ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА на БРИТАНСКИХ ОСТРОВАХ

May 17, 2023 10:01

Британская ветвь христианства была уязвима. Она сильно пострадала от англосаксонского вторжения и опустошительных войн, за ним последовавших. После упадка власти римлян британцы, ослабленные пороками римской цивилизации и неспособные сопротивляться агрессии диких пиктов и скоттов с севера, позвали Хенгиста и Хорсу, двух братьев-князей и якобы потомков Водана, бога войны, из Германии к себе на помощь.

С этого времени начинается эмиграция саксов, англов, фризов и ютов в Британию. Они образовали там новый народ и новый язык, англосаксонский, составившие основу нынешней нации и языка Англии (земли англов). Они принадлежали к великой тевтонской расе и пришли из западных и северных областей Германии, из районов к северу от Эльбы, Везера и Эйдера, особенно Гольштейна, Шлезвига и Ютландии. Римляне не смогли завоевать их в свое время, а император Юлиан называл их самым замечательным из народов, живущих за Рейном на берегах Западного океана. Они были высоки и красивы, с голубыми глазами и светлой кожей, сильные и выносливые. Они грабили страны и промышляли как пираты на море, а возделывание земли и заботу о стадах оставляли женщинам и рабам. Они были самими свирепыми из германцев. Десятую часть пленных они приносили в жертву своим богам. Они превосходно владели копьем, мечом и боевым топором. «У нас нет, - говорит Сидоний, епископ Клермона, - более жестокого и опасного врага, чем саксы. Они побеждают всех, кто имеет смелость выступить против них… Когда они преследуют, они неизбежно настигают; когда их преследуют, им несомненно удается бежать. Они презирают опасность; их не одолевают кораблекрушения; они готовы драться за добычу с риском для жизни. Бури, такие ужасающие для других людей, у них вызывают восторг. Буря защищает их, когда их теснит враг, и прикрывает их действия, когда они замышляют нападение». Как бедуины Востока и индейцы Америки, они были разделены на племена, у каждого из которых был свой вождь. Во времена опасности они выбирали высшего командира, называемого кенигом, или королем, но только на какое-то время.

Эти чужеземцы с континента успешно отбили вторжение с севера, но им понравилось плодородие Британии и ее климат. Получая частые подкрепления от своих соотечественников, они выступили против союзников-британцев, изгнали из за горы Уэльса и границы Шотландии или превратили в рабов, а через полтора века стали сами хозяевами Англии. Здесь они осели и образовали октархию, или восемь независимых королевств - Кент, Суссекс, Уэссекс, Эссекс, Нортумбрию, Мерсию, Бернисию и Дейру. Последние два часто объединялись, поэтому обычно мы слышим только о семи королевствах, или об англосаксонской гептархии.

К этому периоду конфликта между двумя народами относится кельтская форма легенд об Артуре, которая позже претерпела радикальные изменения во Франции. Они не имеют исторической ценности, кроме как в связи с историей романтической поэзии средневековой религии.

После покорения Британии англосаксами, которые были язычниками и варварами, христианство там почти исчезло. Священников жестоко убивали, церкви и монастыри были разрушены вместе с остатками распадавшейся римской цивилизации. Ненависть и слабость британцев не позволили им нести Евангелие завоевателям, которые, в свою очередь, отвергли бы его из презрения к побежденным.

Но, к счастью, христианство было принесено туда снова, из далекой страны, лицами, которые не имели никакого отношение к ссоре двух этих народов. К христианству и цивилизации Англию вернул Рим, под влиянием Франции. В Англии была основана первая и, мы могли бы сказать, единственная чисто национальная церковь на Западе, но в тесном союзе с папством. «Английская церковь, - говорит Фримен, - почитающая Рим, но не склонившаяся перед ним раболепно, выросла с отчетливо национальным характером и постепенно распространила свое влияние на все чувства и привычки английского народа. К концу VII века независимая островная тевтонская церковь стала одним из ярчайших светочей христианства. Коротко говоря, введение христианства полностью изменило положение английского народа как на его собственном острове, так и по отношению к остальному миру».

История англосаксонской миссии читается как прекрасны роман. Папа Григорий I, еще будучи аббатом, бенедиктинского монастыря, увидел на невольничьем рынке в Риме трех англосаксонских мальчиков, выставленных на продажу. На него произвели впечатление их приятная наружность, светлая кожа, нежные лица и льняные волосы; узнав, к своей печали, что они были идолопоклонниками, он спросил, как называется их народ, их страна и их король. Услышав, что это англы, он сказал: «Правильно, потому что у них ангельские лица и они достойны того, чтобы стать спутниками ангелов на небесах». Затем ему сказали, что эти люди из провинции Дейра, и тогда он ответил: «Воистину, они de ira, то есть избавленные от гнева Божьего и призванные к милости Христа». А узнав, что их правителя зовут Элла (он правил с 559 по 588 г.), Григорий воскликнул: «Аллилуйя, да славят в тех местах Бога Творца»! Сразу с невольничьего рынка он пошел к тогдашнему папе и уговорил его послать миссионеров в Англию, причем сам предлагал взяться за это благородное дело. И он действительно положил начало духовному покорению этого далекого острова, однако римляне не пожелали расстаться с ним и, вернув его в Рим, вскоре выбрали Папой (590). То, что он не мог сделать лично, он осуществил через других людей.

