виде света - это выбор каждого.

Приходилось слышать рассказ о христианине, который своеобразно «евангелизировал» своих соседей: он громко включал в своей квартире христианскую музыку, думая, что этим служит Богу. Но мы должны уважать других людей и не нарушать их зону комфорта. В принципе, нет особой разницы, если один на весь дом включает блатные песни, а другой - христианские. Такие люди находятся примерно на одном уровне духовного развития. Кроме головной боли и раздражения окружающих такая евангелизация ничего не вызовет.

Пс.18:10 «Страх Господень чист, пребывает вовек»

Употребленное здесь еврейское слово «чист» в современном языке соответствует техническому термину «антисептический», т.е. «очищающий», «дезинфицирующий». В страхе Господнем заключается большая очищающая сила, не позволяющая действовать силам тьмы. Мы должны культивировать в нашей жизни Страх Господень, именно в нем соединяются свет и соль христиан.

Основная мысль, которую я хотел бы сегодня подчеркнуть: Прежде чем стать солью, мы должны стремиться стать светом. Без этого мы не можем остановить гниение этого мира. В истории Церкви были периоды, когда ее представители пытались навести порядок «огнем и мечом», силой навязать свою веру. Но без внутреннего света все эти потуги Церкви обречены на неудачу. Нельзя быть солью, не будучи светом. Иначе эта соль будет не осолять, а разъедать все вокруг, в том числе и саму Церковь. Свет прививает христианину чувство меры, не позволяет ему «пересолить» в своем религиозном рвении. Дети Божьи должны помнить, что глава Церкви - Христос, Ему принадлежит вся духовная власть и авторитет, и успех Церкви заключается в подражании Христу. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29) - говорит Господь. Мы должны оставить свои амбиции, забыть о своем самомнении, отречься от своего эгоизма - и тогда есть шанс воссиять как светила на тверди, как звезды вовеки, навсегда (Дан.12:3).

свет, христианство, соль, Христос

Previous post Next post
Up