Как много усилий на протяжении истории люди прилагали к тому, чтобы строить различные стены. И эти стены строились либо под влиянием Великого Архитектора - Бога, либо под влиянием сатаны. Что отличает это строительство? Разные цели и разные средства.
Берлинская стена - это пример того, как безбожные цели порождают чудовищные средства. Из истории мы помним, что после того, как Гитлер проиграл войну, Германия была разделена на две неравные части. Примерно две трети территории, которые контролировали союзные войска (Британия, Франция, США), образовали ФРГ, а одна треть (советский сектор) - ГДР. Но поскольку восточные немцы постоянно пытались перебежать на Запад от «прелестей» советского строя, то в 1961 г. именно по инициативе ГДР была построена так называемая Берлинская стена - сооружение длиной 155 км, из них - 43 км проходило по городу Берлину. 40 лет эта стена разделяла немецкий народ. Это была не просто стена - это сложная инженерная система, состоящая из бетонных заграждений, рва, колючей проволоки, контрольной полосы из рыхлого песка, сторожевых вышек, мощного освещения, сигнализации, сторожевых собак, КПП… Несмотря на все усилия властей, попытки преодоления стены не прекращались, и в результате за 40 лет 239 человек было убито, 260 - ранено, 3221 - арестованы, 5043 - удалось перебежать.
Страшно, когда людей пытаются разделить, причем - близких людей. Сатана прилагает все усилия, чтобы между людьми не было единства.
Вспоминается история о том, как Иисус изгнал бесов из гадаринского одержимого (Мк.5:1-20). Этого человека многократно связывали цепями, чтобы обезопасить себя от него. Он жил отдельно от всех - в гробах. Это - понимание безопасности после грехопадения. Сколько люди строят стен - тюремных, тубдиспасеров, лепрозориев, чтобы изолировать этих людей от общества. В результате создается иллюзия безопасности, иллюзия того, что изоляция может перевоспитать или исцелить. Но Христос решает вопрос по-другому. Встречая бесноватого, Он не изобретает более крепкие цепи, которые тот не смог бы разорвать. Он преображает самого человека и возвращает его обществу. Разве это не удивительно, что Христос отменяет тюрьмы и больницы, освобождает такие средства, которые можно направить для других целей? Но создается впечатление, что в этом мире не заинтересованы в таком решении проблемы. Если нет врага - мы придумаем его, чтобы больше денег потратить на гонку вооружений. Если нет эпидемии - мы ее «изобретем», чтобы собрать больше денег на борьбу с ней. Подобных примеров можно привести множество...
Удивительная история содержится в самом начале книги Иисуса Навина:
И.Нав.2:1-15 «…Два юноши пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там… И спустила она их по веревке через окно, ибо дом ее был в городской стене, и она жила в стене»
Как бы вы себя чувствовали, если бы вы были на месте Раав? Вы живете в стене. Позади вас город, наполненный языческими капищами, вседозволенностью и блудодеяниями. Вы сами - часть этой жизни. Впереди, перед вами - воинство Господне. Скоро они обойдут ваш город в течении семи дней, и стены рухнут. То, что вы имели, рухнет. Ваше мировоззрение рухнет. Так на чьей вы стороне?
Это очень символическая история. Все мы являемся живыми камнями в стенах этого мира. Через сердце каждого человека проходит линия фронта между Богом и сатаной. Частью какой стены мы хотим быть: стены разделения, замешанной на страхе, зависти, ненависти, или стены единства, которую цементируют Божия любовь, терпение, прощение?
Другую историю мы находим в книге Неемии.
Неем.1:1-11 «…стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем»
Услышав такое известие, Неемия в посте и слезах взывает к Богу. Сердце его разрывается от всего услышанного. Святой город Иерусалим лежит в руинах. Все святыни поруганы.
И вот, по молитве Неемии, Бог начинает действовать. Он располагает сердце царя Артаксеркса, и царь посылает Неемию с сопроводительными письмами к наместникам, которые контролировали иудейскую территорию. Царь повелевает дать все необходимое для восстановления стен Иерусалима.
Как важно, когда появляются люди неравнодушные, которые готовы встать в проломе за истину, в посте и молитве строить стены на твердом Божием основании.
Неем.2:17-18 И сказал я им: вы видите бедствие, в каком мы находимся; Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнем; пойдем, построим стену Иерусалима, и не будем впредь [в таком] уничижении. И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего, а также и слова царя, которые он говорил мне. И сказали они: будем строить, - и укрепили руки свои на благое [дело]»
Иерусалимская стена объединила народ иудейский, и многие с великой радостью откликнулись на призыв Неемии.
Хотелось бы обратить внимание на проблему, которая возникла в процессе строительства стены:
Неем.4:10 «…ослабела сила у носильщиков, а мусору много; мы не в состоянии строить стену»
Это проблема, которая может серьезно тормозить дело Божье. Суть в том, что люди склонны делить дела в церкви на важные и второстепенные. Конечно, приятно осознавать себя каменщиком, который возводит церковное здание. Но вот убирать мусор - это неинтересно и непопулярно.
В нашем духовном строительстве проблемой может быть самый разный мусор: это и наши грехи, которые мешают нам строить духовную стену, т.е. укрепляться в Господе. Это и различные лжеучения, и современные переводы Библии, где выбрасывается все, что мешает жить по плоти, модернизм, либерализм… Всего не перечислить. Многие на первый взгляд безобидные вещи могут иметь далеко идущие последствия. И если мы не будем избавляться от этого мусора, то последствия будут закономерны: силы наши ослабеют и мы не сможем строить Церковь Христову.
Еще одна важная проблема:
Неем.7:1, 4 «…Но город был пространен и велик, а народа в нем было немного, и домы не были построены»
Вы знаете - стены бесполезны, если человек живет не внутри, а снаружи. Люди могут построить церковное здание - но все их интересы могут оставаться за церковными стенами. Будем ли мы защищены, когда враг наступает - а мы находимся не в крепости, а за ее пределами? Помогут ли нам стены, какие бы толстые и неприступные они ни были? Какая разница, какого размера на храме крест, если храм пустой?
Неем.11:1-2 «И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребий, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять оставались в прочих городах. И благословил народ всех, которые добровольно согласились жить в Иерусалиме»
Мы здесь видим две категории людей - одни пошли жить в Иерусалим по жребию, а вторые - добровольно, и вторые имели особые благословения.
Эти истории из нашей жизни и из Библии показывают, что стены могут быть разные. Одни разделяют людей, а другие объединяют. И особенно важно сейчас, в последнее время всем прилагать усилия для обеспечения церковного единства.
Сколько сил христиане тратят на бессмысленные межконфессиональные войны, вместо того, чтобы иметь радость Духа Святого. Очень больно, что христиане сегодня тратят так много энергии на выяснение отношений между собой, в то время как враг собирает силы для последнего броска.
Именно в это время, когда в мире идет наступление на христианские ценности, о чем мы должны больше думать - о том, кто правильней славит Бога, или о том, что нас объединяет как детей Христа, и как совместными усилиями заделывать проломы в нашей общей христианской стене? Когда антихрист воцарится, тогда мало не покажется всем - и православным, и католикам, и протестантам.
Когда Иаков перед смертью благословлял своих сыновей, то про Иосифа он сказал замечательные слова:
Быт.49:22 «Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною»
Да поможет нам Бог прилагать усилия к тому, чтобы строить стены, которые не разделяют, а объединяют людей в любви Иисуса Христа. А если уже кто-то до нас построил стены, которые разделяют христиан, то давайте будем «простирать наши ветви над стеною», молиться о единстве всех детей Божьих.