В 596 г. Григорий, помня свою беседу с миловидными и светловолосыми англосаксонскими мальчиками-рабами и узнав о благоприятном моменте для своей миссии, послал в Англию бенедиктинского аббата Августина (Остина), тридцать других монахов и священника Лаврентия, снабдив их инструкциями, рекомендательными письмами к франкским королям и епископам Галлии, а также книгами. Миссионеры, которых сопровождало несколько переводчиков из Франции, высадились на острове Танет в Кенте, возле устья Темзы. Король Этельберт, женатый на Берте, христианской принцессе из Парижа, которая привезла с собой епископа, уже был готов к перемене веры. Он вышел навстречу чужестранцам и встретил их под открытым небом (он боялся воздействия магии, если придется встречаться с ними в помещении). Прибывшие несли с собой серебряный крест в качестве знасени и образ Христа, нарисованный на доске.

Спев литанию и вознеся молитвы о себе и народе, который они пришли обращать, посланцы проповедовали Евангелие через франкских переводчиков. Королю понравились обряды и слова провозвестников новой религии из далекого могущественного Рима, и он сказал: «Ваши речи и обещания прекрасны, но для нас они новы и непонятны, и я не могу оставить веру, которой так долго следовал вместе со своим народом. Но так как вы пришли издалека и хотите для нас блага, я обеспечу вас всем необходимым и не запрещаю вам проповедовать и обращать в свою религию всех, кого вы сможете обратить». Соответственно, он разрешил им поселиться в городе Кентербери (Дороверн, Дуровернум), столице его королевства, и вскоре этот город стал центром Английской церкви. Миссионеры проповедовали и вели строго монашеский образ жизни. Некоторые уверовали и крестились, «восхищаясь, - как говорит Беда, - простотой их невинной жизни и сладостью их небесного учения». Беда также упоминает о чудесах. Григорий предупреждал Августина не сосредотачиваться на чудесах, но радоваться со страхом и трепетать в радости, помня о том, что Господь сказал ученикам, когда те хвалились, что им подчиняются даже бесы. Ибо не все избранные совершают чудеса, однако имена их всех начертаны на небесах.

Король Этельберт был обращен, крестился (вероятно, 2 июня 597 г.) и постепенно увлек за собой весь народ, хотя миссионеры учили его никого не принуждать, ибо служение Христу должно быть добровольным.

Августин по приказу папы Григория I был рукоположен архиепископом английского народа. Рукоположение совершил Вергилий, архиепископ Арля, 16 ноября 597 г. Так Августин стал первым примасом Англии, долгий ряд преемников которого продолжается по сей день. По возвращении в Англию, на Рождество, он крестил более десяти тысяч англов. В том, что касается его талантов и характера, он ничем не выделялся и не может даже сравниться со своим великим тезкой, епископом Гиппонским, но в целом он хорошо подходил к миссионерской работе, а прочный успех привел к тому, что его имя оказалось окружено ореолом позаимствованного величия. Он построил церковь и монастырь в Кентербери, главную из церквей англосаксонского христианства. Он послал священника Лаврентия в Рим, чтобы сообщить папе об успехах и задать ряд вопросов о поведении епископов по отношению к их клирикам, об обрядовых различиях между Римской и Галликанской церквями, о браке двух братьев с двумя сестрами, о браке родственников, о том, может ли епископ быть рукоположен без присутствия других епископов и должна ли креститься женщина с ребенком, сколько времени после рождения ребенка супруги должны воздерживаться от плотской связи и т.д. Григорий ответил на эти вопросы очень подробно, в легалистическом и аскетическом духе времени, но в целом с большим здравым смыслом и пастырской мудростью.

Примечательно, что этот папа, в отличие от его последователей, не настаивал на полном соответствии с Римской церковью, но советует Августину, считавшему, что отличие обычаев Галликанской церкви противоречит единству веры, «выбирать из каждой церкви то, что благочестиво, религиозно и праведно», ибо «следует любить не вещи ради занимаемых ими мест, но места ради доставляемого ими блага». В остальных отношениях его советы вписываются в рамки папской системы и практики. Он велит миссионерам не разрушать языческие храмы, но превращать их в христианские церкви, заменить поклонение идолам поклонением реликвиям и позволить новообращенным в день посвящения и в другие праздники убивать скот по своим древним обычаям, но уже не для бесов, а для восхваления Бога, ибо невозможно, считал он, стереть сразу все следы прошлого из их закоснелых умов и тот, кто хочет взойти на вершину, должен подниматься постепенно, а не скачками. Его миссионеры преданно следовали его методам. Без сомнения, этим облегчилось номинальное обращение Англии, но так в христианскую церковь проникло большое количество языческих обычаев, и потребовались века, чтобы искоренить их.

22 июня 601 г. Григорий послал Августину плащ митрополита, отправил несколько священников (Меллита, Иуста, Павлина и других), много книг, священную утварь и одеяния, реликвии апостолов и мучеников. Он велел ему рукоположить двенадцать епископов в архиепископском диоцезе Кентербери и назначить архиепископа Йорка, который также должен был рукоположить двенадцать епископов, если прилегающая территория примет слово Божье. Меллит стал первым епископом Лондона, Иуст - епископом Рочестера (оба были рукоположены Августином без помощников в 604 г.), Павлин - первым архиепископом Йорка (625, после смерти Григория и Августина). Папа направил послания и подарки также королю Этельберту, «его превосходнейшему сыну», призывая стоять в вере, подтверждать ее добрыми делами среди подданных, подавлять поклонение идолам и следовать наставлениям Августина.

Источник: Шафф Филип. История христианской Церкви. - Т.4. Средневековое христианство. От Григория I до Григория VII. 590-1073 г. по Р.Х. - СПб.: Библия для всех, 2008. - 511 с.

миссионеры, Англия, история христианства, цитата

Previous post Next post
Up