ДОСТОЕВСКИЙ об ОБРАЩЕНИИ КАМНЕЙ в ХЛЕБ

Mar 28, 2023 10:01

Практика гуманитарной помощи в церквях наглядно показывает, что материальная озабоченность наших прихожан часто заслоняет их духовные запросы. Даже те из нас, кто приходит в церковь исключительно за духовным благословением, вынуждены тратить массу времени и сил в заботах о пропитании физическом. Увы, хлеб наш насущный дается нелегко. Почему? Этот вопрос не менее остро ставился во все времена. Вот как попытался ответить на него один из величайших писателей и религиозных мыслителей.

Письмо Ф. М. Достоевского В.А. Алексееву (7 июня 1876 г., Петербург)

Милостивый государь!

Извините, что отвечаю только сегодня на письмо Ваше, но был не здоров. Вы задаете вопрос мудреный - тем собственно, что на него отвечать долго. Дело же само по себе ясное. В искушении дьявола явились три колоссальные мировые идеи, и вот прошло 18 веков, а труднее, то есть мудренее этих идей нет, и их все не могут решить.

«Камни и хлебы» значит теперешний социальный вопрос. Это не пророчество, это всегда было. «Чем идти-то к разоренным нищим, похожим от голодухи и от притеснений скорее на зверей, чем на людей - идти и начать проповедовать голодным воздержание от грехов, смирение, целомудрие - не лучше ли накормить их сначала? Это будет гуманнее. И до Тебя приходили проповедовать, но ведь Ты Сын Божий, Тебя ожидал весь мир с нетерпением: поступи же так, как высший над всеми умом и справедливостью. Дай им всем пищу, обеспечь их, дай им такое устройство социальное, чтоб хлеб и порядок у них был всегда - и тогда уже спрашивай с них греха. Тогда, если согрешат, то будут неблагодарными, а теперь с голоду грешат. Грешно с них спрашивать.

Ты Сын Божий, стало быть, Ты все можешь. Вот камни, видишь, как много. Тебе стоит только повелеть и камни обратятся в хлеб. Повели же и впредь, чтоб земля рождала без труда, научи людей такой науке или научи их такому порядку, чтоб жизнь их была впредь обеспечена. Неужто не веришь, что главнейший порок и беды человека произошли от голоду, холоду, нищеты и из всевозможной борьбы за существование».

Вот первая идея, которую задал злой дух Христу. Согласитесь, что с ней трудно справиться. Нынешний социализм в Европе, да и у нас, везде устраняет Христа и хлопочет прежде всего о хлебе, призывает науку и утверждает, что причиною всех бедствий человеческих одно - нищета, борьба за существование, «среда заела».

На это Христос отвечал: «Не одним хлебом бывает жив человек», - то есть сказал аксиому и о духовном происхождении человека. Дьяволова идея могла подходить только человеку-скоту, Христос же знал, что хлебом одним не оживишь человека. Если притом не будет жизни духовной, идеала Красоты, то затоскует человек, с ума сойдет, себя убьет или пустится в языческие фантазии. А так как ХРИСТОС в Себе и в Своем СЛОВЕ нес идеал Красоты, то и решил: лучше вселить в души идеал Красоты; имея его в душе, все станут один другому братьями и тогда, конечно, работая друг на друга, будут и богаты. Тогда как дай им хлеба, и они от скуки станут, пожалуй, врагами друг другу.

Но если дать и Красоту и Хлеб вместе? Тогда будет отнят у человека труд, личность, самопожертвование своим добром ради ближнего - одним словом, отнята вся жизнь, идеал жизни. И потому лучше возвестить один свет духовный. Доказательство же, что дело в этом коротеньком отрывке из Евангелия шло именно об этой идее, а не о том только, что Христос был голоден и дьявол посоветовал Ему взять камень и приказать ему стать хлебом, - доказательство именно то, что Христос ответил разоблачением тайны природы: «Не одним хлебом (то есть как животное) жив человек».

Если б дело шло только об одном утолении голода Христу, то к чему заводить речь о духовной природе человека вообще? И некстати, да и без дьяволова совета Он мог и прежде достать хлеба, если б захотел. Кстати, вспомните о нынешних теориях Дарвина и других о происхождении человека от обезьяны. Не вдаваясь ни в какие теории, Христос прямо объявляет о том, что в человеке, кроме мира животного, есть мир духовный. Ну и что же - пусть откуда угодно произошел человек (в Библии вовсе не объяснено, как Бог лепил из глины, а взял от земли), но зато Бог вдунул в него дыхание жизни. Скверно, однако, что грехами человек может обратиться опять в скота.

Покорный слуга Ваш
Ф.М. Достоевский.

Источник: Владимир Герасимов. ВЕЛИКОЕ ИСКУШЕНИЕ. Газета Мирт. 2000. №1 (20)

искушение, Достоевский, духовность, человек, Христос

Previous post Next post
Up