СИНДРОМ КОНЦЕНТРАЦИОННОГО ЛАГЕРЯ

Sep 05, 2023 10:01

После освобождения из концентрационного лагеря еврей из Нидерландов Эдди де Винд написал книгу «Последняя остановка Освенцим: история моего выживания в рассказах из лагеря». Тогда он еще не знал, какое будущее ждет его, а потому писал ее под псевдонимом - Ганс ван Дам.



Эдди де Винд был одним из немногих арестованных в Амстердаме, кому удалось пережить Холокост. Обманув судьбу однажды, он совершил поступок, на который не пошел ни один другой голландский врач-еврей: добровольно отправился в транзитный лагерь Вестерброк, надеясь предотвратить депортацию его матери в Освенцим. В обмен на ее увольнение де Винд пообещал властям работать врачом в лагере смерти. Но вскоре он узнал, что его мать уже была отправлена в Освенцим. Он был подавлен таким известием, но остался в лагере, чтобы ухаживать за людьми, которых ожидало переселение в оккупированную Польшу. Ему поручили определять состояние здоровья заключенных для последующей транспортировки поездами.

Там, в лагере, он встретил медицинскую сестру Фридл, которая вскоре стала его женой. Позже оба были депортированы в Освенцим. В отличие от большинства евреев, которые были направлены в Бжезинку (Аушвиц II), супругов не «отобрали» на смерть сразу после прибытия. Их держали в главном лагере Аушвиц и в соседних бараках. Пока Эдди работал врачом, Фридл была заключена в пресловутый «Блок 10». В нем «врачи» СС ставили ужасающие эксперименты над женщинами. Эти опыты проводились в рамках нацистских расовых программ и включали стерилизацию.

В 1949 году в своей статье о "психологических последствиях преследований" нидерландский психиатр Эдди де Винд ввел понятие "синдром концентрационного лагеря" ("KZ Syndrome") - состояние, проявляющееся в посттравматических последствиях пребывания в лагерях смерти бывших нацистских узников. Эдди де Винд считал, что этот коварный синдром проявляется в полной мере через 30 лет после освобождения.

«Я ужасно устал и чувствую отвращение к себе: ведь я - человек и эсэсовцы тоже люди», - писал де Винд. Он страдал от вины уцелевшего до самой смерти. Как сказал сын Эдди де Винда корреспонденту The Times of Israel, его отец воспринимал свое спасение как наказание - наказание за то, что выжил. Уже находясь при смерти в больнице де Винд заплакал, узнав о смерти пациента из соседней палаты. Когда сын спросил его, почему он плачет, он сказал, что чувствует, будто смерть другого человека продлевает ему жизнь, пусть только на один день. Для него это было подобно вновь пережитой селекции в лагере. Несмотря на усилия многих врачей, которые заботились о его здоровье при жизни, Эдди де Винд умирал с уверенностью, что вернулся в Освенцим.

Многие украинцы на собственной шкуре ощутили симптомы синдрома концентрационного лагеря (известного также как синдром выживания или синдром вины уцелевшего). Речь идет об чувстве вины, которое человек может испытывать в связи с тем, что ему удалось избежать страшных последствий определенного экстремального события, в то время как многие другие люди погибли во время этого события. Синдром вины уцелевшего является формой посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), характерного для очевидцев различных травматических ситуаций, включая боевые действия, стихийные бедствия, террористические атаки, авиакатастрофы и т.д.

После того, как Эдди де Винд ввел термин «синдром концентрационного лагеря», в 1960-х годах немецко-американский психиатр и психоаналитик Уильям Нидерланд вел понятие «синдрома вины уцелевшего» - для обозначения состояния жертв концлагерей, страдающих чувством вины. Он обследовал многие сотни травмированных людей, переживших нацистские преследования, и обнаружил у них ряд признаков, предшествовавших такому состоянию:

- чувство постоянной угрозы жизни и переживания страха смерти;
- физическое и психическое истощение человека;
- неопределенность межличностных отношений и контактов;
- существование в постоянном состоянии полной или почти полной бесправности;
- переживание личных издевательств без возможности прибегнуть к официальной правовой защите.

Спутниками синдрома вины уцелевшего являются тревожность, депрессия, неуверенность, апатия, абстиненция, психосоматические заболевания, состояния тревоги и возбуждения, нарушения сна. Чувство вины, которое человек не может подавить в долгосрочной перспективе, является основным ощущением, лежащим в основе синдрома уцелевшего. В ходе нескольких исследований была изучена «хроническая и прогрессирующая» природа этого состояния, когда симптомы усиливались по мере старения выживших.

Некоторые из украинцев чувствуют вину, что эвакуировались за пределы страны. Некоторые спаслись от смерти в то время, как погиб кто-то из близких. А многие корят себя за то, что делают недостаточно для победы Украины. Люди, страдающие синдромом вины уцелевшего, иногда обвиняют себя в смерти других, в том числе и погибших, спасая пострадавшего.

