Притча о неверном управителе (От Луки 16:1-12) не пользуется популярностью среди проповедников. Современному человеку не совсем понятен ее смысл. Если же ее персонаж и упоминается в их речах, то о нем нередко говорится как о воре и лентяе, хотя и более догадливом, чем «сыны света». И это - результат непонимания контекста Писания с точки зрения современной культуры.
Во-первых, было бы ошибочным предполагать, что «расточает имение» значит «крадет». Будь так, хозяин осудил бы управителя по Закону. Ведь воровство - грех, нарушение заповеди. Управитель не крал. Он недостаточно рачительно распоряжался имением, то есть был плохим менеджером. За это его и отстранили было от работы. Речь идет не о нравственной ущербности, а о профессиональной непригодности. Он был не в состоянии выполнять свои должностные обязанности надлежащим образом. И, похоже, раздача непомерных займов была одной из форм его расточительства. Потому-то хозяин и потребовал, чтобы тот представил отчет, показал ему всю бухгалтерию.
Над управителем нависла угроза аудита. Понимая, что может лишиться места, он пытается выкрутиться из сложившейся ситуации. Переписывая размеры ссуд, он не только угождает должникам, но и улучшает показатели своего отчета - глядишь, господин решит, что все не так уж и плохо, и не уволит его. Из неприглядного сиюминутного положения этот человек пытается получить наибольшую долгосрочную отдачу. Причем, - законно пользуясь своей властью распоряжаться вверенным ему имуществом.
Далее, следует не забывать, что Евангелия записаны не неким механическим кодом, а живым человеческим языком. Когда мы говорим, фразы не всегда имеют то же значение, что и совокупность составляющих их слов. Мы прибегаем к различным речевым фигурам. Таковыми, в частности, являются эвфемизмы (по-гречески - «благозвучия»), когда то или иное слово мы заменяем другим, не искажая при этом смысла фразы. Если кто-нибудь, к примеру, говорит, что жена его - «в положении», никто не начинает уточнять, в каком именно она положении - сидячем или стоячем? Всем и так понятно, что имеется в виду.
Когда управитель говорит «копать не могу», вовсе не имеется в виду, что он чурается физического труда. Дело в том, что в те времена злоумышленники проникали в дом, делая подкоп. Так, Исход 22:2 гласит: «Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему». Об этой же практике говорит Иисус: «Если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой» (От Луки 12:39).
«Копать» в данном тексте значит «воровать». «Копать не могу, просить стыжусь», соответственно, означает «красть не дает совесть, попрошайничать не позволяет стыд». Управитель, оказывается, не такой уж плохой парень! У него есть и стыд, и совесть. Он, на доступном ему уровне, руководствуется некими моральными принципами, принимает осознанное этическое решение.
Третьей деталью, достойной внимания, является выражение «в своем роде»: «и похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (От Луки 16:8). «В своем роде» значит «среди подобных себе». Здесь говорится не о том, что сыны века сего в принципе догадливее сынов света, а что они догадливее в своем роде, чем сыны света - в своем. Сыны века сего пытаются извлечь максимальную пользу из любой ситуации, даже самой неблаговидной; используют сиюминутно доступные ресурсы с расчетом на наибольшую долгосрочную отдачу. Сыны же света в своем роде довольствуются status quo: Христос нас искупил - чего еще нам желать?
Но Спаситель говорит: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше» (От Луки 16:9-12).
Все, что представляет ценность в этом мире - деньги, связи, политика, образование, обстоятельства, положение в обществе, положение в церкви, - все это богатство неправедное, малое, иллюзорное и чужое. Оно преходяще. Оно эфемерно. Оно истлеет, сгорит, разрушится (Иакова 5:1-3). Богатство праведное, многое, истинное и ваше - в вечных обителях: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (От Матфея 6:20).
Управитель не имел ничего своего, он лишь распоряжался тем, что было ему вверено - богатством чужим, неправедным. Но распоряжался догадливо, и тем снискал похвалу. А как мы используем временно вверенное нам богатство для вечности? Каких друзей приобретаем? Приобретаем ли что-либо вообще? В вечных обителях Господин Один - Христос. Все, что мы не используем во славу Его, мы не используем вовсе, ибо Он сказал: «кто не собирает со Мною, тот расточает» (От Матфея 12:30).
Итак, мы, похоже, выяснили, что значили в культурном контексте того времени детали этой притчи. Осталось разобраться - к чему же она рассказана в контексте Писания? В этом нам может помочь вступительная фраза: «Сказал же и к ученикам Своим» (От Луки 16:1). Получается, что перед нами не самостоятельный текст, а продолжение в узком кругу учеников предшествовавшей публичной беседы. После урока для всех, Учитель проводит дополнительное занятие с «продвинутыми студентами»; с теми, кому уже можно давать «задачки со звёздочкой». Что же это была за предшествовавшая беседа?
Читаем: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу…» (От Луки 15:1-3). И далее следуют три хорошо известные нам истории - о заблудшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне (точнее - о его старшем брате). На поверку все три повествования оказываются одной притчей: потеряли овцу - нашли - радуемся; потеряли монету - нашли - радуемся; потеряли брата - нашли - радоваться отказываемся. Фарисеям надлежало радоваться, что у мытарей и грешников появилась возможность приобщаться к сынам света. Они же вместо того роптали, за что и сподобились обличения от Господа. Однако и ученикам из этой беседы стоило вынести урок, и потому Спаситель рассказывает им отдельно притчу - о неверном управителе.
Прилагая ее толкование к нашему современному контексту, надлежит спрашивать себя: а как мы распоряжаемся временно вверенными нам ценностями? Приобретаем ли ими друзей среди неверующих? Находится ли у нас время среди семейных дел, работы, служения в церкви, чтобы принимать их, общаться и есть с ними? Развиваем ли с кем-либо из них доверительные отношения, чтобы служить для них Христовым светом? Ведь мы - Его тело, Его присутствие в этом мире. Даем ли мы неверующим друзьям шанс видеть это? Видят они в нас Христа, или вечно занятых своими делами членов закрытого клуба избранных любимчиков Божьих? А ведь мы их ничем не лучше. Многие из них умнее нас, честнее, порядочней. И лишь по благодати Божьей мы - дети Отца Небесного.
В то время как сыновья века сего в своем роде используют любую возможность, чтобы завести связи, полезные лишь на некоторый краткий срок, мы, сыны света, в своем роде так мало печемся о приобретении друзей для вечности среди тех, за кого Иисус заплатил Своей кровью так же, как и за нас. Почему же мы столь недогадливы в использовании богатства неправедного, малого, иллюзорного, чужого для приобретения многого, истинного, подлинного, своего?
Сергей Головин
Источник:
Копать или не копать - притча о неверном управителе