Вина уцелевшего нередко перерастает в агрессию. Те, кому удалось спасти свою жизнь, могут ощущать злость не только к конкретному исполнителю преступления, но и направлять это чувство на себя или других людей. Специалисты отмечают, что человек даже может умышленно (или нечаянно) причинять себе вред. Вина может перерасти в тревогу и трансформироваться в панические атаки.

В своей книге «Выбор» психотерапевт Эдит Ива Эгер, уцелевшая во время Холокоста, пишет о деструктивной силе вины: «Проступок держит вас очень крепко. Она коренится в чувстве стыда: вы верите, что недостойны; думаете, что вас не хватает - не хватает на все, что вы делаете. Чувства вины и стыда могут быть очень изнурительными. Но они не дают подлинной оценки тому, кто мы. Это образ мышления, который мы выбираем и в котором надолго вязнем».

Многим из нас характерно обесценивать свою боль. Мне часто приходилось слышать, как мои знакомые, находясь в трудных условиях военного времени, говорили: «У меня все хорошо. Другим людям гораздо труднее сейчас». Испытывать эмпатию по отношению к другим людям - это хорошо. Однако обесценивание собственной боли - ложная тактика. Все переживания заслуживают внимания, а страдающий от них человек нуждается в освобождении от боли независимо от ее масштаба.

Чтобы избавиться от вины уцелевшего, стоит взглянуть на произошедшую ситуацию и попытаться проанализировать ее рационально.

1. Найдите объективное объяснение собственным действиям и примите свою роль в сложившейся ситуации

Выживший может иметь ложные представления о своей роли в событии. Если вы, например, эвакуировались из Украины, то вероятно вы заботились о своей безопасности или безопасности своих детей. Соответственно, ваша роль - защита вашей жизни и жизни близких. Кроме того, если вы не принимали непосредственного участия в вооруженном противостоянии врагу, то своим отсутствием в зоне военных действий вы упрощаете задачу украинским военным.

2. Проанализируйте истинные причины травматической ситуации, очевидцем которой вы стали

Выясните предпосылки и обстоятельства происшествия и убедите себя в том, что эта ситуация была не подконтрольна вам, а значит, вы не имели возможности влиять на нее. Такой анализ поможет избавиться от самообвинений.

3. Создавайте смыслы

В любых обстоятельствах и в любых условиях существует смысл. Этот смысл специфичен и уникален для каждого. И даже если кажется, что смысла нет, его можно и стоит отыскать в себе.

4. Сосредоточьтесь на настоящем, чтобы направляться в будущее. Примите очевидное: прошлое не изменить

Жизнь происходит здесь и сейчас. Чтобы ее не упустить, примите ситуацию и наслаждайтесь тем, что имеете. Освободите себя от переживаний прошлого и волнений за будущее. Попытайтесь найти наслаждение в каждом мгновении. Эдит Эгер советует «избавиться от вопросов, на которые никто не знает ответа».

5. Позвольте себе грустить и радоваться

Следует проживать все эмоции в полной мере и вовремя. «То, что мы высвобождаем из нашего тела, не вредит нам. Вредит то, что остается», - пишет Эдит Эгер в книге «Дар». Когда грустно, плачьте. Дайте себе возможность ощутить свое горе. Для того чтобы отгоревать, важно начать чувствовать, дать чувствам проявиться. Когда весело, радуйтесь. Не стесняйтесь радоваться. Подумайте над тем, станет ли кому лучше, если вы будете страдать. Нет. Потому и нет смысла отказывать себе в радости. Однако, радуясь и скорбя, очень важно не застрять в шквале эмоций, поскольку существует опасность ощутить полное внутреннее опустошение и удалиться от реальной жизни.

6. Направьте чувство вины в конструктивное действие

Работайте и помогайте другим. Какое дело вы делаете лучше? Подумайте, как можно использовать свои навыки и умения в текущих условиях. Не все могут взять в руки оружие и уйти на передовую. Но каждый может направить свой ресурс в работу в тылу: в волонтерскую деятельность, в финансовую помощь украинским военным, или в творчество во благо Украины.

7. Любите

Любовь целебна, поскольку привносит смысл в нашу жизнь. Любите себя и свое дело, людей и мир. Чем больше любви вы будете испытывать, тем быстрее и полнее пополнится ваш внутренний ресурс. «Любовь и вина не могут сосуществовать. Там, где появляется вина, исчезает любовь. Важно не убивать в себе любовь», - объясняет Эдит Эгер.

Следует отказаться от застревания в страданиях из-за чувства вины уцелевшего и позволить себе жить. Ведь отказавшись от жизни, мы отрицаем свою свободу и играем на руку врага. Разве не для того, чтобы лишить нас свободы и счастья, он пришел на нашу землю?

Простить себя важно для себя самого, чтобы не быть жертвой и узником своего прошлого. Чтобы не съедать себя угрызениями совести. Чтобы жить содержательной, полной смыслом жизни. Никто, кроме вас, не исцелит вашу боль и не вернет вашу жизнь в русло счастья.

Источник: Синдром концентраційного табору і шлях до звільнення

синдром, жертва, советы, вина, психические отклонения, концлагерь, психология, Украина

Previous post Next post
Up